Президент Белоруссии Александр Лукашенко принял участие в пленарной сессии «В поисках повестки мира и сотрудничества для Европы» международной конференции «Европейская безопасность: отойти от края пропасти», сообщает сайт президента Белоруссии. В своем выступлении глава государства подробно охарактеризовал глобальные вызовы, которые стоят как перед регионом Восточной Европы, так и миром в целом, озвучил предложения по постепенному снятию напряженности и урегулированию конфликтов. Он в частности сказал:
«Нужно не только остановить войну, нужно восстановить Донбасс. И не только восстановить Донбасс. Там еще более вопиющие проблемы, в Украине. Эта война и та ситуация экономически опустила Украину. Ей нужно помогать. Если мы на что-то способны, давайте решать! На деле решать! Вот посоветуемся, вы своих политиков возьмете за шиворот и заставите решать эту проблему (нас возьмете за шиворот).
Что касается Беларуси, мы не рвемся ни в посредники, ни в миротворцы. И не называйте это так. Никогда мы так не ставили вопрос. Мы готовы как близкие и родные люди, если Украина и Россия договорятся, сыграть ту роль, которая ими будет определена нам.
Если двое братьев дерутся всегда подключался третий, всегда так было. Мы из этого исходим. И не надо только после меня тут говорить, что это не конфликт России и Украины. Знаете, тут осведомленные люди, и эти заявления никому не нужны».
Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков прокомментировал слова Лукашенко о том, что ситуация в Донбассе стала следствием конфликта между Россией и Украиной, сообщает РИА Новости.
«Здесь можно только не согласиться с оценкой, потому что конфликт на Донбассе является внутриукраинским конфликтом и Россия никоим образом не являлась, не является и не будет являться стороной этого конфликта», — сказал Песков. Он отметил, что вопрос о том, «кто кем кого считает» — не самый важный. По его словам, гораздо важнее понимать, кто готов готов выполнять взятые на себя обязательства, а кто нет.
Пресс-секретарь подчеркнул, что необходимо помочь Украине решить проблему юго-востока, так как она для страны жизненно важна.
Накануне Песков говорил о том, что республики Донбасса — самостоятельные субъекты в урегулировании внутриукраинского конфликта, хотя Москва и имеет на них определенное влияние. Он также напомнил, что Москва наряду с Берлином и Парижем выступает гарантом Минских соглашений и, как и все страны, заинтересована в том, чтобы все мероприятия этого плана выполнялись.
Ситуацию прокомментировал в в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько:
Александр Григорьевич должен был бы признаться, что он не президент, а узурпатор, который сам себя выбирает, и что в реальности никаких выборов в Белоруссии нет, а у власти давным-давно находится его семья, которая считает белорусскую республику своей собственностью.
Если говорить серьезно, то подобного рода заявления никак не соответствуют ни духу минских соглашений, ни духу нормандского формата. Если говорить о том, что это конфликт России и Украины, то тогда пропадает смысл в посредниках, вроде самого Александра Григорьевича и его минской переговорной площадки. Тогда Россия и Украина должны договариваться между собой напрямую. Соответственно, никакие форматы в данной ситуации, предусматривающей Минск как площадку для переговоров, не требуются.
Реакция Пескова была предсказуемо мягкой. Надо сказать, что Песков — это человек, который обязан быть дипломатом политики, потому что он представляет не только страну, но и Президента. Он должен выражаться чётко, но при этом сглаживать острые углы. А вот Олег Осипов, например, в ответ на белорусские экономические претензии о том, что Белоруссия теряет что-то на российском нефтяном налоговом маневре, высказался достаточно четко и резко. Он сказал, что нельзя потерять то, что тебе не принадлежит. Это российское налоговое законодательство, это внутренняя российская экономическая политика, поэтому Белоруссия совершенно не вправе высказывать какое-либо недовольство в лице своих руководителей проводящимися изменениями в этой политике внутри самой России.
В целом, я думаю, что отношения Белоруссии и России будут постепенно меняться в сторону большей прагматики и большей рационализации. Сейчас зависла дорожная карта интеграции, зависли все документы, которые предполагалось подписать по вопросу интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Поэтому, когда Белоруссия в очередной раз их проигнорирует или откажется их подписать под надуманным предлогом, а то ещё и с требованиями о компенсации, тогда, вероятно, политика начнет меняться ещё быстрее в сторону рационализации.