Представьте себе, что у вас (или у государства) есть маленькая школа - учебное заведение - в которой вы растите элитные кадры: разведчиков и медицинских работников (первоклассных врачей). Не обращайте пока внимания на некоторую несуразность в подборе автором специальностей, даваемых в этой школе. Так автору удобнее пояснить существо вопроса.
Далее. Кафедрами руководят, соответственно, т. Штирлиц и профессор Преображенский. Руководители кафедр получают солидную зарплату, занимаясь со студентами (по совместительству) и руководя своими кафедрами.
На каком-то этапе капиталистических реформ и преобразований в школу присылают нового директора (ректора) и дозволяют ему распоряжаться бюджетом (госсредствами на обучение студентов) школы.
Ректор получает полномочия на распределение бюджетных денег, набирает административный аппарат, кадровиков, отдел зарплаты и финансового учета, отдел по безопасности и т.д. Профессора школы - Штирлиц и Преображенский - терпят большой урон в части зарплаты, но, пока терпят. Правда, у них прибавляется бюрократической волокиты - надо рассылать отчетные бумаги во все административные отделы школы. Но они - рассылают. Терпят, но рассылают. Хотя эту работу могли бы выполнять административные отделы... ввиду их многочисленности и почти полной незанятости.
И, наконец, наступает пора внедрения в образовательную практику договоров гражданско-правового характера (договоров ГПХ), в соответствии с которыми профессора перестают быть профессорами-учителями, а становятся просто профессорами, продающими свои услуги. Договоры оснащаются актами приема/передачи, безчисленным количеством бумаг, регламентирующих, упорядочивающих и регулирующих скорость образовательного процесса и темпы расчётов в системе заказчик/подрядчик (или работодатель/исполнитель). Кстати, если преподаватель расторгает договор, он должен оставить свои рабочие материалы своему преемнику. Как бы, по простоте душевной и неизъяснимой меркантильности.
И снова всё прекрасно? Процесс пошел. Пуско-наладочные работы в системе образования завершаются. Не так ли?
Нет, не так!
Профессора школы (Штирлиц и Преображенский) дружно плюют на пол, растирают плевки ногой, собирают свои учебные методические материалы и свои манатки, и дружно покидают стены родной школы.
По дороге они обсуждают изящество и непринужденность работы администрации, с какой она (эта администрация) - за пару-тройку лет - подвела ППС (профессорско-преподавательский состав) школы к красной черте, за которую в любом другом случае ППС никогда бы переступать не стал.
А заодно обсудили и мастерство внедрения механизма посредничества, рожденного при Б.Н.Ельцине, когда заводы не могли продавать свою продукцию напрямую, без посредников - надо было выращивать новый класс собственников - средний класс. Вот, очевидно, дошла очередь и до «образовательных услуг». Как же - без посредников?
О том уроне, какой потерпят в стране высшие школы разного калибра, и резком снижении (и без того низкого) уровня подготовки специалистов, профессора говорить не стали.
Может быть, болонская система, внедрённая в стране десять лет назад, на этом и закончится? Бог весть...
P.S. Пусть автора простят руководители силовых структур за некоторые вольности, но Штирлиц был взят в основные персонажи статьи постольку, поскольку ВЦИОМ определил Штирлица (и Преображенского) на первое и второе место в кандидаты на управление страной, может быть, в перспективе...
Уткин Юрий Герасимович, публицист