«Наше время! Наше время!» - визжат и завывают повсюду бесовские стаи, которые, попущением Божиим, получили открытый доступ к душам и сердцам людей по грехам человеческим. Сыны и дщери мира сего, живущие по духу его - духу антихриста, уже давно уловлены в сети сатаны: «Бесчисленной толпою, с шумом, в упоении странном, гонятся они за попечениями и наслаждениями временными. Время, в очах их, преобразилась в вечность! Они проводят жизнь бесскорбную, преуспевают в тленном, забыты Богом, не возбуждают против себя диавола: они угодны диаволу, - они часть его», - свидетельствовал святитель Игнатий Брянчанинов ещё в середине XIX века.
Как это ни прискорбно, но антихристов дух мира сего поработил великое множество людей, именующих себя христианами. Их духовное состояние характеризуется дружбой с миром и любовью к нему, несмотря на завет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 15-16).
В удивительном слове святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, глубоко раскрываются истинные причины этого явления: «Мы живём, христиане между христианами. Мир, который ненавидел христиан, в течение времён переродился в мир “христианский”. Кому неизвестна “победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5: 4)? Но мир побеждён, а не уничтожен. Он еще живет и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы суть или деятельно стараются быть таковыми. Мир, побеждённый непреоборимою истиною веры, как бы только пленённый в её послушание и потому допущенный в её видимую область, не совсем отложил, а только скрыл при сем переходе свои древние свойства, неприметно внёс в оную и распространил в ней свой собственный дух, и таким образом сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства. Прикрываясь именем христианского мира, он действует свободно и старается образовать для себя мирское “христианство”, сынов веры превращать в сынов мира, сынов мира не допускать до возрождения в истинную жизнь веры, а на не покоряющихся сему вооружается разными оружиями неправды, соблазном, укорением, осмеянием, презрением, клеветою, жестокостию».
Великие слова! Дважды великие, ибо сказаны более 150 лет назад в Православном Царстве, где Вера христианская православная была первенствующей и господствующей. При отсутствии же открытых гонений враг спасения всегда старается подточить веру изнутри. Святитель Филарет, тонкий знаток церковной истории и духовной жизни, хорошо понимал, о чём говорил. Он дал исчерпывающий ответ на ключевые вопросы, которые по сей день волнуют очень многих верующих людей.
Вот как говорит об этом великий подвижник нашего времени, святой преподобный Паисий Святогорец: «Наибольшим врагом спасения нашей души, даже большим, чем сам диавол, является мирской дух, потому что он сладко влечёт нас к себе, но в конце концов приносит нам вечную горечь. Сердце же, пленённое суетным миром, душу держит истощённой, ум помрачённым. Находящийся в таком состоянии, если и кажется человеком, по сути является духовным выкидышем». Православным христианам нашего расслабленного времени эти слова могут показаться очень жестокими, но вспомним грозное предупреждение святого апостола Иакова миролюбцам всех времён и народов: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4).
Любой компромисс с духом мира сего, компромисс с духом времени несёт в себе опасность духовной смерти. Горестно и тяжело видеть, как Православие теряет свой надмирный характер. «Истинное Православие не поблажает и не потакает современной моде - нравам и обычаям современного растлевшего мира, ещё более, чем во времена апостольские, во зле лежащего, как мира богоотступнического. Истина почти всеми отвергается, когда ложь почти повсюду господствует, когда подлинная духовная жизнь среди людей, именующих себя христианами, иссякла и заменена жизнью плотскою, жизнью животною, возводимой к тому же на пьедестал и прикрываемой идеей мнимой благотворительности, всякое духовное бесчинство, всякую нравственную разнузданность лицемерно оправдывающей. Ведь отсюда именно и происходят все эти бесчисленные “балы”, разного рода “игры”, “танцульки” и развлечения, к которым весьма снисходительно, несмотря на их антихристианскую безнравственную сущность, относятся теперь даже многие современные священнослужители, иногда сами их организовывающие и в них участие принимающие», - печалился в 70-е годы прошлого века архиепископ Аверкий (Таушев).
Очень печально, когда Церковь, которая есть учреждение не от мира сего, начинает жить по законам этого мира. Страшно, когда православные забывают слова Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18: 36).
Действительно, грустное зрелище представляют сегодня картины жизни православных, шествующих по стихиям мира сего. Чего только не увидишь?! Песни и пляски в храмах давно уже не редкость, порой даже целые концертно-музыкальные представления в храмах. «Дорогого стоит» спиричуэлс Луиса Армстронга «Let my people go!», исполняемый ряжеными девицами на амвоне под бурные аплодисменты священства и прихожан. Феминисткам из Pussy Riot такое и не снилось.
Непрекращающейся чередой идут игры или так называемые «квесты», конкурсы на бытовые темы, различные «фестивали» с «мастер-классами» по интересам, викторины, выступления акробатов и воздушных гимнасток «под куполом храма», а недавно появились даже пляшущие на площадке перед монастырём монахини (!)
Рекламируются мотопробеги «байкеров» из числа представителей духовенства, и, конечно, всепроникающий футбол, о котором преподобный отец наш Варсонофий Оптинский изрёк: «Гипноз - злая, нехристианская сила. Точно также вновь появившаяся игра - футбол. Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на неё, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия её будут очень плохие...». На самом деле, попробуйте представить себе с упоением гоняющих мяч оптинских старцев или батюшку Иоанна Кронштадтского со святителем Феофаном Затворником...
Теперь ещё в качестве «средства проповеди» «православные эксперты» предлагают рэп, сам ритм которого никак не соответствует духу Православия. Более того, этот ритм, заимствованный у деклассированных элементов афроамериканской расы, несёт далеко не мирный дух, вызывает у людей определённое возбуждение нервной системы, отрицательно влияет на психику и духовное состояние. Об этом «православные эксперты» даже не задумываются. К тому же, в католическо-протестантском мире, давно отошедшем от Бога, использование джаза, рока и рэпа для «привлечения новых прихожан» положительных плодов не принесло. Думается, что «танцульки», футбол и мотопробеги также не умножат число верующих...
«Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его», - сокрушается святитель Игнатий Брянчанинов.
С глубоким прискорбием необходимо отметить, что дух мира сего всё глубже проникает в среду православных христиан. Его метастазы распространяются все шире и шире. Прежде всего, это выражается в утрате духа подвижничества, в потере центрального места Креста в православном богословии и практической духовной жизни. Без подвига и Креста нет и не может быть подлинного Православия.
«Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 38) и «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30), - учит нас Сам Спаситель.
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14), - вторит Спасителю святой апостол Павел. Не о «балах», «играх» и спортивных состязаниях говорит преданный ученик Христов, а о Кресте спасительном!
«Крест - знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатию запечатлевает Христос Своих! Все святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь безскорбную, - забыт Богом. Не ищи, - говорит один из них, - совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом!» - пишет святитель Игнатий.
«Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящён не только страданиями Богочеловека на нём, нет! - он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа, крестом и кончилась. Голгофский Крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с Небес, дабы нас возвести на Небо. Посему-то, хотя преимущественно на Голгофе надо искать объяснения славы Креста, но её видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелого возраста. Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест, - так безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16: 24)», - проповедует с Небес священномученик протоиерей Философ Орнатский.
Временное земное странствование христианина - это путь от земли к Небу, который он должен совершить, прежде всего, в самом себе, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Поэтому Православие - это, прежде всего, образ жизни. Это жизнь по вечным законам Евангелия. Это состояние человека, когда он самой своей жизнью исповедует и прославляет Господа нашего Иисуса Христа, подражая Ему всегда и во всем. Это непостижимая плотским разумом таинственная жизнь во Христе, когда Сам Господь Духом Своим Святым научает подвизающегося, открывая ему Небесное уже на земле.
Жить, как жил на земле Христос; думать, как думал Христос; действовать, как действовал Христос; молиться, как молился Христос. Кажется, всё это недостижимо немощными силами человеческими. Да, но невозможное человекам, возможно Богу, об этом нужно помнить.
Евангелие - это не нравственное учение. Евангелие - это деятельная любовь, подвиг, терпение скорбей и гонений Христа ради. Евангелие - это Крест. Евангелие знает только одну правду - правду Креста Христова. Правда человеческая - смерть! Правда Креста Христова - жизнь вечная!
Крест - главный символ и знамение подлинного Православия. Где нет Креста там нет и Православия! Только крестоношение - есть истинный путь православных.
«Облобызаем Крест, как знамение Христово, руководствующее ученика Христова в Царство Небесное. На Крест возводит вера; низводит с него лжеименный разум, исполненный неверия. Был повешен на кресте разбойник, упоминаемый в Евангелии: был повешен как разбойник, а с креста переселился на Небо как исповедник. Люди побивали первомученика Стефана камнями, как богохульника; а по суду Божию ему отверзалось Небо, как живому храму Святого Духа. Дайте руку: пойдём за Христом, каждый неся Крест свой, и им и зарабатывая свое спасение», - призывает святитель Игнатий.
Да, Крест - это Голгофа, это - страдания, это - распятие, но за ним - вечное Небесное Царство, в которое призывает нас Спаситель рода человеческого: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).
«Итак, оставим всё, как ненужную мишуру, и поспешим скорее с покаянием к подножию Креста Господня: объединимся все вокруг этого единственно-спасительного для нас знамения, прильнем ко Кресту Господню, ибо одна только сила крестная может нас спасти, и ничто другое, так как “Крест - верных утверждение”», - возглашает архиепископ Аверкий.
«Крест, хранитель всея вселенныя; крест, красота Церкве; крест, царей держава; крест, верных утверждение; крест, ангелов слава и демонов язва», - поётся в светилене Кресту.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
1. Подписываюсь под каждым словом статьи!