Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто и места не остается, по крайней мере, на земле.
Среди этих огромных толп Христос стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.
Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.
После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».
Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной.
Простые рыбаки, которые трудились всю ночь, уставшие и разочарованные, показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее, и потому они машут руками тем, кто находится на других лодках, прося помочь. И наконец обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.
Рыбаки знают (это же их ремесло!), как дорого достается им удача. Господь показывает, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история — для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми. Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям.
И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». «Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 23)». Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.
Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога он видит, что человек не может устоять на этом месте, и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет, когда Господь будет говорить, что значит Его призвание, и все растеряются: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.
Один молодой человек рассказывал, что перед крещением, и даже какой-то период после, он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал. Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28, 16—17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть ли не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.
С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы стали просто чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.
Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?
О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.
Господь хочет, чтобы это чудо произошло с каждым из нас. Вот для чего читается сегодня это Евангелие. Может, с кем-то произойдет сегодня чудо, как происходило оно со многими святыми, когда они, услышав это слово Христово, как к ним обращенное, следовали за Христом, уже до конца верные Ему.
Мы призываемся узнать сегодня, что жизнь — это сплошное чудо, и ничего чудесного нет в жизни, оттого что мы люди грешные, и не каемся в наших грехах. Оттого что мы привыкаем к греху, мы привыкаем к этому чуду, которое Господь открывает нам всюду вокруг нас. Мы рассматриваем это чудо как обычное явление. И потому жизнь наша совсем нечудесна. Она тусклая, пустая.
Мы не поймаем никакого улова, пока не произойдет с нами чудо, которое Господь совершает иногда очень ярким образом, для того чтобы совершился прорыв в нашей серости, чтобы все засверкало. Нам нужно только покаяться и каждому из нас увидеть, что «я человек грешный», чтобы припасть к ногам Спасителя и следовать за Ним до конца.
Жизнь не чудесна, потому что она грешная. Грех — это непослушание. Оттого что такое послушание — «по слову Твоему» — явили первые ученики Христовы, хотя уже и не было никаких сил снова закидывать сети, — Господь одним Своим словом все чудесно изменил.
Научимся сегодня этому послушанию у святых апостолов, у всех святых. Будем помнить, что тем больше чудо, чем больше послушание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, находясь в уединении в монастыре: «Слава Богу, наконец я нахожусь в таком месте, где нет никаких чудес, где все обычно и где сплошное чудо». Самое сокровенное являет Господь в той жизни, для которой Он совершает отдельные чудеса. Самые великие внешние чудеса, как правило, Господь обычно подает через таких святых, которые явили особенное смиренное послушание воле Божией.
Мы удивляемся сегодня: почему столько чудес явлено через царственных страстотерпцев, и икону государя, которая так благоуханно мироточила? Количество чудес можно сравнивать только с чудесами, которые сопутствовали прославлению преподобного Серафима Саровского, когда очень строгий цензор написал на материалах по канонизации: «Слишком много чудес». Слишком много чудес, с избытком дает Господь там, где с избытком послушание Господу, готовность все оставить и следовать за Ним.
Не может не обращать на себя внимание еще одно чудо, которое мы почти не замечаем, потому что столько слышали об этом. Эти люди, рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше чем мы можем помыслить.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России