Численность постоянного населения России по состоянию на 1 сентября 2019 года составила 146,7 млн. человек, говорится в аналитическом отчете Счетной палаты РФ, опубликованном на сайте ведомства. С начала года численность сократилась на 52,5 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения только на 76%.
Число родившихся в январе – августе 2019 года составило 994,3 тыс. человек, что на 83,8 тыс. человек, или 7,8 %, меньше, чем в январе – августе 2018 года. Число умерших в январе – августе 2019 года составило 1 213,5 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 33,7 тыс. человек, или на 2,7 %.
Естественная убыль населения в январе – августе 2019 года составила 219,2 тыс. человек и приблизилась к значению показателя в целом за 2018 год (224,6 тыс. человек), что на 50,1 тыс. человек, или в 1,3 раза, больше соответствующего периода 2018 года. Естественный прирост был зафиксирован только в 17 субъектах Российской Федерации, тогда как в соответствующем периоде 2018 года – в 20 субъектах. Превышение числа умерших над числом родившихся в 32 субъектах Российской Федерации составило 1,5 – 2,1 раза.
«Ускоряющаяся четвертый год подряд естественная убыль населения создает существенные риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации», - отмечается в отчете Счетной палаты.
В Кремле знают о негативной тенденции в демографии, сказал пресс-секретарь российского Президента России Дмитрий Песков, сообщает РИА Новости. «Эта тенденция хорошо известна была и ранее, в том числе <...> в момент формулирования национальных проектов. Как вы знаете, один из них <...> посвящен вопросам демографии. И сейчас нет смысла перечислять весь набор мер по стимулированию рождаемости, поддержке многодетных семей и так далее, который предусмотрен. Они уже неоднократно излагались», — ответил Песков.
Он также напомнил, что Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно упоминал, что страна находится в так называемой демографической яме, что обусловлено прежде всего исторически. «Это яма, которая, во-первых, идет с военных лет времен Великой Отечественной войны, потом яма начала 90-х годов, связанная с развалом Советского Союза. И вот эти две ямы сейчас, собственно, они совпали по времени, поэтому наблюдается такая негативная динамика», — заключил пресс-секретарь Главы государства.
Отчет Счетной палаты и заявление Дмитрия Пескова прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» демограф, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора, депутат Тульской городской Думы Владимир Викторович Тимаков:
Снижение рождаемости носит обвальный характер. Смертность понижается постепенно, поэтому этот аспект можно оценить на 3+ или даже на 4. И демографическая ситуация развивалась бы согласно прогнозам: обвал рождаемости с 2012 года, а он начался с 2017 года. Таким образом, обвал удалось отложить на 5 лет. Обвал произошел резко, что не может объясняться только изменением численности родителей. В России произошло изменение настроения населения, ведь в 2014 году произошел подъем национального духа, связанный с Русской весной. Была вера в светлое будущее. В 2015-16 гг. продолжался демографический рост – люди доверяли государству, надеялись на светлое будущее, уповали на то, что что мы научились справляться со своими сложностями. А сегодня, по всей видимости, кредит доверия исчерпан. Речь идет в первую очередь о духовном, а не о материальном. Резко сократилась уверенность в позитивном будущее России и ее народов. Резкий перелом в настроении граждан проявляется в том числе в снижении рождаемости.
Анализируя сокращение потенциальных родителей, мы не заметим резкого уменьшения. Ведь демографическая база продолжала расти, а потом за два года резко упала.
Постоянные разговоры о «военном провале» – не просто нонсенс, а политический прием. К нынешнему времени это было бы уже четвертое эхо войны. По всем законам «военный провал» должен был сгладиться и не мог никак влиять на демографию. Четвертая волна угасает и в демографии не проявляется, если только в десятых долях.
Поэтому постоянные объяснения, что у нас проблема с демографией из-за Великой Отечественной войны – это попытка заслонить реальную причину — катастрофу 90-ых годов, которая глубже и мощнее «военного провала». До сих пор мы вслух не говорили, что реформы Ельцина-Гайдара нанесли больший демографический урон, чем Великая Отечественная война. В результате войны рождаемость сократилась на краткий период — всего на 5 лет, тогда как в 90-ые — на десятилетия. Рождаемость выправилась только через 20 лет после гайдаро-ельцинских реформ. 20-летний провал будет иметь больший резонанс и эхом отразится на последующие десятилетия. Только к 50-ым годам случится повторение демографической ямы. Серьезный демографический удар маскируется причинами Великой Отечественной войны, внешними факторами А надо признать, что главный враг оказался внутренним. Ныне мы пожинаем плоды 90-ых годов.
Правительство не знает, как решить проблему снижения рождаемости. Принятые государством меры не позволят преодолеть демографический провал. В оправдание лишь скажу, что ни одно правительство в мире не знает, как решить демографическую проблему. Для преодоления ямы 90-ых годов нам нужна рождаемость не 1.8 или 1.9 ребенка на семью, а 2,5-2,8 ребенка. Ни одно правительство, где фиксируется спад рождаемости, не нашло способов повысить рождаемость в полтора раза. Ни Швеция, ни Франция, несмотря на все предпринятые меры, не смогли поднять рождаемость выше 2 детей на одну женщину. Нужны экстраординарные меры.
Во Франции демографическая политика по повышению рождаемости серьезно отразилась на коренных французах. Подъем рождаемости во Франции обеспечен не только благодаря мигрантам, но и коренным французам. Этнические французы рождают больше, чем иные этнические европейские нации, включая русских. Французское правительство смогло поддержать своих местных жителей, но все равно коэффициент рождаемости в этом стране не превысил 2 ребенка на семью. Ни одно правительство не смогло разработать мер по повышению рождаемости до 2,5-3. Для этих целей необходимо изменить психологию. А современный мир, точнее, рыночная экономика так устроена, что дети являются нерентабельным продуктом. Как эффективные менеджеры «оптимизируют» количество занятых на производстве, так и современная либеральная экономика подталкивает к «оптимизации» числа детей в семьях – одного достаточно (для удовлетворения родительского чувства).
Согласно статистике, большинство граждан России – православные люди. Конечно, в душе люди хранят православные ценности, но пока они не готовы поставить их во главу угла. Согласно опросам, в США много верующих, но, видимо, не настолько, чтобы руководствоваться верой в своей жизни.
Нужны революционные демографические меры, которые нигде не применялись. Материнский капитал был эффективной мерой, которая хорошо сработала. Но эта мера недостаточна для выхода за пределы воспроизводства (коэффициент 2). В первую очередь необходимо изменить отношение общества к рождению детей. Людям надо понять, что рождение ребенка – это главный результат человеческой жизни и труда. Значение рождения детей превалирует над любым созданием материальных благ. Соответственно, и пенсия должна исчисляться, исходя из количества детей в семье: больше детей – выше пенсия. Многодетным семьям должны выдаваться дополнительные избирательные права: у тебя много детей, большая ответственность. Ты голосуешь и за своих детей. Нужно привить мысль о награде за родительский труд: не просто за рождение детей, а за их успехи – хорошую учебу, достижения в творчестве, спорте и так далее. Должна произойти перестройка системы социального вознаграждения. Может быть, в таком случае удастся переломить негативную тенденцию. А так наше правительство ничем не лучше правительств Германии, Италии, Японии, переживающих демографический кризис хлеще нашего. Они не могут найти меры по повышению рождаемости.