Остроумие нечасто соединяется с умом – как блеск с сиянием

Но Гоббс – исключение

«340 лет назад ушел в вечность Томас Гоббс в твердой уверенности, что "человек человеку волк" и что "величайшее благодеяние, которым мы обязаны речи, заключается в том, что мы можем приказывать и получать приказания, ибо без этой способности была бы немыслима никакая общественная организация среди людей, не существовало бы никакого мира и, следовательно, никакой дисциплины, а царила бы одна дикость"», - написал на своей странице в Фейсбуке доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев.

Валерий Николаевич размышляет об актуальности политической философии Гоббса в беседе с заместителем главного редактора «Русской народной линии» Александром Валентиновичем Тимофеевым.

Изучая политическую философию Гоббса в университете, я обратил внимание на ее реалистичность и злободневность. В XVII веке Левиафан был гораздо слабее своего потомка в лице нынешних государств, в том числе западных…

И да, и нет: современные государства сегодня переживают не лучшие времена, даже самые мощные из них живут с поврежденным суверенитетом, который во времена Гоббса считался главным достоинством… В наше время все межгосударственные союзы, в том числе и ЕС, и даже такие военные организации государств, как НАТО, сконцентрировавшие в своих руках невиданную мощь, при ближайшем рассмотрении оказываются все менее дееспособными, лишенными смысла, как подметил недавно президент Франции Макрон. А чего стоит пресловутый и неизбежный развод в европейской семье по имени Брексит? Напомню, что еще генеральный конструктор ЕС граф Куденхове-Калерги считал связь европейцев с англичанами ненадежной и противоестественной. Если присмотреться повнимательнее к этому «единству», то окажется, что за ним ничего нет: за мощью скрывается немощь, за демонстрацией силы бессилие и страх. И самые близкие, казалось бы, союзники живут друг с другом по принципу Гоббса «человек человеку волк» с поправкой, что у волков меньше грызни, а для того, чтобы отыскать хоть какую-то основу солидарности, ищут её, как заведено, во внешней угрозе, то есть в России.

Поэтому Вы правы, когда говорите, что учение Гоббса и через столетия воспринимается как более трезвый и реалистичный взгляд, чем многие современные политические теории, почти все западного производства, призванные прикрыть стыдобище. А то, что мы его не замечаем, тоже объяснимо: всё страшное перестаёт вселять ужас, когда опривычнено или, по-научному, хабитуализировано. Но от этого оно не перестает быть смертельно опасным. Мы живём в страшном мире, но, к счастью для нас, мы этого не замечаем. Мы же не говорим каждый день о рисках, хотя каждый шаг — это риск.

Правда, я не готов оценивать концепцию Гоббса как какой-то исключительный случай озарения. Собственно говоря, человек увидел то, что другие не замечают просто потому, что это стало порядком вещей. Но так совершаются практически все открытия. Когда человек делает открытие, он ничего не придумывает, он только открывает. Правда, для того чтобы что-то открыть, надо немного «сдвинуться по фазе», посмотреть на обычные вещи с необычной точки зрения. Иногда такой подход вызывает шок и пугает. Пугает не то, что является действительно страшным, а то, что вызывает шок. Особенность Гоббса – его природное остроумие. Остроумие, кстати, нечасто соединяется с умом, как блеск с сиянием. Но Гоббс – редкое исключение. Кстати, когда его уличали в том, что он мало читает, он отвечал: «Если бы я читал так же много, как и другие, я был бы так же невежествен, как и они»… А причину того, что именно Гоббс сделал своё открытие, лучше других объяснил Ф. Фукуяма в книге с говорящим названием «Наше постчеловеческое будущее»: «В основу описания Гоббсом естественного состояния как войны "всех против всех" легли сектантские свары его времени».

В некоторой степени основной постулат политического учения Гоббса выражен в 3 пункте 55 статьи Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Гоббс же не превозносил насилие ради насилия. Он лишь довольно убедительно доказывает, что без государственного принуждения невозможен ни мир, ни безопасность, ни другие общественные блага. Величие концепции Гоббса заключается в её тривиальности, в её банальности. Он сформулировал истину, которая самоочевидна, но почему-то часто она воспринимается в штыки.

Я как раз об этом и говорю. Конституция, и не только наша, но и любой другой страны — это набор деклараций, а декларации отличаются от нормальных суждений тем, что они настолько самоочевидны, что не требуют комментариев. Хотя именно комментарии в данном случае сняли бы завесу с того ужасного хаоса мнений и позиций, который обычно стоит за декларациями. Пример – провозглашение широкого круга прав, но за исключением тех, которые могли бы повредить, например, государственным интересам или безопасности. Сразу вспоминаются слова святого Апостола Павла из его Первого послания к Фессалоникийцам: «… ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». По-моему, лучше не скажешь! Но мы не замечаем очевидного! Почему? На вопрос ответил Шопенгауэр, процитировав при этом того же Гоббса. Дело в том, что мы очень лестного мнения о себе, чтобы считать себя обманутыми: «Ценность, придаваемая человеком мнению о нем других, несоразмерно велика и неразумна. Гоббс весьма резко, но в конце концов, правильно выразил это словами: "все наши духовные радости и удовольствия вытекают из того, что, сравнивая себя с другими, мы выносим лестное для себя заключение"».

И еще один вопрос, который мы обычно не задаем: что понимать под защитой государственных интересов? И зря, что не задаем, так как под государственными интересами может быть скрыто всё что угодно, например, коммерческие интересы узкой группы лиц или какой-то банковской структуры, в том числе иностранной. Причем эти интересы иногда, в определенной ситуации и в течение какого-то времени, могут действительно совпадать с интересами государства, но никому не известно, когда они придут в противоречие. И меньше всего это известно простым гражданам, которые стоят на площади перед колокольней, где им провозглашают их права, совсем немного ограниченные в их же интересах…

Концепция Гоббса становится всё более актуальной. Вспомним, как в США после 11 сентября 2001 года ужесточили систему безопасности, усилили контроль, ввели дополнительные полномочия правоохранительных органов. Подобные тенденции наблюдаются во многих странах, в том числе в свободолюбивой Франции.

Конечно, в борьбе за права граждан самим гражданам приходится чем-то жертвовать и, в первую очередь, идти на ограничение собственных прав. Если хочешь получить хотя бы малую и заведомо лукавую гарантию личной безопасности – передай государству, Левиафану, право отслеживать все свои действия, прослушивать все твои разговоры и прочитывать все твои письма. Что и сделано! Кроме того, если любая декларация или любой закон что-то разрешают, то всё остальное они по определению запрещают… Но что же это — «всё остальное»? Гражданам в этом разобраться невозможно без адвоката, а адвокат стоит очень дорого. Поэтому в Соединенных Штатах Америки если человек хочет судиться, но у него нет дорогого адвоката, то это бесперспективное занятие. В России, конечно, всё проще: здесь и дорогой адвокат не поможет…

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Тимофеев:
Как семье с детьми встретить Новый год в пост?
Многодетные отцы Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, допустимы ли новогодние гуляния в самый разгар Рождественского поста
29.12.2019
Можем ли мы забыть тех ребят?
Призываю 1 января не буйствовать в похмелье, а прийти в храм и помянуть наших воинов, погибших при штурме Грозного, начавшемся 31 декабря 1994 года
28.12.2019
Русские старицы и западные старухи
День почитания иконы Божией Матери «Геронтисса» можно было бы объявить Днём русских матушек и стариц
16.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Или зачем Дмитрий Киселев вынуждает Русскую Православную Церковь признать суррогатное материнство нормой
05.12.2019
Все статьи автора
Валерий Расторгуев:
Рождественское послание 2020-го года
Нынешнее Послание Путина очевидно диссонирует с предыдущим, которое носило далеко не праздничный настрой
15.01.2020
Споры о «путинизме» - времени, когда эпохи вмещаются в годы
О периоде правления Владимира Путина
16.10.2019
Муниципалитет – самоуправление или самоуправство?
Как разрешить конфликт между федеральной, региональной и муниципальной ветвями власти
11.10.2019
Почему русские либералы покусывают власть?
Письмо ученых в защиту фигурантов т.н. «московского дела» подтверждает пролиберальный курс правительства
26.09.2019
Все статьи автора