Остановимся на взаимопроникновении пространств Родины и Отечества в пространство Искусства и Веры. Русская культура есть явление первого порядка творчества нашей Родины и Отечества, её создавали и создают великие народ и личности, великая природа и Великий Творец вместе с единосущным Ему Великим словом.
Во времена господства рыночных отношений известные истины христианской веры и богоданного творчества понимаются всё меньшим числом людей из тех, кто перешел на рыночные рельсы. Им мерещится, что корень творчества в деньгах. Но с точки зрения сути самого творчества, роль денег в культуре и искусстве не больше, чем камня в истории, вере и искусстве человечества. Одни и те же камни могут быть использованы и в создании Величественного храма и дворца, а могут быть применены для разрушения аналогичного или того же самого храма и дворца.
Прежде всего, важно, какой идеей и целью, или, более широко, какой идеологией руководствуется тот, кто взял в руки данный ему камень или данные ему купюры. Шелест купюр для уважающей Господа и себя творческой личности никогда не затмевает красоту пространств Родины и Отечества, чистоту пространств Веры и Культуры.
Родина и Отечество рождают в людских честных душах чувства очарования, любви, близости, почитания, преданности и благодарности. Эти чувства по своей основательности - побудительно религиозны и идеологически первоначальны, в них помещаются и Заповеди Божьи и, для нас русских, вся наша Русская культура и вера. Одни заповеди легко различимы в пространстве Родины, например, заповедь любви к ближнему, к почитанию отца и матери, заповедь не убий, заповедь не кради и заповедь не лги; не прелюбы сотвори; не пожелай жены искреннего твоего, дома ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ничего ближнего твоего. В Русской культуре они проявляют себе как нравственные принципы жизни и общественного бытия.
Другие заповеди Божьи проявляют себя ярче в пространстве Отечества: Аз есмь Господь Бог твой; да не будет тебе бога иного, разве Мене; Не сотвори себе кумира и всякого подобия на небесах, на земле, в водах, под землею; Не приемли имени Господа Бога твоего всуе; Чти отца твоего и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле; Не возводи на друга своего свидетельства ложна.
Для понятия «Родина» характерна большая поэтичность и музыкальность, в нём больше лиричности и красочности.
Духу Родины в России эмоционально и ментально соответствуют такие музыкальные и поэтические произведения, как, например: песня-контата Д.Д. Шестаковича на слова Е.Долматовского «Родина слышит, родина знает»
Родина слышит,
Родина знает,
Где в облаках её сын пролетает.
С дружеской лаской,
Нежной любовью.
Алыми звёздами башен московских,
Башен кремлёвских
Смотрит она за тобою.
Родина слышит,
Родина знает.
Как нелегко её сын побеждает,
Но не сдаётся,
Правый и смелый!
Всею судьбою своей утверждаешь,
Ты защищаешь
Мира великое дело!
Родина слышит,
Родина знает.
Что её сын на дороге встречает,
Как ты сквозь тучи
Путь пробиваешь.
Сколько бы чёрная туча не злилась,
Чтоб ни случилось,
Будь непреклонным сыночек! Будь непреклонным сыночек!
Второй пример менее официальный, стихотворение Владимира Гамаля «Здравствуй»:
Дорогие мне картины
Я в душе всегда ношу,
Возвращаясь из чужбины,
Каждый раз произношу:
«Здравствуй милая сторонка!
Здравствуй детский голосок,
Ручеек, текущий звонко,
И живой воды глоток!
Здравствуй, русская природа!
Здравствуй, парус вдалеке,
И любое время года,
И дорога налегке!»
Поклонюсь колосьям хлеба,
И ромашке на лугу,
И куску родного неба,
И с капустой пирогу.
Рвётся соколом сердечко.
Я сюда корнями врос:
Вот скамейка, вот крылечко
И дружище - старый пёс.
День приветствую встающий,
Солнца первые лучи,
Лик всевышний, всемогущий
В мерном пламени свечи.
Нет тебя страны красивей,
Сердцу милые края!
Здравствуй, матушка -Россия!
Здравствуй, родина моя!
Очень многими примерами ещё можно подтвердить поэтичность и музыкальность образа матушки-России, такими, как песни: «Вижу чудное приволье» (народная песня), «Широка страна моя родная» (слова А. Чуркина, музыка Б. Мокроусова), «Родина моя» (слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова), «Россия - родина моя» (слова В. Харитонова, музыка В Мурадели), марш «Прощание славянки» (слова А. Мингалева, музыка В. Агапкина), русский романс «Колокольчики мои» (автор А. Толстой); поэтические произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Никитина, С. Есенина, А. Твардовского; музыкальные произведения Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Бородина, Г. Свиридова.
Пространство Отечества отличается поиском смыслов, большей народной и научной мудростью, большей строгостью мышления, философичностью и верой в высшие порядки. Но, как правило, поиски смыслов, нужной парадигмы и философии, народной мудрости и веры базируются на аксиомах веры и идеологии конкретной исторической и геополитической эпохи.
Духу нашего Отечества можно также поставить в соответствие и песни, и кантаты, и марши, и поэмы, и музыкальные произведения такие, как «Увертюра 812 года» П. Чайковского, «Время вперёд» Г. Свиридова, «Вставай страна огромная» Б. Александрова. Приведём также конкретные примеры поэтического, гимнического и песенного жанра.
«Гимн Российской империи» (слова В. Жуковского, музыка Львова).
Боже, Царя храни?
Сильный, державный,
Царствуй во славу,
Во славу нам?
Царствуй на страх врагам,
Царь православный,
Боже, Царя, Царя храни!
Перводержавную
Русь Православную,
Боже, Царя, Царя храни!
Царство ей стройное
В силе спокойное,
Всё ж недостойное
Прочь отжени.
О, проведение,
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
Счастье, смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
В качестве идейной поэтической и идеологической поддержки гимну «Боже, царя храни» можно привести стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» и русскую народную песню «Всю-то я вселенную проехал». Перечисленные произведения русского искусства и веры прямо согласуются с идеологией Российской империи, представленной Уваровской триадой «Самодержавие -Православие - народность».
Другое время и другие ноты и акценты и другая патетика в песни «Да здравствует наша держава» (слова А.Шилова, музыка Б. Александрова)
Да здравствует наша держава,
Отчизна великих идей,
Страна всенародного права
На радость и счастье людей!
За то священное право,
За жизнь и свободу свою
Великая наша держава
Врагов побеждала в бою.
Припев:
Над Москвою чудной,
Над любимой землёй
Лейся радостная песня
О нашей стране молодой!
Вейся, красное знамя -
Символ наших побед,
Ты горишь всегда над нами,
Как солнца ликующий свет!
По русским и мудрым заветам
Живёт наш великий народ.
Дорогою счастья и света
Нас Партия твёрдо ведёт.
Несметны республик богатства,
И сил богатырских не счесть
В стране всенародного братства,
Где труд - это доблесть и честь.
Припев: ...
В этой советской песне идеология новой поры проступает с ещё большей определённостью, чем в царские времена в приведенных выше примерах. В обсуждаемом примере непосредственно используются идеологически насыщенные понятия: Отчизна, Держава, великие идеи, священное право, побеждённый враг, красное знамя, партия, труд, доблесть и честь. Можно приводить и другие примеры идеологически насыщенных песен и гимнов той поры: «С чего начинается родина», «Моя Москва», «Священная война», «Гимн Победе» и др.
Но вот на Россию опустилась хмарь «перестройки» вместе с её либеральным пёстрым табором, упрямо твердившим на всех площадях и перекрёстках о необходимой и неизбежной деидеологизации России. Но наделе под шумок рыночной возни перестройщики занимались насаждением идеологии рыночной рекламы, идеологии обмана и потребления. Репертуар песен, звучащих по радио, по телевиденью, на рынках и из огромного числа ларьков, резко изменился, советские песни заменили на блатные, уголовные в смеси с заморской попсой. А само пение подменили хрипением, нытьём и воплями с иностранным акцентом. Причина понятна, рынку нужно новые рыночные пространства и потребители, которыми легко управлять, а не ценители и сторонники самодержавия, самостояния, русских стихов, романсов и русские певцы.
Вот пример. Многим до сих пор не понятно, почему в перестройку понадобилось уничтожать уникальные виноградники в Крыму. Да, потому, что уже тогда российский винный рынок стали готовить для западных винных компаний: американских, французских, испанских и итальянских. Перестройщики же объясняли борьбу с крымским виноградом борьбой с алкоголизмом так, будто алкоголики предпочитают бормотухе и водке крымские виноградные вина.
Общество было умело расколото. Либералы переключились на западный репертуар и телодвижения, заслушиваясь западной рекламой и вокалом певцов без чётко выраженных гендерных и нравственных признаков. Активные деятели рынки ушли с головой в уголовное, блатное меню. Кто смог остаться русскими, те обратились к русским народным и казачьим песням, к песням сплочения, сопротивления и грядущих побед, к русским поэтам и музыкантам патриотического духа. По-новому зазвучала песня времён Великой отечественной войны Бориса Александрова «Священная Война»:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С безбожной силой тёмною,
С базарною ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идёт война народная,
Священная идейная война!
Дадим отпор душителям
Всех праведных идей,
Насильникам, грабителям,
Обманщикам людей!
Не смеют силы тёмные
Над родиной витать,
Поля её просторные
Не смеет вор скупать!
Всей глобалистской нечести
Позор и кукиш в лоб,
Отребью человечества -
С доставкой крепкий гроб!
Перестройка обгадились. Американцы сняли частично с себя маски, либералы подавились свободой, жизнь угомонила некоторых авантюристов, идеологии потребления под фанфары не получилось, вместо неё глобалисты пытаются перейти к идеологии прав наглого террориста.
Ну а миру, желающему жить по совести, нужна идеология созидания. Пока её нет. Как на это реагирует сегодня русское слово и музыкальное творчество? Попробуем найти на это ответ в стихотворении Владимира Гамаля «Непонятность будущих лет»
Жизнь свою променяли на лайки,
Равнодушием пахнет вокруг.
Сбились в кучки, в толпу, сбились в стайки,
По забыты «товарищ» и «друг».
Потеряли мы стержень, опору,
Разменяли любовь на гроши,
И не страшно предаться позору,
Растоптать благородство души.
Где походы к соседу за солью
И последней рубахи добро?
И не делимся счастьем и болью,
И сломалось на строчке перо. .
Паутиною черствость по телу,
Плесень пошлости мажет года.
Пожилым красит голову мелом
Разобщенности нашей беда.
Потеряли себя молодые,
Восхищать больше рыцарей нет.
С молоком захлебнулись грудные
Непонятностью будущих лет.
В этом стихотворении чётко выражено настроение честного большинства нашего народа, его печаль по отсутствию общественного созидательного стержня и идеологической опоры. Распространяющееся, как холодный осенний туман, равнодушие в обществе не заменить рыночными лайками. Для многих, в том числе молодых и младенцев позор, черствость, холодность в общении, отсутствие перспектив в жизни стали мнимыми «опорами» для их мнимого существования в непонятности будущих лет. Естественный путь избавиться от непонятности будущих лет - это обретение идеологии движения общества в заданных здоровых координатах пространства Родины и Отечества. Кто захочет сбежать к чужому пирогу- «скатертью дорога». Либерально-рыночная тусовка не отличается желанием думать, но отличается желанием потреблять «не хужее, чем на Западе». Пусть взахлёб потребляют вместе с Б. Джонсоном, Т. Мэй, Х. Клинтон, Б. Обамой, П. Порошенко и беженцами из Украины, Африки и Арабской Азии западную мультикультуру.
Россия же и российский народ останутся на своём историческом месте, в своём духе со своей исторической целью, заданным Богоданным заветом. Российскому обществу жизненно необходима идеология духа России!
Более полное понимание пространства Родины и Отечества позволит разработать национальную идеологию мира и созидания, как постоянно совершенствующуюся модель общественной жизни и смысла человеческой жизни в духе Божьих заповедей.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности
3. Re: Идеология духа России
2. Re: Идеология духа России
1. Re: Идеология духа России