Злое добро или доброе зло?

Апология измены в кинематографе

Герои России  Семья  Секспросвет 
0
969
Время на чтение 7 минут

Хорошо ли быть предателем? «Что за вопрос?! - возмутиться добропорядочный читатель. – Конечно, нет!». И будет прав. Но, увы, сегодня так считают далеко не все, благодаря активной пропаганде предательства, насаждаемой кинематографом. Почему это происходит?

Чёрно-белое кино. Тема предательства, измены еще недавно однозначно осуждалась обществом. Быть трусом, перебежчиком, а значит, подлецом и негодяем считалось позорным и навлекало на голову носителя этих низких качеств всеобщее и несмываемое презрение. И воспитывалось это с детства.

Вспоминаю своё, выпавшее на 70-е годы уже прошлого столетия (ах, как быстро летит время!), когда в подвижных играх в «войнушку» никто не хотел добровольно становиться фашистом или власовцем, а в играх в «дочки-матери» среди девочек не находилось желающих завести любовника или сдавать своих кукол в детдом – по сути становится той же предательницей.

А почему так, а не иначе? Подобный вопрос тогда и не задавался, потому что ответ был «застолблён» на подсознании, где записан наш генный код. Предательство приравнивалось к самому страшному иудиному греху христопродавства, сравнимому в советское время разве что с изменой Родине.

Поэтому добро оставалось добром, а зло – соответственно злом, не смешиваясь в полутона. И это не наша заслуга, но тех, кто, воспитывая нас, формировал наши традиции и культуру, в том числе, слагая былины, сказки и песни, снимая кинофильмы.

За прошедшие 40 лет изменилось очень много (ах, как быстро летит время!), нет ни страны, производившей те самые фильмы, ни самого понятия «детского кино», да и его сегодня серьёзно потеснил интернет. Однако то, что снимается нынче, особенно за рубежом, всё сложнее отнести к шедеврам, но впору сравнить с изощренной пропагандой зла, когда оно рядится в хорошо знакомые белые одежды добра, правды и справедливости.

Это легче понять, если признать, что основным поставщиком на рынок таких кинодиверсий является подконтрольная Пентагону и ЦРУ «фабрика грёз» Голливуд, давно превратившаяся из поставщика вполне приличных «хэппиэндовок» в производителя всё более агрессивных картин, насквозь пропитанных антисоветской и русофобской пропагандой. Но сегодня творцы грёз преодолели уже и эту планку – на повестке дня стоят наднациональные, религиозные и, если угодно, общечеловеческие ценности, которым объявлена война.

Под их прицел и точно рассчитанный удар попадают такие важные для нашего национального самосознания категории, как героизм, верность, любовь, долг, самопожертвование. Технология тут достаточно проста и рассчитана на постепенное усвоение новых «истин», через введение в сюжет героев нового типа, поскольку хорошо известные старые на эту роль не годятся.

Либо делается осознанное переформатирование, когда бывший отрицательный персонаж, не избавившись от старых привычек, наделяется положительными качествами, а положительный герой соответственно становится носителем негатива, т.е. чёрное становится белым и наоборот. Причем, есть все основания полагать, что делается это вполне осознанно.

Ничего себе герои! Осознанно это и теми, кто получил прививку Арины Родионовны и «старого доброго кино», то есть старшим поколением, куда я отношу и себя. Поэтому мы и замечаем, глядя на экран, что тут что-то не так! Ведь мы-то знаем, что «сказка ложь, да в ней намек…». В наших фольклорных и классических произведениях, в отличие от жизни, всегда присутствовал нравственный элемент, где зло полностью обличается и чаще всего наказывается. Силы добра, олицетворенные вполне симпатичными героями, одерживали победу, а носители зла и предатели наказывались. Но иногда через их раскаивание прощались и тогда наступало примирение - вот вам и «…добрым молодцам урок».

Но вот в голливудских киноопусах последних десятилетий часто всё перемешано или поставлено с ног на голову. Практически в каждом втором фильме отчётливо прослеживается положительный герой – предатель. Сюжет все чаще строится по одному привычному шаблону, чтоб у зрителя не оставалось возможности на раздумья и осуждение, а можно было просто встать на его сторону. Герои здесь всё чаще становятся предателями, а предатели – героями, но подается это как естественный выбор, без шекспировских мук и нравственных терзаний героев Достоевского, как безальтернативная необходимость.

Удобными персонажами для оправдания убийств и предательств стали, например, любимые герои из популярных сериалов «Стражи Галактики» и «Пираты Карибского моря». Заслуживший симпатии зрителей крутой парень и глава банды космических пиратов Йонду, вопреки устоявшимся стереотипам, безжалостно убивает всю свою команду - преданных ему, хоть и малосимпатичных персонажей. Ни сожаления, ни раскаяния - и зритель невольно соглашается с ним, мол, зло то наказано. Но кем? Правда, бездушный злодей совершает-таки действительно правильный поступок – спасает родного сына…

Ради своих сокровищ достаточно легко идёт на предательство своей команды и друга Джека «Воробья» уже флибустьер Гектор Барбосса, который символизирует в фильме лидера, наделённого явно положительными, мужскими качествами: лихостью, храбростью, удальством. Но деньги всё-таки важнее! Правда, в конце он спасает от смерти свою дочь… Оба пирата гибнут, проявив самопожертвование и за ними закрепляется ореол положительных героев. Прощение предательства упрощено до неприличия: без сожаления, раскаяния и даже его малейшей попытки!

Фильм «Форсаж 6» из одноименного популярного сериала представляет очередную попытку смешивания прежних канонов жанра. Главарь банды Оуэн Шоу - бесчеловечный и жестокий убийца с признаками маньяка, одержимый идеей овладения открывающим большие возможности чипом и его брат Деккарт, не раз переступавший через трупы убитых им людей, всё-таки попадают, благодаря главному положительному герою Торетто, в тюрьму. Справедливость восторжествовала? Нет. По задумке сценариста зло, которое ещё есть в мире, можно одолеть только с помощью выпущенных на свободу убийц, обладающих особой харизмой «настоящих мужчин».

Именно они, не раскаявшиеся, не отсидевшие свой срок в местах лишения свободы преступники, спасают мир от очередных злодеев. И даже, оказавшегося у них в заложниках сына своего врага – Торетто. Манипуляция с детьми – вообще излюбленный ход сценаристов, ведь ради слезы ребёнка можно пренебречь всем остальным! Как это «гуманно» и почти по Достоевскому! Пустивший слезу зритель забывает, кем были эти спасители раньше и аплодирует благородным героям! Благодарен им и отец ребенка, в итоге бывшие враги полицейский и гангстер пожимают руки, звучит ключевое слово: «Братство!» Зло наказано злом и добро спешит ему навстречу, чтобы побрататься.

Короткая память должна быть не только у зрителя, но и у героев. Злодей без каких-либо на то причин вдруг становится в ряды защитников добра, а положительные герои опускаются до низких и подлых поступков. Это можно увидеть в сериале про мифический Асгард и братьев-божков Тора и Локки. Они, конечно, как и главные герои в «Трансформерах» не совсем ведь люди, поэтому и спрос с них невелик. Вот и позволяют себе менять свое поведение: вчера они уничтожали города, а сегодня объявляют себя спасителями человечества, не снимая с головы рогатого шлема! Хорош спаситель – не киношный ли это предтеча антихриста, описанного в Апокалипсисе Иоанна Богослова? Какой получается вывод? Нет ничего постоянного и святого – есть эмоции, чувства, страсти, которые и управляют миром!

Часто в таких фильмах присутствует женщина – искусительница, которая, получив власть над положительным героем, понуждает его предать свои идеалы, друзей. И он это делает даже не ради любви, а часто ради банальной наживы, выгоды или спасение своей шкуры. Ничего себе герой!

Сказка – ложь. А теперь представим на месте зрителя не въедливого пенсионера, а подростка или ребенка, которые смотрят эти фильмы некритически! Чего они вынесут из них? Что добро - категория относительная и переходящая и что зло может быть «очень даже ничего», особенно если вовремя перейдет на сторону… ну этого самого… добра.

Впрочем, о детях и подростках позаботились отдельно и, что особенно печально, не заокеанские, а уже наши кинематографисты. Хочу показать это на примере фильма «Последний богатырь», вышедшего на экраны в 2017 году и снятого в традициях русских сказок. (Авторы сценария: Виталий Шляппо, Димитрий Ян, Василий Куценко, Павел Данилов, Игорь Тудвасев. Режиссёр-постановщик: Дмитрий Дьяченко). Обидно, что звукоряд у русской сказки чисто заокеанский, поработал над которым некто Джордж Каллис.

Характерной для этого фильма особенностью является необычная подача традиционных для этого жанра героев. Тут и Кощей Бессмертный, и Баба Яга, и Водяной показаны вполне симпатичными личностями, готовыми бескорыстно помогать случайно попавшему в сказочную страну Белогорию нашему современнику Ивану. Ему надо найти меч-кладенец, чтобы вернуться домой.

А куда же делись положительные герои – наши богатыри? А вот они-то как раз и показаны неожиданно жестокими и прагматичными людьми, не вызывающими никаких симпатий у юных зрителей. Они враждуют между собой, постоянно ссорятся и предают старых друзей. Таким образом им пытаются внушить мысль, что традиционные для русских народных сказок персонажи, символизирующие тёмные силы, в сущности не так и плохи и способны на великодушные поступки и даже подвиги. А вот герои национального эпоса и былин Илья Муромец и Добрыня Никитич вызывают отторжение, неприязнь и осуждение.

Зрелый человек разберется, где здесь правда, а где злой вымысел, а подросток? Не станет ли он после этой весьма конъюнктурной и толерантной подачи зла считать, что и Гитлер, и Бандера, и Чикатило не такие уж и злодеи, а люди, которых тоже можно понять, простить и оправдать. А вот наши настоящие герои, уже не сказочные, а те, с чьими портретами мы ходим «Бессмертным полком», и те, кому кладем 9 мая цветы, может быть, и не такие уж герои? И мне сразу вспомнился «мальчик Коля из Уренгоя», который, выступая в Бундестаге, пожалел пленных немцев из Сталинградского котла.

Ну и наконец – сам главный герой сказки Иван, в образе которого и задуман современный зритель подросток. Он не по-героическому смешон, на каждом шагу «косячит», постоянно подводит своих друзей и вызывает улыбку, что не так страшно, ведь и у классического Иванушки - дурачка были с этим проблемы. Но вот достигнута цель – искомый меч-кладенец у него.

И тут ему надо принять решение: в руках врагов оказывается полюбившая его сказочная Василиса, которую по всем канонам русских сказок и былин он должен спасти! Но не тут-то было, этот Иван оказывается вовсе не дурачком и не собирается спасать какую-то дурочку, но предпочитает спасти себя любимого, уклоняясь от подвига, от предписанного герою поступка! Это уже никуда не годится, ведь налицо предательство, что, однако, нимало не смущает создателей такого шедевра, снятого на наши деньги!

Разве этим не закладывается четкая программа на предательство, на измену, на прагматизм и концентрированный эгоизм? А как же Суворовское «сам погибай, а товарища выручай», а подвиг экипажа крейсера «Варяг», предпочившего смерть в бою позору плена? Или действовавшие аналогично нынешние Герои России - лётчик Роман Филипов, разведчик Александр Прохоренко или полицейский Магомед Нурбагандов? В основе их подвига привитый им с детства культ самопожертвования и правильных героев. По сюжету фильма-сказки получается, что всё это полная чушь и главная задача героя, используя других людей, спасать свою шкуру! Нужно нам такое кино?

Так что вопрос «хорошо ли быть предателем» не потерял актуальности, его необходимо задавать. И не только детям и подросткам, но и вполне взрослым дядям, ответственными за появление на наших экранах подобных фильмов.

Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, член Союза журналистов Москвы, религиовед

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Илющенко
Не женское дело
Государство не много потеряет, если откажется от опасного эксперимента по феминизации силовых структур и выдвижении на руководящие должности женщин
02.04.2024
Трагедия или промысл Божий?
Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ
29.03.2024
Под крылами Ангела-хранителя
Пора начать систематизировать примеры Божией помощи нашим воинам
21.03.2024
Всё для Фронта! Всё для Победы!
О форуме ветеранов и молодёжи, посвящённом Спецоперации
13.03.2024
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Все статьи Роман Илющенко
Герои России
Ваня об Иване
Память о героях передаётся из поколения в поколение
24.04.2024
Неизвестные факты героической жизни Конева
Писатель Геннадий Сазонов на встрече с читателями рассказал о фронтовой судьбе Маршала Ивана Степановича Конева
22.04.2024
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Все статьи темы
Семья
«Интернет-пространство остаётся небезопасным для семей с детьми»
В Москве прошёл XIII Форум безопасного Интернета «Безопасность семьи и детей в цифровой среде»
24.04.2024
Очередная попытка ухудшить положение родителей
Предлагаемое увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей повлечёт негативные последствия для семей
23.04.2024
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Пора вводить налог не только на бездетность, но и на малодетность
22.04.2024
Все статьи темы
Секспросвет
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
«Партнеров много, а рождаемости никакой!»
О данных западных учёных, согласно которым Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии