На сайте одного из крупнейших российских информагентств «Регнум» опубликована статья Станислава Стремидловского «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви». Автор является шеф-редактором церковно-политической редакции издания, а его экспертная специализация, как указано на сайте агентства, – Польша, Украина (регионалистика), Ватикан и Римско-католическая церковь, Церкви Ближнего Востока и Закавказья.
Стремидловский комментирует выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на сессии по российской политике на Ближнем Востоке Международного дискуссионного клуба «Валдай» и, в частности, следующее высказывание министра: «Мне кажется, что тот диалог, который был начат Святейшим Патриархом и Папой Римским, мог бы быть продолжен именно с точки зрения того, чтобы ограждать религию от любых политических игр, тем более игр, которые разворачиваются в регионах, где идут конфликты и разразились кризисы. В ООН есть межцивилизационный диалог». Понятно, что речь идет о знаменитой встрече в Гаване в феврале 2016 года.
«Проблема в том, – пишет Стремидловский, – что православные Церкви, не все, конечно, некоторые, но поддаются давлению. И это ставит вопрос, можно ли считать их стратегическими союзниками. Фактически, и до Первой мировой войны между православными Русской церковью и Константинопольским патриархатом существовало немало конфликтных ситуаций, как на Ближнем Востоке, так и на Балканах. Эти недоразумения активно эксплуатировали многие местные силы, церковные и политические, выбивая преференции то у России, то у Константинополя. Сегодня история повторяется».
«Однако, в отличие от предыдущего опыта, иначе выглядит диалог Московского патриархата и Святого престола. Ватикан уже не "враг", не "проклятый латинянин". С ним можно договариваться, снята проблема досаждавшего некогда прозелитизма, что, кстати, в чем-то способствует миссии Русской церкви и открытию ею своих представительств в тех регионах мира, где доминируют католики», – полагает журналист ИА «Регнум».
Стремидловский полагает, что «переосмыслить католическо-православные отношения, столько веков считавшиеся плохими, быстро не получится», но призывает начинать делать это сейчас.
«Альтернативой, – по его мнению, – является замыкание и изоляция, к чему призывают иные ревнивые активисты. Они требуют от РПЦ объявления Константинопольского патриархата "еретическим" (а такого рода действия забивают гол и в собственные ворота) и одновременно жесткого дистанцирования от Святого престола, избирая предлогом самочинную политику Украинской греко-католической церкви. Между тем Ватикан до сих пор соблюдал условия, которые по итогам Гаваны взял сам на себя. Равно как папа Франциск показывает, что, в отличие от православных Церквей, его понтификат способен отражать напор Вашингтона, то есть ограждать религию от политических игр, о чем говорил российский министр иностранных дел».
Стремидловский в своей статье «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви» подаёт дело таким образом, как будто бы Русская Православная Церковь и Ватикан преодолели догматические расхождения либо уже не считают эти расхождения важными, поэтому готовы чуть ли не к восстановлению евхаристического общения.
ИА REGNUM имеет репутацию патриотического ресурса, часто представляет слово экспертам, занимающим консервативную позицию и более-менее разбирающимся в религиозных вопросах. И Станислав Стремидловский, как свидетельствуют его прежние публикации, в церковных вопросах вроде бы разбирается. Однако в данном случае, непонятно, по каким мотивам он нарочито демонстрирует догматическую безграмотность. То ли заказ такой поступил. То ли автор, подобно многим российским журналистам, и впрямь не понимает, что паписты с точки зрения обычного верующего православного человека являются еретиками. И никакое взаимодействие с Ватиканом по общественно-политическим вопросам не означает, будто паписты перестали быть вероотступниками.
Религиозное невежество пишущих на церковно-политические темы – печальная особенность современной российской журналистики. Богословские, церковные, догматические и канонические вопросы для них выглядят глубокой архаикой, не достойной внимания, а предпочтение отдаётся политическим проблемам.
Конечно же, бандитские действия патриарха Варфоломея на Украине – прискорбное явление. Но, как говорится, Варфоломеи приходят и уходят, а Константинопольская Церковь остаётся нашей Церковью-Сестрой, хранительницей Православия, по крайней мере до тех пор, пока она не станет проповедовать откровенную ересь. Эта Церковь ближе нам, чем католики, как бы ни совпадали политические позиции Ватикана и Московской Патриархии или Российского государства сегодня.
К слову сказать, совпадение наших позиций чаще носит сиюминутный и конъюнктурный характер. Католическая церковь, с кем бы она ни сотрудничала и ни сближалась, неизменно преследует лишь свои, корыстные, сугубо эгоистические интересы. В нынешнее время Ватикану по некоторым причинам выгодно сотрудничество с Русской Православной Церковью. Вмешиваясь же в конфликт между Москвой и Фанаром, Ватикан стремится стать арбитром, который разрешал бы споры между Православными Церквами, тем самым возвышаясь над ними и становясь в некотором смысле апелляционной инстанцией для православного сообщества. Расчёт прост: не отрекаясь от своих догматических заблуждений, не возвращаясь законным образом к вероучительной чистоте, римо-католики хотят войти в лоно православия, что называется, с заднего хода, хитроумным способом преодолеть раскол в христианстве, начатый Римом с искажения догмата о Пресвятой Троице.
А Станиславу Стремидловскому хочется посоветовать стать церковным человеком, тогда многое будет ясно само собой.
Редакция «Русской народной линии