Икона «Спорительница хлебов» связана с преподобным оптинским старцем Амвросием, который пророчески установил празднование ее 15 октября (по ст.ст.) — в день, когда будет совершено его отпевание. Богородица сидит на облаках и благословляет поле, на котором среди цветов и травы — снопы сжатой ржи. Сам преподобный дал такое именование иконе, говоря, что Божия Матерь помогает нам не только в обретении спасения, но и в земных трудах. Истинно так. В тот год, голодный для всей России, по молитвам к Божией Матери перед Ее иконой «Спорительница хлебов» на калужских полях был собран необыкновенный урожай.
Но в том-то и дело, что преподобный Амвросий незадолго до великих испытаний, грядущих на Россию, как бы указал этим чудотворным образом духовный порядок, служению которому был посвящен весь его жизненный подвиг: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам». В искушении перевернуть этот порядок заключался главный смысл революции 1917 года. И этим искушением определяется то, что происходит с Россией и со всем миром сейчас.
На нашем пути мы встречаемся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, видеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. После чудесного насыщения народа пятью хлебами, люди говорят, что Христос — это пророк, который должен придти. И они хотят взять Его и насильно сделать царем. Явился великий благодетель мира. Теперь они могут иметь изобилие плодов земных без всякого труда. Отменяется заповедь: «в поте лица твоего ты будешь есть хлеб твой». Наконец-то можно избавиться от ненавистных голода и нищеты. Они не понимают, что царство, столь ими желанное, — поругание Христовой славы. Мы помним, что диавол с самого начала служения Господа нападает на Него с этим искушением. Иудеи и все в мире, кого им удается подчинить своему влиянию, хотели бы, чтобы Он стал «хлебным мессией», царем, который должен служить их материальным нуждам. И таким образом строить на земле чаемое ими царство. Но «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Во время странствования в пустыне народ Израиля был чудесно питаем Богом, когда Бог открывал ему, что смысл жизни бесконечно глубже, чем насыщение чрева.
Разумеется, и для земного нужно трудиться. Но Божия Матерь Своим образом «Спорительница хлебов» зовет нас не забывать о секрете успеха земного труда. Нам заповедано: «непрестанно молитесь». Мы должны соединять молитву со всеми небесными и земными дарами. Не так чтобы мы ничего больше не делали, а только молились. Потому что есть у нас иные обязанности, которые мы должны исполнять на своем месте и в свое время. Но мы должны постоянно держаться молитвы. Мы должны молиться по всякому поводу. Мы должны соединять исполнение наших других обязанностей с молитвой. Торжественное совместное совершение молитвы может быть иногда неразумным, но внутреннее сердечное воздыхание не может быть таковым. Мы должны молиться всеми видами молитв и прошений. Мы должны молиться в Духе. Мы должны делать это по дару Христа и Пречистой Его Матери. «Любить Бога, — говорит преподобный Силуан Афонский, — никакие дела не мешают». «Отче наш, иже еси на небесех, — молимся мы за Божественной литургией перед принятием святых Христовых Таин, — хлеб наш насущный даждь нам днесь». И тот, и этот хлеб.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России