«"Выгорание" священников - духовная болезнь»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил с ежегодным докладом на епархиальном собрании

Автокефалия на Украине  Аборты  Проблемы церковной жизни  Семья 
0
7053
Время на чтение 10 минут

Сегодня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил с ежегодным докладом на епархиальном собрании, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

«Каждый год, исполняя положение церковного устава, мы собираемся в этом зале, чтобы подвести итоги епархиальной жизни, обсудить задачи, которые стоят перед нами, поделиться планами на будущее, - сказал владыка. - Господь даровал нам лето Своей благости и в уходящем 2019 году, чтобы мы могли исполнять главное свое предназначение - вести людей по пути спасения, открывать им тайны Царствия Божия, дарить свою любовь».

«Этот год для нашей Церкви и всего православия стал непростым, хотя были и добрые события, - отметил митрополит. - Враг рода человеческого, пользуясь несовершенством людей, вносил смуту во взаимоотношения между Поместными Православными Церквами, обесценивая этим заповедь Господа о единстве. Как вы знаете, Предстоятели Александрийской и Элладской Церквей с частью своего епископата вопреки древним канонам, современной практике и просто здравому смыслу признали в качестве канонической созданную в прошлом году Константинопольским Патриархом Варфоломеем из раскольников Православную Церковь Украины. В этой связи Священный Синод Русской Церкви принял решение прервать евхаристическое общение с предстоятелем Элладской Церкви и теми архиереями, которые признают раскольников и будут совершать с ними богослужения. В отношении Александрийского Патриарха решения Синода пока не было ввиду того, что ближайшее заседание состоится в конце декабря».

«Во время визита в Москву в ноябре на вручении премии Фонда единства православных народов Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил IIIвыступил с инициативой собраться главам Поместных Церквей и попытаться найти решение по возникшей проблеме. В качестве подходящего места он предложил свою каноническую территорию в Аммане. Посещая в середине декабря с паломничеством Святую землю, я встретился с Его Блаженством и выслушал его конструктивное мнение по вопросу церковного единства. Он настроен оптимистично и в полной мере поддерживает Украинскую Православную Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием», - рассказал архипастырь.

«Стало уже очевидным, - продолжил владыка, - что одними человеческими усилиями решить эту проблему не удастся, по крайней мере, в ближайшее время. Вместе с тем мы знаем из Священного Писания и собственного опыта, что для Бога нет ничего невозможного. Когда-то трудно было представить и возвращение Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции в лоно Русской Православной Церкви, которое состоялось в этом году и стало знаменательным историческим событием. Был положен конец многолетнему разделению между братьями по вере в связи с гонениями советской власти в 20-30-е годы XX века и произошедшей тогда эмиграции части русского народа. В день подписания акта о воссоединении Святейший Патриарх Кирилл отметил, что оно состоялось не благодаря успешной церковной дипломатии, которая исчерпала все возможности, но Божией волей. Святые отцы говорят, что Церковь похожа на корабль, который уверенно идет по бурному житейскому морю и как бы сильно ни раскачивался на волнах, он не перевернётся».

Из важных мероприятий уходящего года митрополит Варсонофий отметил общегородской крестный ход, ежегодно проводимый в день перенесения мощей святого Александра Невского.

«Мною не раз говорилось, что его значение не ограничивается епархией или митрополией, но простирается на всю Русскую Православную Церковь, - пояснил он. - Это и большая для нас честь, и огромная ответственность. Чтобы устроить такое шествие в центре мегаполиса, требуется большая совместная работа духовенства, верующих, администрации, городских служб, СМИ, общественных организаций. Множество участников - в этом году 110 тысяч - говорит о желании людей соборно показать себя частью православного народа. Сейчас люди более склонны к индивидуализму, если и собираются вместе, то чаще в связи с негативной повесткой и крайне редко - с позитивной».

Владыка призвал духовенство и прихожан в дальнейшем «не ослабевать духом в подготовке к крестному ходу».

«Санкт-Петербургская епархия - одна из самых богатых по количеству храмов-памятников архитектуры, имеющих историческое и культурное значение. Многие из них являются мировыми шедеврами, и государство заботится об их хорошем состоянии. Но есть и такие храмы, которые оказались как бы никому не нужны, - посетовал архипастырь. - У нас 17 разрушающихся храмов и большинство - во втором кафедральном городе. Для сравнения: в России всего около 4500 таких храмов и больше всего в областях центральной России -Тверской, Ярославской, Владимирской, Костромской. По нашей митрополии всего 89, из них 48 - аварийных. Сегодня в одних населенных пунктах людей нет, в других - мало, но храмы остались в обезображенном виде. Наш долг - привести их хотя бы в должный внешний вид и спасти от разрушения».

По его словам, «каждый настоятель должен заботиться о вверенном ему храме, ремонтировать, следить за чистотой и порядком, учитывая охранные обязательства, если памятник представляет историческую или культурную ценность. В таких храмах и на территории все ремонтные работы должны согласовываться с КГИОПом. В качестве примера можно привести Никольский морской собор, который находится в великолепном состоянии. Для нас важно, кто будет ходить в наши храмы. Здесь все зависит от пастырей добрых, душу свою полагающих за овцы».

«Мы знаем, - продолжил он, - что священный сан принимают разные люди - со всеми недостатками и достоинствами. Но их объединяет желание послужить Богу. Церковь должна помогать им совершать служение в русле евангельского послания, требований канонов и традиции. Конечно, никто не становится хорошим пастырем сразу, должны пройти годы усердного служения с отзывчивыми учителями, которые помогут в трудных ситуациях, с понимающей матушкой - надежной во всем помощницей. Отдельно нужно сказать о супруге священнослужителя. Ей надлежит быть человеком церковным, любящим богослужение, ведущим скромный образ жизни, помогающим мужу по жизни, снимающим высокий градус напряжения, который возникает при общении с людьми. С этого года я регулярно встречаюсь с супругами кандидатов в священный сан, интересуюсь их готовностью и согласием сделать ответственный шаг, который накладывает ряд ограничений на жизнь и поведение. Сегодня молодые пастыри выходят на служение, как и всякие выпускники, не имея практического опыта в той сфере, где им предстоит трудиться».

«В Санкт-Петербурге состоялась конференция "Пастырство в современном мире: опыт, практика, перспективы", организованная возглавляемой мною комиссией Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. Одно из предложений конференции касается налаживания отношений между священниками разных поколений, чтобы в Церкви сохранялась преемственность. Пастырь будет гораздо богаче, и его проповедь принесет больше пользы, если он усвоит опыт священников, трудившихся в разное время, при отличных от нынешних, политических реалиях развития общества и возвещавших в историческом контексте своего времени благовестие Христово. Было также сказано о недостаточном насыщении информационного пространства положительными примерами пастырского служения, а также адекватными образами членов семей священников и воцерковленных мирян. В Санкт-Петербургской епархии подобные материалы регулярно публикует епархиальный журнал "Вода Живая", но этого явно недостаточно. В информационном потоке критики всего и вся, материалы о добрых пастырях принесут немалую пользу обществу», - уверен архипастырь.

«Другая крайность в пастырском служении - "профессиональное выгорание", говоря светским языком, или, по-церковному, - теплохладность. Клирику, который преданно служил на протяжении многих лет, уже не приносит радость то, что он делает. Наступает равнодушие. Богослужения и требы совершаются им машинально, без надлежащего благоговения и трепета. Выгорание характерно для тех, кто по роду занятий тесно общается с людьми - для врачей и учителей. Принимая сан, человек загорается, он искренне хочет быть полезным обществу, но из года в год видит, что его труды не приносят видимых результатов, никто не меняется, а дни кажутся ему похожими один на другой. Завышенные ожидания не оправдываются. Это, без сомнения, духовная болезнь, - подчеркнул владыка, - которой необходимо заниматься. Конечно, кризисные явления могут быть в жизни любого пастыря, но выливаются они во что-то серьёзное постепенно. Нужно разнообразить свою священническую жизнь, брать другие послушания, ездить к святыням, чтобы напитываться благодатью Христовой. Но в первую очередь нужно вести настоящую духовную жизнь. Сложно представить выгорание у подвижников благочестия или людей высокой духовной жизни. Будем уподобляться евангельским мудрым девам, которые имели в запасе елей для светильников и подливали его по мере необходимости. Приведу слова одного пастыря: "Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра -выгоревшими"».

«В Санкт-Петербургской епархии большое внимание уделяется вопросам профилактики абортов, - рассказал митрополит. - На прошлом епархиальном собрании в моем докладе подробно об этом говорилось. По Санкт-Петербургу количество абортов заметно снизилось. Если в 2014 году делали 20 тысяч абортов, то в 2018 году - около 14 тысяч. Но в целом по России снизилась рождаемость и увеличилась смертность. В 2018 году в городе скончалась 61 тысяча 719 человек, что превышает показатель 2017 года на тысячу человек. Тема народосбережения обсуждалась на Всемирном русском народном соборе, состоявшемся 18 октября в Храме Христа Спасителя. Причин такому положению несколько, но главная причина состоит в духовном состоянии нашего общества, в утилитарном отношении ко всему, когда понятие любви, как желания блага другому, уходит в прошлое. А в библейские времена наличие детей считалось благословением Божием, да и сейчас на Востоке иметь пять детей в семье - обычное явление».

«Дорогие отцы! – обратился владыка. - Развитие информационных технологий внесло существенные изменения в жизнь человека, его внутренний мир, душу, общение с окружающими. Человек стал более одиноким. Ему стало легко общаться через страны и континенты, но труднее с теми, кто рядом. В мире интернета все поверхностное, там не нужно нести какую-либо ответственность. Свою духовную пустоту человек стремится чем-то заполнить и часто заполняет суррогатами, приводящими к трагическим последствиям. Подобно рыбе, которая погибает, проглотив вместо органической пищи пластиковый мусор, заполонивший мировой океан. Каждому из нас Господь говорит, как некогда ученикам: Вы дайте людям пищу настоящую, которая насытит алчущих и напоит жаждущих. Как мы можем дать то, чего у самих мало?»

«Священник должен уделять больше внимания своему внутреннему миру, постоянно работать над собственным спасением, чтобы стяжать благодать Святаго Духа, - призвал он. - Без этого наша хотя и активная, но внешняя деятельность не сможет затронуть сердца людей, не даст им духовную пищу. Когда мы возглашаем на богослужении возглас "Мир всем", имеем ли мы в своём сердце этот мир?»

«В последние время мы многое делаем в плане внебогослужебной миссии, и милостью Божией чему-то уже научились. Но можем ли мы показать Христа в себе, чтобы люди видели в нас Его совершенство и любовь? Каждому верующему, тем более священнику, полезно сравнивать свою жизнь с Евангелием, с назидательными примерами трудов подвижников благочестия, а не с окружающей действительностью, которая находится на низкой планке нравственного состояния, - констатировал митрополит Варсонофий. - Жизнь нашей паствы омрачается не только падением нравов, но страданиями, которые объединяют богатых и бедных, плохих и хороших. Так было и так будет, пока длится человеческая история. Поэтому взаимоотношения священника с прихожанами должны строиться на основе любви и желания помочь. Любовь - универсальный и самый действенный язык, который понятен всем - и верующим, и неверующим».

«Сейчас люди постоянно испытывают стрессы, страдают от несовершенства ближних, не могут найти истинного счастья. Они приходят в храм, возможно, как к последней надежде обрести себя, ожидая от нас, священников, искреннего отношения, сочувствия и, если не быстрого решения проблем, то хотя бы сопереживания. Не следует требовать от пришедшего в храм сверх той меры, которую он может понести в настоящем своем состоянии. От нас ждут ободряющего слова. Посему мы должны быть оптимистами с положительной повесткой в проповеди, чтобы смогли затронуть те душевные струны, которые помогут человеку открыть в сердце Бога как смысл и радость жизни. Конечно, это нелегкий и, к сожалению, не всегда успешный по результату процесс», - отметил он.

«Священство - одна из немногих сфер, если не единственная, где личная жизнь и проповедь, облеченного саном человека должны совпадать. Ни одна другая профессия не предполагает в своей основе постоянное Богообщение. Господь удостоил нас такого высокого положения и счастья быть Его посланниками, проводниками Божественной благодати. Секулярное окружение не может не накладывать отпечаток на нас, призванных возвещать высоту духа над плотью, ибо, по словам апостола Павла, "помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8:6)". Будем помнить, что священник - это не актер, который в означенное время выходит на сцену играть роль, а потом уходит до следующего раза», - сказал владыка.

«Хотя мы живем в эпоху "золотого тельца" и личного неспокойствия, именно эти недостатки народ неохотно прощает священнику, закрывая глаза на многое, кроме сребролюбия и гнева, - подчеркнул архипастырь. - Если он делает что-либо только ради материальных благ - доверия к нему не будет. Напротив, ему следует жить жизнью прихожан, не закрываться от них, участвуя, насколько возможно, в решении их проблем. Результат не заставит долго ждать - люди будут тянуться к такому пастырю, и приход будет развиваться. Нужно постоянно спрашивать себя: все ли мы делаем, чтобы жизнь прихода, где мы служим и настоятельствуем, менялась в лучшую сторону, чтобы "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:47)».

Митрополит также сообщил, что в 2020 году мы будем «отмечать 30-летие канонизации праведного Иоанна Кронштадтского на Поместном Соборе и 20-летие окончательной передачи в собственность Санкт-Петербургской епархии зданий и помещений Александро-Невской лавры, которые многие годы занимал научно-исследовательский институт "Прометей". Будем надеяться, что во благовремении и остальные здания и храмы обители будут возвращены законному владельцу, чтобы в них совершались богослужения и возносилась молитва. Тем более в 2021 году мы будем отмечать 800-летие со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского и центром юбилейных торжеств станет посвященная ему лавра».

Завершая доклад, владыка поблагодарил всех «за неустанные труды, которые вы несете по мере сил каждый на своём месте, совершая общее дело во благо Санкт-Петербургской епархии. Будем усерднее просить Господа в молитвах, чтобы в грядущем 2020 году у нас были духовные силы и решимость быть теми, какими нас хотел бы видеть Господь -истинными пастырями Его словесного стада. А он подаст нам мудрость и терпение правильно отвечать на вызовы, которые появляются неожиданно и не всегда соответствуют нашим скромным возможностям. Будем стремиться приобретать духовные дары, а все остальное приложится. Пусть нашим девизом будут слова апостолов, обращённые ко Господу: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою" (Мк.10,28)».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Автокефалия на Украине
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
ПЦУ или тюрьма
О казусе о.Данилевича: СБУ поставлена чёткая задача по уничтожению УПЦ
15.04.2024
Все статьи темы
Аборты
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Пора вводить налог не только на бездетность, но и на малодетность
22.04.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Бархатный» аборт
Жизнь наша – это и есть душа наша, и её зарождение происходит в момент зачатия
17.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02