«Старообрядчество: история, культура, современность»

Заметки с научно-практической конференции, состоявшейся в Рогожской слободе

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
920
Время на чтение 4 минуты

21-22 ноября сего года в Москве, на Рогожском, в центре Русской Православной Старообрядческой Церкви прошла XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Отмечу наиболее запомнившиеся выступления.

Е.М. Юхименко о «Поморских ответах» - знаменитом труде, преимущественно братьев Денисовых, написанных в начале XVIII века. В этом выдающемся апологетическом произведении используется около 130-ти печатных изданий, содержатся ссылки на 60 памятников старины и т.д. Главное внимание уделяется древности и духовной глубине двуперстного крестного знамени. До сих пор отсутствует более или менее систематическое и убедительное опровержение аргументов, приводимых в Ответах.

В.В. Керов из Высшей Школы Экономики в своем докладе поведал об усилиях старообрядцев разных согласий объединиться в политических целях, в частности, для продвижения на выборах в Учредительное собрание, для построения христианского государства. Старообрядцы приняли участие в вооруженной борьбе с красными. Известно, что у Колчака было несколько их полков (старообрядцы продолжали борьбу и после расстрела Колчака).

Р.Ю. Аторин, пресс-секретарь Старообрядческой митрополии, рассказал о духовных исканиях архимандрита Михаила (Семенова), приведших его в лоно старообрядчества. В своей «Исповеди» он писал о проблемах синодального строя: отсутствии должной соборности, безправии мирян, сомнительной догматики символических книг последних веков, заимствованиях из католицизма и протестантизма. Важны рассуждения о. Михаила, ставшего впоследствии епископом, о значении обрядов, закрепляющих опыт духовной жизни. Обряды он называл оболочкой и одеждой догматов. Разоблачал подлоги реформаторов («Деяние на еретика Мартина» и др.)

В.В. Боченков коснулся тюремного периода епископа Геронтия (Лакомкина). Владыка был арестован за организацию старообрядческого Братства имени протопопа Аввакума (1932-1942 гг.) В заключение он одно время находился в одном бараке с новообрядным епископом Ермогеном (Голубевым). Отзывался о нем тепло.

А.А. Безгодов, председатель новгородской поморской общины, сделал доклад о титовском согласии. Представители этого согласия решительно выступали против принятия паспортов.

Т.А. Володина критиковала представление о том, что в Тульской губернии не было старообрядцев. На самом деле, их там было немало, и власти относились к ним сравнительно мягко, по причине важности их работы для государства – изготовлении оружия.

Интересным был доклад А.Г. Дурнова, исследователя старообрядчества из Сергиева Посада, о судьбах единственного старообрядческого прихода в Воронежской губернии.

О. Евгений Чунин поделился своими рассуждениями о миссии Старообрядческой Церкви в общественной жизни. Мнение представителей современного старообрядческого духовенства, пожалуй, более пессимистическое. О. Евгений против изоляционизма, за активную позицию. При этом он ссылался на примеры из золотого десятилетия старообрядчества (1905-1917 гг.) Власть тогда, по отношению к старообрядцам, еще не стала дружественной, но уже не была откровенно враждебной. За активное включение в общественную жизнь ратовал епископ (впоследствии митрополит) Иннокентий (Усов). После выступления о. Евгения, я тут же передал ему свою записку с рассуждениями на поднятую им тему. Суть ее была в том, чтобы возродить Братство священномученика Аввакума, которое бы, наряду с просветительскими и социальными задачами, участвовало бы и в решении общественно-политических вопросов. Объединяя старообрядцев с активной гражданской позицией, Братство могло бы занимать более решительную позицию по общественно значимым вопросам, нежели Митрополия. При этом позиция Братства не отождествлялась бы с официальной позицией РПСЦ. Одного знакомого участника конференции я спросил: «Наверное, Вы могли бы быть председателем такого Братства?» Он в ответ: «Ну, что Вы – Священноначалие таких, как я, не пропустит. Оно настроено суперлояльно. Все беды, по его мнению, приходят извне, а внутри у нас все нормально – мы возвращаемся к корням, восстанавливаем порушенные храмы, строим новые и т.п.» Я: «Ах, я совсем забыл – Вы же в оппозиции». Он: «Для меня быть в оппозиции - не самоцель, я просто называю черное черным, а белое белым. У нас еще до революции можно было критиковать все: никониан, государство, но нельзя было поднимать проблемы внутреннего порядка. В журнале «Церковь» статьи на эту тему блокировались, а ведь если здравая критика зажимается, это всегда имеет негативные последствия».

Во время одного из послеобеденных заседаний неожиданно около меня сел митрополит Корнилий. Владыка поделился своими впечатлениями об опубликованных мною записях выступлений в Духовном училище о. Вадима Коровина по богослужебным вопросам. Затем он погрузился в чтение статьи Д. Урушева «Пушкин и старообрядчество» (я также смог прочесть этот текст). Закончив читать, митрополит сказал: «К сожалению, Пушкин не знал правды о старообрядчестве, поэтому так и писал».

Были еще интересные доклады: о Морозове и Зимине, старообрядческих общинах Санкт-Петербургской и Екатеринославской губерний, скитах Карелии и Архангельской губернии, старообрядцах на Тереке, в Латинской Америке и др.

Обстановка на конференции была теплой, деловой и конструктивной. Я опасался, что будет доминировать тематика по анализу деталей в ущерб более крупным вопросам. Организаторы, к счастью, соблюли удовлетворительный баланс.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45