Пособие для строителей русской культурной автономии

Вышла в свет книга «Точки роста культурной автономии латвийского русского мира»

«Родиться русским есть дар служения».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Иоанн (Снычев) 

В латвийском обществе существует немало актуальных проблем, решение которых на политическом уровне в настоящее время невозможно. Однако, это не означает, что невозможны их частичные решения на других уровнях, например, культурно-образовательном. Сегодня мы не можем сохранить в русских школах оптимальный объем  русского языка в преподавании на уроках, эта проблема уже много лет переведена из научной плоскости в политическую. Но мы можем усилить воспитание русской культурной идентичности учащихся во внеурочной работе, пропагандировать значимость этого воспитания для качества  школьного образования и налаживать сотрудничество школ с русскими культурными центрами. Все это вполне по силам всем желающим внести посильный вклад в дело сохранения русского самосознания в Латвии.

По мере же духовного возрастания активистов и увеличения их количества произойдет закономерный качественный сдвиг и начнется создание новых общественных моделей русских школ. Нужно верить в успех и делать то, что можем, помня, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:7-9). 

Главная проблема латвийской русской общины – сохранение русского самосознания в семье, школе и общественно-культурной жизни. Механизмом передачи русского самосознания является информационное поле, в котором представлена совокупность духовно-культурных моделей традиций. Актуальная до нашего времени концепция создания и поддержания информационного поля русского самосознания была разработана славянофилами еще XIX веке. Расширение и поддержание такого поля – важнейшая задача строительства русской культурной автономии в Латвии. 

Исследования славянофилов позволили выявить многие существенные особенности информационного поля, в частности то, что действенный потенциал преображения самосознания личности достигается в том случае, если в нем будет представлена значительная часть духовно-культурных моделей русских традиций. Однако воплощение славянофильской концепции силами раздробленных латвийских русских организаций невозможно, нужна кооперация общественных организаций, школ, внешкольных центров – создание культурно-образовательной автономии. Необходимы усилия для консолидации русских общественных организаций, что возможно на основе общих проектов.

Согласно православному учению дух творит формы для своего воплощения в бытии. Приобщение к культурно-историческому наследию русского мира в процессе образования способно формировать русское самосознание в том случае, если содержание изучаемого наследия передает и закрепляет в мировоззрении человека духовные доминанты, зажигающие в нем любовь «к родному пепелищу». Ключевое слово здесь – любовь. На чем основана любовь?

Русскую историю и культуру любит тот, кто имеет в своем мировоззрении православные духовные идеалы, иначе любить нечем, ведь любовь – категория духовного мира, любить – значит, соединять в духе подобное с подобным. Быть носителем русского самосознания – значит иметь в своем мировоззрении православные духовные идеалы, любить русский мир, пропагандировать его достижения, влиять словом и делом на его преображение ради укрепления.  

Создание и укрепление организационных форм латвийского русского мира будет успешным в том случае, если его организаторы будут прилагать особые усилия для создания информационного поля идеалов русского духа, без которых сохранить русское самосознание просто невозможно. Русский мир – это форма, имеющая православные духовные основания, и построить его смогут те, в ком есть русский дух - подобное создает подобное.

В изданной книге «Точки роста культурной автономии латвийского русского мира» представлены возможные модели самоорганизации и идеи для проектов по созданию русской культурной автономии в Латвии. Каждая статья текста составлена как аннотация ключевых проблем для организации дискуссий и последующей практической реализации возможных решений. Поэтому книга может быть методическим руководством для планирования работы общественной организации, творческой группы педагогов, клуба родителей по сохранению русской идентичности в семьях и школах.

Книга – подарок общественным организациям и не является коммерческим продуктом. Скачать электронную версию книги можно здесь.

Предлагаемые материалы будут полезны всем, кто ищет пути для реализации своего потенциала, ведь: «…всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук, доцент, лауреат педагогических премий им. А.Кронвальда и В.Сейле

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Бухвалов:
Ключи к сохранению латвийской русской общины
Часть 2. Теряем традицию и превращаемся в русскоязычную публику
14.01.2020
Ключи к сохранению латвийской русской общины
Часть 1. Чтобы соль не перестала быть соленой
09.01.2020
Сталинский опыт нравственной контрреволюции
Размышления к грядущему юбилею советского Вождя
18.12.2019
Служение и социокультурное преображение
Сохранение русской культурной идентичности в Латвии
04.12.2019
Мир и стабильность брежневского «застоя»
О времени, когда лозунг «все для блага человека» - был реальностью
20.11.2019
Все статьи автора
"Русофобия"
«Вы не должны трогать нашего Христа, нашу Победу, наши святыни»
Прилепин категорично ответил уподобляющимся Урганту
20.01.2020
Не создавайте «полонофобию»!
Обличать нужно Польшу и польские власти, а не польский народ
20.01.2020
Безумная русофобия поляков
Мир отметил 75-летие освобождения Варшавы от фашистов; официальная Польша вспомнила освободительный подвиг советской армии с чёрной неблагодарностью
20.01.2020
На Украине прикончили русский язык в школах
Борьба с русским языком в Незалежной начиналась, как анекдот, а закончилась трагедией
18.01.2020
Все статьи темы