Как сообщалось, 8 ноября Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время Литургии в храме Святых Архангелов в районе Эз-Захир в столице Египта помянул имя украинского раскольника Думенко в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Что происходит с православным миром? Происходит то, что предрек Господь наш Иисус Христос: «…и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Ничего особенно чрезвычайного здесь мы не видим, потому что Священное Писание и Священное Предание свидетельствуют, что перед концом мира умножится охлаждение в вере, умножатся расколы, умножатся розни среди православных.
В самом расколе нет ничего особенного. Ведь все Греческие Церкви повязаны друг с другом. «Рука руку моет, а обе лицо». Ведь Александрийский Патриархат укомплектован по большей части греческими иерархами. Они зависимы от Элладской Церкви в смысле кадровом и финансовом, а та, в свою очередь, зависима от Патриарха Варфоломея. Греки, как бы они ни ругались между собой, перед лицом негреческого мира всегда будут едины и монолитны. Для них Патриарх Варфоломей — этнарх. Это их вождь, это их император. Поэтому они живут по принципу: пункт 1 — Патриарх Варфоломей всегда прав, пункт 2 — если он не прав, смотри пункт 1. Украинский филетизм, украинский национализм для них понятен, потому что сами они националисты. Хотя в греческом мире много прекрасных профессоров канонического права, они, на самом деле, о праве и церковной правде давно забыли. Они боятся Государственного департамента. Александрийский Патриархат, к тому же, еще сильно зависит от Англии, от английских фондов, от английского правительства, от английских структур. Поэтому они делают то, что им диктуют.
В данном случае это печально, горестно и катастрофично. Мы видим, что все более ширится и умножается церковный раскол в православном мире. Теперь уже будем не поминать и Александрийского Патриарха. Но нам ничего другого не остается, как стоять на правде Божией, которая за нами. Ибо сказано: «Правда избавляет от смерти».
К политической и экономической блокаде России сейчас прибавляется и церковная. Но мы и не такое переживали. Был ХV век, когда нас не признавал униатский Константинополь, и в 1922-1923 годах. Много чего было в церковной истории. «Богом моим прейду стену» (Пс. 17: 30).