Как сообщалось, вчера в Екатерининском зале Кремля состоялось заседание Совета при Президенте по русскому языку. Владимир Путин призвал заступиться за русский язык.
На заседании также выступил писатель Сергей Шаргунов, сообщает пресс-служба Кремля.
«"Языка нашего небесна красота, – вот такой был образ у Михаила Васильевича Ломоносова, – не будет никогда попранна от скота", – писал он. Конечно, язык попирают и за нашими пределами, но, к сожалению, есть для него большие угрозы и внутри страны, в том числе и когда та самая финансовая логика срабатывает неким кривым образом, и кому-то начинает казаться, что все тонкое, сложное, хрупкое – это нечто побочное, что можно отодвинуть, нечто неэффективное и невыгодное», - заявил выступающий.
Сергей Шаргунов изъявил желание говорить «не о теоретических вещах и не произносить просто высокие слова, а сказать о чем-то очень предметном и, на мой взгляд, крайне важном, просто жгуче актуальном – о судьбах литературных изданий».
«Недавно я был в очередной раз на замечательном форуме "Таврида", где много молодых людей, в том числе важные литературные мастер-классы. Я там представлял журнал под названием "Юность" (с мая стал главным редактором). И здорово, что на той же "Тавриде" даются хорошие гранты молодым людям. Но эти 20-летние участники "Тавриды" задаются вопросом – а куда им идти со своими текстами, с тем, что они написали, в какие литературные издания? Ведь журнал – это не то, что издательство. Журнал – это смесь жанров: это и подборки стихов, и рассказы, и повести, и критика, и эссе. Там задается планка качества. И конечно, практически все ведущие современные писатели публиковались и публикуются в наших "толстяках", в наших главных литературных изданиях. Я скажу честно даже о самом себе, что если бы я в 19 лет не принес рассказы в "Новый мир", не знаю, как бы дальше складывалась моя жизнь», - признался он.
«Я говорю на самом деле не о чем-то архаичном, и это не призыв лить слезы о былом, я говорю о том, что имеет непосредственное отношение к судьбам нашей словесности прямо сейчас. Мне кажется крайне печальным то, что наши литературные журналы буквально дышат на ладан. А ведь и "Наш современник", и "Знамя", и "Дружба народов", и упомянутая "Юность" (я, кстати, захватил несколько номеров и буду рад передать) – это позывные культуры, это национальное достояние, это исторические бренды», - подчеркнул писатель.
«Что там происходит? – задается он вопросом. - Во-первых, там перестали платить гонорары, потому что буквально журналы живут на копейки, если вообще живут. Понимаете, это важно не столько финансово, сколько психологически и начинающему, и любому автору, что его как-то поощрили. Потом понятно, что само по себе жалование у сотрудников этих изданий, которых иначе как подвижниками не назовешь, тоже, по сути, копеечное. Журналы теснят из их помещений, в том числе уже и "Новый мир" в своей легендарной редакции на Пушкинской площади переживает не самые хорошие времена и очень тревожится за свое будущее. Больше того, к сожалению, закрываются литературные издания. Уже закрылся журнал поэзии "Арион", закрылся легендарный журнал "Октябрь"».
«Конечно, хорошо и спасибо, что Роспечать кое-что подкидывает периодически, но этих субсидий просто не хватает, - констатировал выступающий. - Справедливо ли это для нашей культуры? Я думаю, что нет, конечно, никуда не годится. Несколько лет тому назад было решено, что журналы эти будут доставляться государством в библиотеки, причем половина бюджета – федеральная (Министерство культуры этим занималось), половина – региональная. Но, к сожалению, в настоящий момент процесс остановлен. И в какой регион я ни приеду, в какую библиотеку ни приду, мне говорят: "Мы хотим знать, что происходит с современной литературой, мы интересуемся этими изданиями, но, к сожалению, не имеем возможности заглянуть в это окно – в современную литературу"».
«Понятно, что я здесь не пропагандирую, как кому-то может показаться, нечто архаичное. Есть те, кто предлагает вообще отказаться от бумаги, от книжных магазинов. Как раньше говорили: возникли кинотеатры – значит, до свидания, театр; потом «видики» – значит, в киношку ходить больше не надо. Вообще-то у нас по всем вопросам большинство людей все равно пользуется бумажными изданиями, - отметил С.Шаргунов. - А кроме всего прочего, мне кажется, возникает во всем мире мода на шелест страниц. Безусловно, это же имеет отношение и к развитию сайтов этих изданий, к возможным субсидиям, к тому, что нужно придумывать что-то яркое и интересное вокруг их существования, чтобы приезжали разные литераторы, чтобы проходили встречи, мастер-классы».
«В любом случае интересно, что это явление мирового порядка. На Западе во всех ведущих университетах подписаны на наши главные литературные издания, их скрупулезно изучают. Ведь литературные издания нашей страны – это не просто XIX век, это не просто феноменология советского времени, это то, что может аукаться и с мировыми прецедентами, - считает он. - Если мы посмотрим, что происходит на Западе, то мы увидим успешные литературные журналы – The White Review, The Paris Review, Granta, N+1, McSweeney's. А у New Yorker, у которого совокупный тираж больше миллиона экземпляров, в каждом номере – обязательно литература, и не только эссеистика или проза, но и поэзия. Это нормально, это естественно. А у нас страна, конечно, литературоцентричная, и люди тянутся, хотят знать».
«Все, о чем я говорю, не требует каких-то огромных вложений. Это просто небольшая поддержка – не дать погибнуть тому, что я бы назвал очагами культуры. И конечно, эти слова сейчас внимательно слушают во всех этих литературных изданиях, слушают их авторы, слушают их читатели, и, мне кажется, это та важная деталь, без которой немыслимо дальнейшее существование нашей родной словесности. Спасибо за внимание», - заключил Сергей Шаргунов.