Педагогика – искусство делать насилие незаметным

Реставрация смыслов

Русская школа  Закон об Образовании в РФ  ЕГЭ 
0
1143
Время на чтение 6 минут
Минуло почти уже сто лет, как Густав Густавович Шпет, описывая феномен русской интеллигенции, обратил внимание на стойкую её оппозиционность к окультуриванию. Столь же стойкую, как и оппозиционность к власти. Так что поднятая ныне волна публичного – не обсуждения, а осуждения – пока ещё только региональных пробников расширения школьной программы базовыми знаниями в различных искусствах работниками этих самых искусств и примкнувших к ним педагогов вполне традиция наша.

Запущенный в нескольких регионах совместный проект Министерства культуры и Министерства просвещения «Культурные нормативы школьника» с направлениями – «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Народная культура», «Кинематограф» и «Театр» призван не просто «воспитывать эстетические чувства» у детей и подростков, но созидать будущие личности для будущей России. Надо ли кому объяснять, что количество усвоенных фактов, заученных событий, обстоятельств и логических закономерностей не изменит мышление человека принципиально, если только эти познания не окрашены эмоциональный переживаниями, не подтверждены этическими нормами. Ведь если научные знания формируют специалиста, то личность – полноценную, самодостаточную личность – взращивают, созидают не просто некие новые знания, а знания, завязанные на чувственный опыт.

Будущая личность для будущей России! – сколько же лет мы бурно возмущались разрушением советской системы обучения, как страстно требовали возвращения педагогики государственнического целеполагания. Сколько лет доктора наук, учителя и родители анафематствовали ЕГЭ с его принципом зазубривания, отучающего вникать и сочинять навсегда. Уже и порох стал заканчиваться в пороховницах, уже слабеть стала козацкая сила, клониться в отчаянье, в тоску смертную перед цифровым будущем, в котором творческому человеку фурсенки и грефы вход заказали. И вот, вдруг, государство – само государство! – предложило через эстетическое развитие развернуть школьную педагогику из талмудисткого тупика, вернуть на путь творческого мировосприятия…

И что? А не может русская интеллигенция без оппозиционности – ни к власти, ни к окультуриванию. 

Ладно, понятно, интеллигенция либеральная, её-то и русской давно уже никто не называет, ей, либеральной, кошмарна любая мысль о любом государственном волеизъявлении. Что бы там не предлагалось из Кремля – всему херем и хуление. Кроме, разве что наград, грантов, званий и должностей. Это неисправимо, потому предоставим мёртвым хоронить своих мертвецов. 

А вот с чего экспериментальные «Культурные нормативы школьника» подвергаются столь жёсткой критике справа? Откуда эта резкая тональность, смыкающаяся с либеральным отрицанием всего и вся, у нас, у консерваторов? Может это инерция затянувшегося противоборства с ЕГЭ и выхолащиванием школьной программы до лапидаризма Марка Сидония Фалкса: «раб должен быть физически здоров и знать язык своего хозяина»? Или же, наоборот, это такая вот апостасийная безнадёга окостеневшего советского сознания?.. Ведь, казалось бы, если вдруг государство нашло в себе ум и волю для признания своих ошибок, да в столь важном – первенствующе важном – вопросе созидания будущих граждан для будущей России, то как патриотам не возрадоваться?! Пусть осторожно, дуя на воду, но оживиться бы духом. Однако, благие намерения ведут...

Критиковать в запускаемом проекте Министерства культуры и Министерства просвещения есть что. Но критика критике рознь, есть принципиальное отрицание и есть замечания по частностям. По первому, принципиальному – отсутствие мировоззренческой координационной базы. С объединяющей картину мира иерархией эстетических и этических критериев. Все направления «Культурных нормативов» достаточно самостоятельны, и потому очень неравноценны по наполнению, ибо подвержены вкусовщине. Именно неимение этико-эстетической цельности делает разделы «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Народная культура», «Кинематограф» и «Театр» столь версификационными, что порой их наполнение направленно на совершенно противоположные цели.

Отсутствие мировоззренческой базы в образовательной реформе (или контрреформе) – главная претензия к новому педагогическому проекту. И это отсутствие не представляется некой половинчатостью мышления разработчиков, толерантно искавших компромисс меж либеральным и консервативным, меж Гребенщиковым и Рубцовым. Ведь они, разработчики, ориентировались не на общественное мнение, а выполняли заказ государства. Тут слишком обнажена, слишком откровенна связка с запланированным окончательным выведением из школьной программы «Основ Православной культуры»: религиозное мировоззрение наделяет человека понятийной цельностью, позволяющей ему лично и, при этом, объективно (с точки зрения традиции) оценивать встречное и окружающее. Отсюда вполне оправдан пессимизм отрицателей «Культурных нормативов»: гражданин России исторически невозможен без религиозного мировоззрения, Российская государственность исторически несостоятельна без Православия. 

Для вечно сомневающихся – Николай Бердяев в противовес прагматике Иоганна Готфрида Гердера и Иммануила Канта: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – всё заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развёрнутой и не дифференцированной».

Когда определена системная ошибка, то далее «культурные нормативы» можно критиковать и по направлениям. Здесь, действительно, во всём многообразии, точнее безобразии цветёт этически внесистемная и эстетически непрофессиональная вкусовщина. Надо бы проектантам серьёзней отнестись к психологическим разработкам матриц подражания: каким «Театр» будет открывать детям представитель гей-сообщества?.. Образование ещё до Потопа разделялось на элитное и общее. Заказчиком элитного выступало жречество и власть, заказчиком общего – армия и производство. И в какое будущее смотрит Власть, когда при выведении «Основ Православной культуры», в школу проталкивают не некое развлекательное ВИА, а носителей конкретно сектантского учения «Нирвана»? А на что надеется Армия, когда после фильма «9-я рота» ребята объективно не захотят идти воевать за предающую своих сынов Родину?

Что критикуется ещё? Отсутствие вариантов?

Педагог по греческим корням слова и смысла – детоводитель. Гм – раб-детоводитель. Педагог не должен, да и не может проводить эксперименты над детьми, выбирая из множества программ нравящуюся ему. Да и не нравящуюся, а рекламируемую. Единый образовательный ГОСТ связывает общество, – благодаря ему житель Калининграда понимает жителя Петропавловска-Камчатского. И, главное, за своё образование гражданин может спросить с государства, должен спросить. Ну а какие претензии у клинически депрессирующего диссидента к учительнице, предпочитавшей Солженицына Шолохову?

Поэтому, конечно же, это – государственное дело, государственная задача, прямой государственный интерес – СОЗИДАНИЕ ЛИЧНОСТИ. И культурное воспитание в школе необходимо. Только надо ясно понимать культура – «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении» – это свод управленческих правил поведения человека, то есть, сложнейшая система жёстких, категоричных запретов, защищающих космос от хаоса, а человека от демонии. От того, «что и скоты бессловесные не творят». Василий Великий: «Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать богом». Вот именно так – повеление! Синонимы: наказ, распоряжение, команда, приказ, эдикт, императив… 

Нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность, и культура – скрепа красоты и добра. Культура – это ответственное насилие ответственностью. И половинчатые решения в окультуривании столь же трагедийны, как и нерешения. Да, всякое насилие, в том числе и насилие культурой, обидно. Оскорбительно, до желания отпора и у детей, и у подростков, и у либеральной интеллигенции. И отсюда-то педагогика – не служба, даже не служение, а искусство: искусство делать насилие незаметным.

Дворцов Василий Владимирович, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Педагогика – искусство делать насилие незаметным

хоть 500 млн замечательных программ напишите, если их претворять в жизнь будут те же мадамы - фельдфебели, результата не будет. Образование - это встреча с личностью.
чистякова / 24.09.2019, 18:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
Малая родина в системе идентичности гражданина России
Выступление в рамках проекта Министерства просвещения «Разговоры о важном» в Государственном Университете Просвещения
22.04.2025
Литературный процесс как созидание народной памяти
Доклад на Межрегиональной научно-практической библиотечной конференции «Сохранение исторической памяти и преемственность поколений»
05.04.2025
IV Всероссийские Годеновские чтения. Тема: «Крест —
царей держава. Крест в державном строительстве Святой Руси». Часть 2
01.04.2025
Верноподданство Христу
Культурные матрицы Русской цивилизации
21.02.2025
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Русская школа
Две жизни Ильи Мечникова
Президентская библиотека к 180-летию со дня рождения знаменитого биолога
16.05.2025
«Имитация и ложь становятся абсолютным принципом»
Технологии искусственного интеллекта поощряют ложь, обман, фальшивку и самые нехорошие качества в людях
10.05.2025
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Инфантилизм современного общества связан с современной массовой культурой и с дебилизацией населения посредством гаджетов, Интернета
08.05.2025
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
ЕГЭ
Будущее, в котором хотелось бы жить народу
Нам нужны справедливость, духовность и нравственность с опорой на прочный и честный материальный достаток, высокий уровень образования, культуры и науки
10.05.2025
«Западники уничтожают школьное образование и воспитание»
Пора потребовать от депутатов начать хоть что-то делать для остановки прозападных реформаторов, уничтожающих российское воспитание и образование
03.04.2025
«Наша сила в единстве»
Из выступления на 12-х «Калязинских чтениях» на тему «Не в силе Бог, а в Правде! В чем наша сила и наша победа?»
25.03.2025
Это страшное слово «план»
На западе всё делается по плану, просто, чтобы ввести в заблуждение российских граждан, взамен слова план применяют другие слова или словосочетания. Последний вариант «дорожная карта»
13.03.2025
Почему русские не рожают?
Часть 3. Гендерные войны
25.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Трагедия, лишённая величия
Новый комментарий от Апографъ
18.05.2025 04:52
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Русский танкист
18.05.2025 02:07
«Только трезвый образ жизни может сделать нашу страну великой, красивой и процветающей»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2025 00:07
Как нам восстановить мир с Богом
Новый комментарий от Yuriy7o
17.05.2025 19:39
Несомненный успех политики Путина
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.05.2025 16:06
Аборты как главная причина убывания русского
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.05.2025 14:41