В Евангелии от Матфея апостол называет себя «Матфей мытарь», что, несомненно, свидетельствует о его глубоком смирении, так как мытари были презираемы всеми. Начало служения апостола — его призвание Господом. «Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною», — читаем мы в Евангелии. Сборщиков пошлин — мытарей — ненавидели за их нечестность, действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками.
«Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос — абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви — вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.
А мы, учимся ли мы у апостолов и всех святых по-настоящему следовать за нашим Господом? Способны ли мы быть независимыми от того, «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них ярлыкам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви?
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Для Матфея это призвание Господом — праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же, как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается.
«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости — значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено, и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист.
Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение?
«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь — к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя — вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех — это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.
«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры — познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер-святых. «Вся Церковь, — говорит преподобный Исаак Сирин, — есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому — только по дару общения со Христом — она свята.
Жизнь апостола Матфея — исполнение этих слов Спасителя: «Пойдите, научитесь». Приняв дар Духа Святого в Пятидесятницу, научившись сам, он пошел, чтобы научить других, что значит Христово милосердие. Вначале он проповедовал среди своих соотечественников. Затем обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои апостольские труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Несмотря на благодеяния, которые он сотворил эфиоплянам и самому правителю этой страны, исцелив его от беснования, тот предал его страшным пыткам огнем. Но святой апостол не отступил от проповеди и после смерти. Он обратил своего убийцу к вере, явив ему многие чудеса через свои святые мощи. Столь глубоко вошел в жизнь этого человека проповедник Креста Христова и Воскресения, что при крещении он просил дать ему имя «Матфей». Новый Матфей сокрушил идолы в своем царстве и привел весь свой народ к Церкви. Приняв епископство, он продолжил дело просвещения народа. Так побеждает Христос Своим милосердием самых ожесточенных в мире людей. Так действует из века в век и до скончания века благодать слова Божия через святое Евангелие, надписанное именами лучших Христовых учеников. Так приобщается к тайне спасения бесчисленное множество потерявших всякую надежду грешников.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России