«Апробатор территорий». Не так давно телеканал «Россия» представил передачу Андрея Малахова, в которой искали ответа на вопрос: «Куда подевалась Татьяна Васильевна Доронина?» Доминантой разговора были несомненные заслуги Татьяны Васильевны, её большой вклад в развитие традиционного русского театра. В кадрах присутствовали прекрасные актёры Александр Михайлов, Олег Басилашвили, другие. Все тепло, с искренним уважением отзывались о коллеге.
Однако под «завесой» справедливых комплиментов ведущий преследовал вполне конкретную цель. Татьяну Васильевну, по сути, уговаривали вернуться в театр. Причём, в том декоративном качестве, которое было уготовано выдающемуся режиссёру после назначения худруком МХАТ имени М. Горького Эдуарда Владиславовича Боякова. Почему, за какие заслуги Бояков, не имеющий даже театрального образования, был удостоен столь высокой должности? Об этом и следовало говорить, в первую очередь, если уж по-честному. Но по-честному разговора не получилось. Заказчики «постановки» с «режиссёром» Малаховым исключили такую возможность.
Итак, кто же он, Эдуард Бояков? Некоторое время работал в команде небезызвестного галериста-русофоба Марата Гельмана в Перми. Команда за государственный счет пыталась превратить этот город в «европейскую столицу». Правда, под давлением общественного мнения эксперимент был прекращен. Затем Бояков руководил Воронежской государственной академии искусств, откуда уволился со скандалом. Любопытно и многоговоряще его высказывание на сайте «Гей.ру». Оно воспроизведено в статье Лидии Сычевой «Гей, культура!..» в газете «Слово» (№ 22, 2019): «Культура должна выполнять функции постановщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций. Чтобы вопрос однополых браков обсуждался в парламенте (как это происходит в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг…».
Из публикации следует: под руководством Боякова в Воронеже группой российских и зарубежных экспертов был разработан доклад «Воронежский пульс». Обоснование, цели, задачи документа опирались на интеллект-поддержку Сороса. «Смысловые идеи «культурного управления», разработанные в Фонде для «колониальных территорий, - пишет Лидия Сычева, - посредством грантов и семинаров «вживлялись» в среду «креативного класса». Далее обученные в нужном духе кадры действовали самостоятельно под видом «генераторов и проводников культурных стратегий», «организаторов семинаров, тренингов и «дискуссий», специалистов по «мониторингу инновацонных подходов в сфере культуры, культурной политики и творческих индустрий».
Отзывы (взяты в сокращении из интернета) деятельности Боякова на поприще культуры в Воронеже самые негативные.
Председатель комитета по культуре областной думы Александр Латушко: «Проекты Боякова не имели под собой никакой реальной почвы, они были рождены не от необходимости, а от собственного пиарного хода…».
Депутат гордумы Галина Кудрявцева: «Всякая эпидемия должна когда-нибудь заканчиваться – оспа, холера, чума, все они имеют свой предел, иначе человечество вымерло бы! Теперь воронежской культуре предстоит пройти курс оздоровления».
Депутат гордумы Андрей Померанцев: «Кроме вреда, Бояков больше ничего не принёс воронежской земле. Он начал с того, что убрал музу с ворот академии искусств, а затем планомерно внедрял чуждые нам ценности и тенденции. Куда мы, в «гейропу», что ли, стремимся?»
Главный редактор «Культура ВРН» Екатерина Данилова: «Желаю Эдуарду Владиславовичу удачно найти себе место в жизни, но подальше от Воронежа, чтобы его пути и воронежской культуры больше не пересекались».
Рэпом по традициям. На этом фоне странное впечатление производят попытки представить Боякова на телеканале «Спас» и в ряде газет отнюдь не либерального толка патриотом-традиционалистом. Впрочем, и «Спас», где сохраняется немало достойных передач («Следы империи», например), похоже, тоже «перестраивается». Здесь уже и рекламы полно, и одна из ведущих уже вещала о некоем «церковном гражданском обществе», и руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной Константин Богомолов засветился.
В начале ноября в этом театре был показан спектакль по роману Владимира Сорокина «Норма». На сцене в прямом смысле было показано изнасилование «родной земли». Затем, как пишет «Слово», герои перешли к главному «номеру» – поеданию той самой «нормы», т.е. фекалий. «– Откуда получаете? – Детский сад. – Оно и видно. Вон какая светленькая…» И это культпаскудство (иначе назвать трудно) вершится под боком у власти! Практически тем самым реализуется «Доктрина Даллеса», где сказано: «Литература, театры. Кино – все будут отражать самые низменные людские чувства… Честность и порядочность будут высмеиваться и никому не станут нужны… Мы будем бороться за людей с детских юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её».
Кстати говоря, Богомолов на «Спасе» был в паре с Бояковым. Наверное, и Захар Прилепин, назначенный заместителем Боякова по литературной части, на «Спасе» скоро появится. И тоже, надо думать, как и Бояков, в облике патриота-традиционалиста. Собственно, некоторые серьёзные люди его таковым и считают. Однако есть и другое мнение: автор конъюнктурного романа «Обитель» (называемый в СМИ не только писателем, публицистом, но и философом, филологом, историком, рэпером, композитором, продюсером, ведущим телепрограммы, общественным деятелем, политиком и т.д.) – идеологический проект (продукт) либералов. Те, кто пригласил или направил его для поддержки Эдуарда Боякова, видимо, просчитали: «наш человек, не подведёт». И вездесущий Захар, судя по всему, пока оправдывает оказанное ему доверие.
Ну, скажем, придумали они с Эудардом Бояковым широко разрекламированный фестиваль «Традиция» в Подмосковье. На десяти площадках («территориях», по-Боякову) было совмещено более шестидесяти событий – музыкальная классика, рок, рэп, бессмертные пушкинские строки, вирши доселе малоизвестных современных поэтов… Такая вот толерантность, размывающая грань между подлинной культурой и ее эрзацами. Скажите на милость, какое отношение к русской традиции имеет рэп? Но его туда встраивают. Толерантность опять же. Смысловые идеи внешнего «культурного управления» работают.
«Зульфия» открыла «личико». Если сторонник привнесения темы однополых браков на «территории фильмов, спектаклей и книг» Бояков твердит о своей приверженности традиционной русской культуре, то Наталья Поклонская долгое время представлялась в СМИ как убежденная монархистка. Однажды ТВ показало, как она с иконой Николая II (мол, её попросил об этом один из ветеранов) вышагивала в колонне «Бессмертного полка». Одна из патриотических газет тут же взялась доказывать: это нормально, т.к., мол, и царь тоже внёс вклад в разгром фашизма, незримо присутствуя в рядах красноармейцев.
В таком случае можно было пронести портреты князя Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, других российских царей. Думается, уничтоженный русофобами с семьёй и ближайшим окружением последний российский император в сомнительной «услуге» со стороны Поклонской вовсе не нуждался. К памяти о нём нужно относиться с предельным тактом, без излишней политизации.
Но вот лицо Натальи Владимировны открылось в ином ракурсе. Она дала интервью ультралиберальному телеканалу «Дождь», где, в частности, подчеркнула, что считает ошибкой свою борьбу с фильмом «Матильда». На сайте «Дождя» отмечалось: Поклонская «в последнее время удивляет своей позицией по самым обсуждаемым в обществе вопросам. Так она поддержала законопроект о домашнем насилии, против которого выступили патриотические и православные организации, встала на защиту права на аборт, подвергла критике попытки запретить Хэллоуин и так далее».
Ничего случайно не бывает. Возможно, кого-то и удивляет перевоплощение депутатки Государственной думы Натальи Поклонской, но, думаю, отнюдь не тех немногих людей, которые, очевидно, знали, с какими глубинными целями обеспечивали её восхождение в ореол значимости.
Каков вывод из сказанного? Казалось бы, можно возрадоваться заявлению Владимира Владимировича Путина о том, что либерализм в России изжил себя окончательно, войдя в противоречие с интересами абсолютного большинства населения. Но беда в том, что отвергаемые народом либералы борзеют и наступают (иногда нахраписто, иногда тонко маскируясь под традиционалистов, монархистов, патриотов). Это подтверждается не только приведёнными выше примерами из сферы культуры, но и процессами более масштабного порядка.
Деньги «гонят» за «бугор». Самое печальное, что по-прежнему сохраняется пагубный для России либеральный экономический курс. Вроде бы мелькнула искорка надежды в связи с «национальными проектами». Но, как оказалось, их реализация не подкреплена достаточным финансированием. Темпы роста экономики мизерны. Жизненный уровень населения снижается шестой год подряд. Критикуя проект бюджета на 2019-й год, Геннадий Зюганов в своей статье в «Правде» и «Советской России» «Проект бюджета: саботаж посланий президента» (от 15 октября) отмечает: «Такого вредительского перекоса нет в бюджетной системе ни одной страны мира».
По словам Зюганова, на национальные проекты прописаны, словно в насмешку, мизерные суммы. Например, «на науку выделяются средства, которыми на научные исследования в США располагает средний университет». Финансирование госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» «носит сугубо декоративный, липовый характер». На госпрограмму «Развитие авиационной промышленности» выделены суммы в «полторы цены одного пассажирского самолета «Эйрбас А380».
Обещанной свыше «национализации элит» так и не случилось. Страна обескровлена выводом за рубеж огромных средств. Андрей Угланов в «Аргументах недели» (27 ноября – 5 декабря 2019 г.) пишет: «По подсчетам самого авторитетного в России специалиста по реальной статистике, каждый Божий год у нас добывают и продают нефть за границу и дома примерно на 22 трлн рублей. Четыре триллиона уходят на добычу, транспортировку и переработку. Девять триллионов идет в налог государству. А вот куда ежегодно уходят оставшиеся восемь триллионов рублей? Они оседают в западных банках. За прошедшие 20-25 лет в них осело не менее 3,2 трлн долларов, или почти 200 трлн рублей, - десять годовых бюджетов страны. В Норвегии, Австралии, Саудовской Аравии, ОАЭ все нефтяные деньги остаются государству, а у нас большая часть уходит «налево» на покупку особняков, в Лондоне и Нью-Йорке, футбольных клубов и хрен знает чего ещё, но только не на развитие страны… В какой ещё стране может существовать такая бандитская схема воровства, осенённая законами, принятыми Думой и Советом Федерации?»
Перечисленные далее Андреем Углановым примеры банковских афер в России поистине ужасающи. «Еще три года АСВ (Агентство по страхованию вкладов) оценивало масштаб наворованного лично банкирами в 550 млрд рублей. К сожалению, агентству быстро заткнули рот, больше такие доклады не выходили», – подчеркивает он.
Дошло до того, некоторые «борцы» из силового блока в полковничьих званиях воруют по 9-12 миллиардов рублей, и народ справедливо задается вопросом: «А сколько же тогда воруют генералы?» В этих условиях молодые офицеры вынуждены либо приспосабливаться к объединенным клановой сплоткой высокопоставленным чинам – тогда карьерный рост обеспечен. Либо, при честном исполнении служебного долга, становиться изгоями. Либо, впав в глубокое разочарование, подавать заявление об уходе.
Во многом проблема коррупции связана с насаждаемыми в обществе бездуховностью, безкультурьем, криминализацией, размыванием национального самосознания. Та сатанинская матрица, что была внедрена с это целью по наущению западных советников ельцинским окружением в 90-е годы, продолжает благополучно существовать. Судя по всему, это вполне устраивает значительную часть «элиты», но не может быть терпимо каждым, кто желает здоровой нравственной атмосферы в стране.
В демографической «яме». Особую тревогу вызывает демографическая ситуация. Только за первые четыре месяца население России сократилось на 149 тысяч человек. По оценке Геннадия Зюганова на телеканале «Россия 24», «русские потеряли за 25 лет «реформ» 20 миллионов… И продолжаем вымирать».
Но есть и более удручающие цифры. Психолог, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Н. Пирожков в газете «Хочу в СССР!» (№23, 2019) приводит такие сведения: «В 1987 г. численность населения РСФСР составляла 145 311 тысяч человек. Естественный прирост за год составил 968 тысяч человек (данные статистического сборника «Население СССР, 1987 г. (Москва: «Финансы и статистика», 1988). Проведем несложный расчет, умножим 968 тысяч человек на 31 год (2019-1988гг.), получим примерно 30 020 тысяч человек. Минимально нас должно быть в России около 175 000 тыс. чел. Где 30 миллионов человек? Потеряно в какой войне?».
Вот тверские примеры. За два срока губернаторства Дмитрия Зеленина население области ежегодно сокращалось в среднем на 18 тысяч человек. И что же? Зеленин был награждён орденом. Говорят, ныне в Твери ему принадлежит больше десятка ресторанов, а в районах области десятки, если не сотни, тысяч гектаров земли. А народ продолжил вымирать уже при других губернаторах. Помнится, в моем родном Андреаполе в 1995 году было 10,5 тысячи жителей, сейчас меньше 7 тысяч. По результатам проводившегося «хлебного мониторинга» и того меньше, около 5 тысяч. В Нелидове, где в середине 70-х я работал редактором районной газеты, было около 31 тысячи жителей. Осталось меньше 19 тысяч. Подобная картина во всей срединной России, где в подавляющем большинстве проживают русские.
Похвально, что вопрос народосбережения был вынесен на обсуждение Всемирного Русского Народного Собора в Москве. Об этом же говорили, внося дельные предложения, и участники Международной общественной организации «Русское Собрание» на конференции в Калязине. Но, к сожалению, голос русских патриотов почти не доходит до ума и сердца тех, кто обладает властными полномочиями для вывода страны их демографической «ямы». Больше того, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в провинции 15 миллионов «лишних людей». И хотя московский мэр не призывает прямо, подобно английскому экономисту Томасу Мальтусу (использовавшего выражение «лишние рты»), сокращать «лишних людей», его слова восприняты провинцией как высокомерное оскорбление.
Здесь нет «лишних людей». Провинция хочет жить и работать. Но она обделена вниманием, лишена перспективы. Иные места – сколько их мною видано в Тверской, Псковской, Новгородской областях! – напоминают колониальное гетто. То есть, мальтузианство не декларируется властью публично, а результат-то мальтузианский. Между тем, без развития производительного сектора экономики в провинции, строительства «одноэтажной России», с необходимыми культурными, образовательными, медицинскими, учреждениями, демографическая проблема принципиально решена быть не может.
Добавлю к этому, что социальное расслоение в государстве достигло немыслимых масштабов и продолжает расти. Малое и среднее предпринимательство душится высокими ставками по кредитам и сетевой торговлей. Кланы грызутся за место у бюджетной кормушки. Феодализировавшаяся власть на местах сама себя переназначает посредством пародии на выборы. Некоторые главы муниципалитетов безсменно сидят в руководящих креслах по 20 и более лет. Главное – приладиться к вышестоящему начальству, обеспечить высокий процент голосования за президента, и можно жить спокойно, обустраивая личные интересы.
Деструкции целенаправленно способствует ТВ, которое продолжает развращать, оболванивать русский народ. Не осталось незамеченным: в последнее время словно бы невзначай вброшены для обсуждения (привыкания к возможности пока еще невозможного) темы эвтаназии, криптоники, «родителя номер один» и «родителя номер два». Как говорится, лиха беда начало. Ювенальщина тоже поначалу казалась невозможной, но, вопреки протестам православной общественности, внедрили же!
Нас еще и «околпачивают». Тем временем без лишнего шума осуществляется электронное закабаление граждан. Причём, надевание «электронного колпака» объясняется «заботой» о самих же гражданах. Активно действуют в этом направлении, собирая биометрические сведения, Сбербанк и Центробанк. Государству они не принадлежат, фактически подотчётны международным организациям МВФ и ФРС. Одним словом, «в наших интересах» за нами подсматривают, подслушивают нас. Выдают нам «био-паспорта». Скоро дойдет до установки «в наших интересах» микрочипов народившимся младенцам. А потом, глядишь, и каждому поставят на лоб сатанинское лазерное клеймо. Без него нельзя будет ни продать, ни купить, ни на работу устроиться, ни пенсию получить.
Наверняка, опытные политики, церковные иерархи видят всю опасность происходящего. Но должной реакции с их стороны не ощущается. Особенно бросается в глаза отстраненность интеллигенции. Многие ныне, если вспомнить слова Есенина, душу «за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину». Кто-то уже «свалил» из «Рашки», сытенько обитает на Западе. Некоторые заражены бациллой нетерпимости, экстремизма, злобы, грезят «российским майданом», «новой революцией».
Да, мы живем в неустойчивое, сумеречное время. Время подмены смыслов бытия, вопиющей социальной несправедливости, создания и навязывания обществу фальшивых «маяков», ложных «ценностей». Народ обездолен (прежде всего, в провинции) и тихо ропщет. Я не согласен с успокоительным для власти утверждением Геннадия Зюганова: «Россия исчерпала лимит на революции». Мы не можем твердо говорить за будущее. Другое дело, революция России, её и без того обескровленному народу не нужна, а нужно, чтобы слова президента Владимира Путина в отношении либерализма были подкреплены из кремлевских «верхов» конкретными, ощутимыми действиями. Народные «низы» ждут этого. А ещё нужна кропотливая, терпеливая работа каждого, кому дорога судьба Отечества. По обустройству дарованной нам Господом русской земли. Привитию нравственности детям и внукам. Сбережению наших культурных традиций, святынь, исторической памяти.
И тогда, пусть не сразу, но придёт Божьей волей долгожданный момент экономического, культурного, духовного возвышения России. И в этом процессе отсеется, выбросится на свалку истории всё гнилое, мутное, грязное, чужое, что препятствовало её возвращению на естественный, традиционный, только ей одной свойственный путь развития.
Валерий Яковлевич Кириллов, русский писатель, г. Андреаполь, Тверская область
1. Поклонская