Гостья из украденного будущего

Актуальные размышления о популярном советском фильме

Бывший СССР 
0
4558
Время на чтение 10 минут

I. Я долго не мог понять, почему на меня такое сильное впечатление произвел фильм «Гостья из будущего»?

Напомню, что этот детский пятисерийный фильм вышел еще в советские время – в 1985 г. Неожиданно фильм, которому кинокритики предрекали провал, возымел громадный успех и быстро превратился в культовый. На Наташу Гусеву, исполнительницу главной роли Алисы Селезневой, вдруг свалилась ошеломительная слава. У бедной девочки изменилась походка – она теперь ходила с низко опущенной головой, чтобы прохожие ее не узнавали. Ибо – удивительное дело – на нее смотрели открыв рот, как на живую богиню. Множество наших школьниц кинулись подстригаться «под Алису», а сотни юных поклонников сидели на ветвях деревьев перед квартирой (на пятом этаже) совсем юной Наташи. Появились «алисоманы». Появились многочисленные анекдоты о главных героях. Появился сайт фильма и даже созданные фанатами памятник фильму и аллея Алисы Селезневой недалеко от м. Речной вокзал. И до сих пор поклонники фильма собираются вместе с актерами и вспоминают историю его создания, и снова и снова смотрят уже хорошо знакомые кадры.

Так в чем же дело? Почему фильм завоевал столь впечатляющую всенародную любовь, и почему он до сих пор бередит сердца многих?

II. Может быть, дело в исполнительнице главной роли? Да, Наташа Гусева изумительно вписалась в свой образ, была на редкость естественна, без малейшей фальшивости. И поэтому неудивительно, что в нее влюбилась чуть ли не половина мальчишек со всего Союза. Но ведь прекрасно сыграла не одна Наташа. Блестяще исполнил свою роль и Алексей Фомкин, создавший образ второго главного героя картины – Коли Герасимова, ученика 6-го класса, попавшего в будущее. Из Алеши вышел бы выдающийся актер, но судьба распорядилась по-другому – он погиб в 26 лет, задохнувшись в пожаре. Прекрасно смотрится на экране и Марьяна Ионесян, сыгравшая подругу Алисы Юльку Грибкову. Да и не только в «Гостье», но и во многих других советских фильмах позднего периода мы видим замечательную игру юных актеров. Но культовыми эти фильмы не стали.

Может быть, взрослый актерский ансамбль столь кардинально поразил зрителей? Да, ансамбль хорош: Невинный, Кононов, Бурков, Варлей, Талызина, Герасимов, Ясулович. Все играют прекрасно, да и сами роли очень выигрышные. Однако мы знаем, что и во многих других детских фильмах советского времени актерский коллектив не менее замечателен. А то и более. И все же культовым стал только один – «Гостья из будущего».

Может быть, сюжет фильма уж очень увлекательный? Или зрители были ошеломлены спецэффектами или режиссурой? Конечно, сценарий написан мастерски, очень живо. Но и другие наши детские фильмы (например «Приключения Электроника») увлекали детвору. Да и сама «Гостя из будущего», если говорить честно, технически имеет много дефектов: постоянные длинноты, примитивные, по нынешим меркам, спецэффекты, масса ляпов. А, кроме того, скажите, как может в принципе понравиться сюжет, состоящий из сплошных погонь (фанаты насчитали их аж 44)? И тем не менее…

Так в чем же загадка этого фильма?

III. Думается, что секрет фильма совсем в другом. Этот фильм – о лучшем будущем. А точнее – о более высоком, прекрасном обществе, которое в советское время возможно было представить себе только как в будущем. Но позвольте, скажут мне, так ведь это очевидно – даже название говорит об этом. В том-то и дело, что очевидно, но не для всех. Для того, кто чает светлого будущего, кто «ушиблен» этой идеей это понимается с полоборота, и тот уже смотрит его как прекрасную, чистую и добрую утопию, которая раскрывается на языке приключений, случайностей, преследований. Для тех же, кто живет в этом падшем мире и занят выживанием в нем, фильм предстает просто как детская фантастика с несерьезным сюжетом, бестолковой беготней и примитивными спецэффектами.

Да, далеко не все мечтатели, хотя таковых и много. А в нашем позднем социализме, когда насущные материальные и социальные проблемы были в основном решены, само время плодило мечтателей, не задавленных бытом и уверенных в прочности своего будущего. Тогда люди (увы, не все) очень хотели жить в «прекрасном далеко» и верили, что их страна – верный путь к нему.

В некоторых рецензиях проводится аналогия с христианством: мол, Алиса – это намек на Христа, спустившегося в наш мир, а финальная сцена – напоминает Тайную вечерю. Думается, что не следует искать в фильме аналогий с христианством. Да авторы и не ставили перед собой такой задачи (попробовали бы они ее поставить при тогдашней цензуре). Христа в фильме нет, но утверждать, что фильм атеистический, было бы совершенно неправильно. Наоборот, по своей уверенности в победу добра и деятельной борьбе против зла, кинокартина ничуть не противоречит христианству. А по силе положительного воздействия на такую сложную аудиторию, как ребята 12-15 лет фильм, по-видимому, не имеет себе равных ни в советском, ни в постсоветском кинематографе.

Фильм стоит на земле и показанное в нем – вовсе не Царство Небесное, а земное будущее, где остается зло, остается смерть, которые вдруг врываются в фильм с появлением космических пиратов. Это именно земное будущее, в котором будут жить наши внуки, которое будет проходить наша Россия. И это исключительно важно. Ибо будущее – реально. Оно наступит и для верующих и неверующих, и далеко не все равно, с чем наша Россия к этому будущему придет.

Только тут вопрос: действительно ли коммунистическое будущее «Гостьи» возможно? Уверен, что, возможно (точнее, было возможно), но, разумеется, без фантастических преувеличений, типа путешествий во времени. Ведь мы 70 лет жили при социализме и сердцем чувствуем созвучность будущего «Гостьи» той нашей, уже прожитой жизни.

Но именно тут мы сталкиваемся, может быть, с самым серьезным недостатком фильма. Если сама идея показать будущее безусловна и ценна, то сам портрет будущего восторга не вызывает. Космические путешествия, несколько технических новинок, шикарные одежды – вот собственно и все, что видит зритель в будущем. Самих новых, более совершенных отношений между людьми, мы так и не увидели. И это прямо-таки убожество разочаровывает, существенно диссонируя с замыслом фильма.

IV. Думается, что можно назвать пять основных авторов, стараниями которых идея фильма, не без недостатков, но была воплощена.

Павел Арсенов, режиссер фильма. Режиссер опытный, уже снявший к тому времени несколько фильмов. Режиссер-романтик, режиссер, горевший желанием показать ребятам новый мир, творческая, нетривиальная личность, человек ищущий, максималист. Он сразу решил снимать альтернативное Голливуду кино, душевное, светлое кино в советских традициях, и преуспел в этом. Арсенов смело изменял первоначальный сценарий (хотя канва сохранялась) и прямо по ходу съемок искал вместе с актерами более точные решения. Многое лишнее выбрасывалось или видоизменялось. Будучи искренним и в то же время глубоким человеком, он писал: «Думаю, что человек должен быть честен и перед собой, и перед близкими, и перед Отечеством, как бы сложна его жизнь ни была, хотя понимаю, что многое с трудом дается, с большим, великим трудом, и физическим, и нравственным, каким угодно. И еще. Нужно не забывать о конечном, о быстропреходящем, о смерти. Мещанин тот, кто гонит мысль о смерти». И думается, что в «Гостье из будущего» Арсенов совершил дело, с которым он смело мог предстать перед судом Господним. Арсенов, наверное, был единственным человеком, который, понимал, что хочет сказать фильмом. Хотя, видимо, понимал недостаточно отчетливо. Свидетельство этому – его последующий фильм «Лиловый шар». Это был где-то, как ныне говорят, «сиквел» «Гостьи» – и режиссер тот же, и композитор, и сценарист, и большинство артистов перекочевало из «Гостьи» в новый фильм, и та же Наташа Гусева играла в нем Алису. Казалось бы, успех обеспечен. Но только «Лиловый шар» не стяжал и сотой доли той любви, который вызвала «Гостья» – все дело в том, что образа будущего в новом фильме не было.

Кир Булычев – автор первоначального сценария, написанного по его же повести «Сто лет тому вперед». Надо сказать, что повесть не дает яркого образа светлого будущего – оно там заслоняется экзотикой и техническими достижениями. Но сценарий оказался замечательным в другом плане – в нем удивительным образом сплавлено казалось бы несоединимое: безудержная приключенческая фантастика с реальной повседневной жизнью. Мир Булычева населен не ходульными суперменами, а живыми, очень яркими персонажами, со своими характерами и страстями, и их реализация в кино сделала фильм незабываемым. Недаром зрителям полюбились не только главные герои, но и многие другие персонажи, включая и уморительных пиратов (их великолепно сыграли Кононов и Невинный). За это Булычеву можно даже простить постперестроечное фиглярство над Советским Союзом – тогда очень многие вдруг перекрасились в ярых антисоветчиков и зло издевались над страной, которая их вырастила. Увы, не избежал этого и Булычев.

Наташа Гусева. После съемок фильма она говорила, что «никаких творческих мук у меня не было. Я просто играла себя». Тут нужно уточнение: конечно же – себя, но себя лучшую, себя, очищенную от темных сторон. И удивительное дело – труднейшая задача показа прекрасного, где-то идеального человека, над которой часто безуспешно бились величайшие творцы, вдруг легко и свободно воплотилась в девочке, на вид слабенькой, но неожиданно показывающей нетривиальные способности, хотя совершенно не желающей их напоказ демонстрировать. А главное, она убеждает с моральной стороны, пусть и не на много, но оказываясь и находчивее и правдивее и скромнее и выдержаннее и смелее своих сверстников из XX века. Алиса оказалась олицетворением светлой мечты. Подростковую аудиторию обмануть невозможно – Алису признали своей, и на имя Наташи Гусевой пришло, говорят, более ста тысяч (а некоторые уверяют, что 400 тыс.) писем от ребят, и в подавляющем большинстве в них была просьба дать телефон. Наташа понимала, какой силы образ она создала на экране и, поучаствовав в нескольких проходных фильмах, оставила актерскую профессию, пожелав навечно сохранить незапачканным светлый образ Алисы.

Евгений Крылатов и Юрий Энтин. Крылатов – один из последних не побоюсь этого слова великих советских композиторов. И может быть, вершина его творчества – «Прекрасное далеко» из нашего фильма. Впрочем, как и Юрия Энтина, написавшего потрясающие слова. Интересно, что песня родилась практически мгновенно: Энтин, за полчаса сочинил текст, а Евгений Крылатов рассказывал, что получив стихи, пошел домой, подошел к роялю и за десять минут написал песню. И с тех пор мы повторяем щемящие строки:

Прекрасное Далеко!
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!

Слова эти были на редкость необычны в условиях, казалось бы, безоблачных перспектив нашего социализма. Рассказывают, что даже сам Крылатов спросил: «Юра, а почему у тебя столько раз повторяются слова «не будь ко мне жестоко»? Энтин ответил: «так это же молитва! Молитва за наше будущее» – «Ах вот оно что!» - тут же одобрил Крылатов. Но не только это. Вот еще строки:

Слышу голос - голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?

Интересно, что именно эти-то слова не нравились Энтину, но, как оказалось, они попали в десятку – в них удивительно точно отражена наша ответственность за будущую Россию.

Вообще, саундтрек фильма изумителен. Не только «прекрасное далеко», но и другие музыкальные фрагменты – «тема будущего» или уморительная «тема пиратов» – оказались на редкость запоминающимися. Без божественной музыки Крылатова фильм вряд ли имел такой успех.

В результате объединения усилий столь разных по таланту людей неожиданно получился фильм-шедевр, фильм, надо сказать, абсолютно целомудренный, фильм, несущий в себе удивительный заряд доброты и уверенности в победе добра над злом.

V. Но катастрофа была уже рядом. Через пару лет после выхода фильма страна стала катиться в пропасть и вскоре разрушилась. В финальной сцене фильма Алиса предсказывает ребятам их будущее: «Боря... станет знаменитым художником. Его выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе, и на Венере. Мила... станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей галактики. Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир….Садовский станет обыкновенным инженером и изобретет самую обыкновенную машину времени. Лена Домбазова... станет... киноактрисой. О ней будут писать стихи. А стихи будет писать... Да, Коля Герасимов».

Ох, как только не издевались над этими пророчествами после гибели СССР! Появились новые озвучки этого эпизода: «Боря станет криминальным авторитетом… Мила станет проституткой с Ленинградского шоссе.…». Другие защищали Алису – она не могла сказать правду – уж слишком это было бы жестоко. «Гостья» оказалась самым пророческим (точнее анти-пророческим) советским фильмом.

Да, буквально всем посмотревшим фильм вдруг становится ясно, как их обворовали, какое будущее у них украли! Да и не только будущее, но и прошлое. Читая отзывы о фильме все время натыкаешься ша восклицания типа «как же нас тогда накололи!», «как же мы могли так все прошляпить!» (в реале люди выражаются куда крепче). Фильм убеждает не обличениями, не потрясанием кулаками, а просто показом несбывшегося будущего, которое казалось близким и вполне возможным. А без будущего человек жить не может. Фильм показал, насколько была велика потребность народа увидеть, нет, не благополучную, а светлую жизнь. И насколько была велика тяга к коммунизму. Люди, конечно, видели и темную сторону советского социализма, но страстно желали, чтобы светлая сторона победила. И эти чаяния были с огромной силой высвечены «Гостьей».

Надо сказать, что эти два слоя в советском обществе – светлый и темный – существовали уже давно, с хрущевских времен, положивших начало гниению советского социализма. Тогда это было скрыто, но по мере распада проступало все яснее и яснее. Нижний слой разрастался, наступал, организовывался, и, улучшив момент, захватил власть и изменил строй.

Но был и верхний слой людей нестяжательных, честных, ответственных, знающих, старающихся помочь ближнему. Он был воспитан социализмом. И именно портрет этого слоя, в преломлении его к детскому взгляду, был показан в «Гостье из будущего». Можно даже сказать, что фильм предотвратил окончательное падение России в страшный апокалипсис пост-перестройки. Алиса сделала людей чуточку лучше, и они, храня в сердце ее светлый образ, сумели вытянуть страну в эти жуткие 90-е. И более того, многие воспринимали и продолжают воспринимать фильм как приговор современному строю.

VI. Конечно, все сказанное легко списать на банальную ностальгию по временам своей юности. Только, во-первых, автор впервые посмотрел «Гостью из Будущего» будучи уже стариком за семьдесят.

А во-вторых, ситуация и впрямь критическая. Нынешние дети уже не те, что выросли в Советском Союзе – их гораздо больше привлекают стрелялки, трансформеры и всепобеждающие западные кино-супермены. Машина по духовному растлению наших детей работает без передышки, и они уже не понимают коммунистического будущего. Да и современная молодежь уже другая. Она смотрит на советский период как на далекую скучную историю, о которой, кстати, она имеет весьма извращенное представление. И молодежь уже не будет смотреть ни «Чапаева», ни «Берегись автомобиля», ни «Гостьи из будущего», ни других фильмов великой советской эпохи. В голове у нее жидкий бульон из самых противоположных мнений. И их «прекрасное далеко» ограничивается желанием устроиться в какую-нибудь денежную фирму и, может быть, создать семью. Такие понятия как «Родина», «Россия», «Церковь» у них где-то на задворках сознания. Но ведь старики умирают, и приходит их черед править страной. Как сказал классик «с такими чувствами, с такой душою» Россия не возродится (если не случится чего-то экстраординарного).

Машину времени вряд ли изобретут, и будущее от нас остается сокрытым (хотя Откровение Иоанна дает о нем некоторое представление). Но будем не только молиться за Россию, как это делают большинство православных, но и, как Алиса, действовать, активно бороться со злом.

Сомин Николай Владимирович, православный публицист, кандидат физико-математических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

131. Образец юнговского негативного мышления.

А из Вашего принципа, что можно жертвовать за народ, вполне может следовать. что в определенных условиях Вы меня можете выгнать на улицу, оставить без средств существования и казнить
С. Югов / 29.07.2022, 10:30

130. Ответ на 123, Андрей Карпов:

Тут штука в том, что себя на постамент ставит каждый. Те, кто поклоняются божку коллектива, не исключение. Как не исключение и жрецы этого божка. Это всё в плюс (дополнительная опция).

С точки зрения эгоцентриста вообще нет таких понятий как товарищество, солидарность, взаимопомощь, сотрудничество - то, что мы вкладываем в понятие коллективизм. Лишняя опция. Эгоист везде видит личный интерес и корысть.
Ладога / 28.07.2022, 20:17

129.

Те, кто поклоняются божку коллектива, не исключение. Как не исключение и жрецы этого божка. Это всё в плюс (дополнительная опция).
Можно вычислить в процентах - кто боьше"ставят на постамент" Те или другие.
А вообше-то,как говорится, кто о чём.
С. Югов / 28.07.2022, 16:49

128. Ответ на 119, Андрей Карпов:

Грубо говоря, из моего принципа, что жертвовать можно только за людей, следует то, что я, уважаемая Диана, никогда не лишу Вас имущества, не выгоню из дома, не расстреляю. А из Вашего принципа, что можно жертвовать за народ, вполне может следовать. что в определенных условиях Вы меня можете выгнать на улицу, оставить без средств существования и казнить. В этом-то и вся разница.

Андрей, не передергивайте. Вы же прекрасно поняли, что Диана имела в виду САМОпожертвование. Жертвовать Вами никто не собирается - да и как это Вы себе представляете? Если же Вы печетесь об олигархах, то их немножко пощипать надо, но вполне легитимными процедурами: например, введением прогрессивного народа и принуждением к выполнению госзаказов. Выгонять их на улицу или на Колыму никто не собирается.
Полтораки / 28.07.2022, 16:32

127. кто ты и откуда?

Когда к тебе приходят "гости из будущаго" задайте им вопрос Антония Великого: кто ты и откуда?
Vladislav / 28.07.2022, 15:20

126. Ответ на 119, Андрей Карпов:

Грубо говоря, из моего принципа, что жертвовать можно только за людей, следует то, что я, уважаемая Диана, никогда не лишу Вас имущества, не выгоню из дома, не расстреляю. А из Вашего принципа, что можно жертвовать за народ, вполне может следовать. что в определенных условиях Вы меня можете выгнать на улицу, оставить без средств существования и казнить. В этом-то и вся разница.

Лечить больного Вы бы стали строго по протоколу, или каждого индивидуально, не забывая, разумеется и о протоколе, но помня о нем лишь как о рекомендациях, необязательных к исполнению?

125. Ответ на 117, Андрей Карпов:

Именно за народ, за Отечество можно отдать жертву

Вы ошибаетесь... За абстрактные понятия никто жертвовать собой не будет. Человек всегда персонализирует такие понятия. "Народ" - это вот тот-то, тот-то и тот-то, кого я знаю. "Отечество" - это вот такие-то контуры жизни (детки идут в школу, счастливые пары встречают рассвет, мамы укачивают ребенка в детских колясках - целый поток образов. Вот при такой персонализации жертва возможна. Я отдаю себя за людей...

Но эти же слова можно использовать и принципиально наоборот, элиминируя образы людей. Да такой-то и такой-то пострадает, но это нужно ради народного блага. Да, обыденную жизнь придётся перетряхнуть, но это будет сделано ради величия Отечества. Так можно жертвовать не собой, но другими.

Поэтому формула "за други своя" тоже имеет две интерпретации. Чаще ее прикладывают не к себе, а к другим. Это даёт больше произвола в том, чем можно пожертвовать и в каких обстоятельствах. Идти за Христом значит жертвовать собой и только собой. Всё остальное - от лукавого.

) Вы стали дугинистом? Я имею в виду принцип формального обращения к имени Христа:
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5222609/pub_62dc35a78708be14cbe861e0_62dc5146770bcd19c631b26b/scale_2400

124. Ответ на 122, Потомок подданных Императора Николая II:

К сожалению, Вы только провозглашаете очередную ложь. И покрепче Вас были "истинно православные", а проигрывали крестьянские души в карты, лишали детей их матерей и даже просто убивали крепостных без вины.

Я так понимаю, что Вы спорите с первой частью моего высказывания, а по поводу второй возражения нет. В том-то и дело...
Андрей Карпов / 28.07.2022, 13:08

123. Ответ на 121, С. Югов:

это божок, именем которого рулят жрецы.
Частенько это аовсе не коллектив. а собственная персона. Сам- кумир.,сам и жрец. Удобно. Но увы, и этими идолами часто рулят ругие "жрецы".

Тут штука в том, что себя на постамент ставит каждый. Те, кто поклоняются божку коллектива, не исключение. Как не исключение и жрецы этого божка. Это всё в плюс (дополнительная опция).
Андрей Карпов / 28.07.2022, 13:07

122. Ответ на 119, Андрей Карпов:

можно отдать жертву, а не за отдельные трамвайчик, булочку и даже отдельного человека.

Грубо говоря, из моего принципа, что жертвовать можно только за людей, следует то, что я, уважаемая Диана, никогда не лишу Вас имущества, не выгоню из дома, не расстреляю. А из Вашего принципа, что можно жертвовать за народ, вполне может следовать. что в определенных условиях Вы меня можете выгнать на улицу, оставить без средств существования и казнить. В этом-то и вся разница.

К сожалению, Вы только провозглашаете очередную ложь. И покрепче Вас были "истинно православные", а проигрывали крестьянские души в карты, лишали детей их матерей и даже просто убивали крепостных без вины.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22