11 сентября Окружной административный суд Киева предварительно признал противоправным приказ министерства культуры Украины, согласно которому устав возглавляемой Филаретом Денисенко раскольнической структуры, т. н. «Киевского патриархата», утратил силу, передает РИА Новости.
Ранее министерство культуры Украины сообщило, что возглавляемая Денисенко раскольническая структура была ликвидирована. Однако Филарет обжаловал это решение.
Окончательное решение относительно законности приказа Минкульта будет принято судом после рассмотрения иска по существу. Также суд до рассмотрения иска по существу запретил любым органам государственной власти совершать какие-либо регистрационные действия, которые касаются структуры Филарета и ее имущества.
Вчера судья Окружного админсуда Киева Руслан Арсирий написал заявления в Высший совет правосудия и Генпрокуратуру о вмешательстве Неонилы Ткаченко, юриста Денисенко, в процесс осуществления правосудия, сообщает портал Украина.ру. В разъяснении Арсирий указал, что 2 сентября указом Филарета Ткаченко была назначена руководителем юридического отдела т. н. «Киевского патриархата», при том, что она, по данным судьи, уже дважды подавала в суд заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора. Суд отказывал в удовлетворении этих заявлений.
«Поскольку указанное лицо (Ткаченко - ред.) находится в трудовых отношениях с истцом и одновременно является лицом, которое вмешивается в процесс осуществления правосудия по данному делу, считаю, что не могу принимать участие в рассмотрении данного дела, <...> поскольку полное, всестороннее и основательное выяснение обстоятельств дела возможно только при условии взаимного доверия и уважения при коммуникации между судом и участниками дела», - подчеркнул Арсирий.
Это решение судьи прокомментировал спикер т.н. «Православной церкви Украины» (ПЦУ) Евстратий Зоря, напомнив об ответственности за вынесение неправосудных решений. «Вся неправда, которую пытаются скрыть, все равно разоблачается. Можно, как Пилат, умыть руки, но это не избавляет от ответственности за вынесение неправосудных решений, особенно под давлением и в угоду лжи», - написал он на своей странице в Facebook.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько:
Пока еще нельзя сказать, что Филарет выиграл. Только при восстановлении УПЦ КП как юридического лица можно будет говорить о победе Денисенко. Пока ситуация находится в промежуточном состоянии.
Денисенко, человек настойчивый, будет пользоваться поддержкой власти. А сейчас он воспользуется поддержкой определенных кругов на Украине. За 30 лет «Киевский патриархат» превратился в фактор украинской политической жизни, поэтому некоторые политики и политические силы на Украине могут рассчитывать на помощь структуры Денисенко. Тем более, если речь идет о политиках, дистанцирующихся от Зеленского и Порошенко.
Нынешний президент Украины не проводит мероприятий по уничтожению Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, но и не сдерживает процессы, инициированные еще Порошенко, которые сейчас выливаются в продолжение погромов, захватов храмов и насильственного переподчинения храмов т.н. «ПЦУ». Сложно сказать, как сложится судьба «Киевского патриархата» в случае его восстановления в качестве юридического лица. Между Филаретом и Епифанием начнется борьба за политическое влияние и за недвижимость. Одним словом, за ресурсы и за верующих. Поэтому вполне возможно, что в будущем мы увидим, как боевики «ПЦУ» отжимают храм у «Киевского патриархата» или наоборот.
К сожалению, для украинского и мирового Православия ситуация на Украине является негативным фактором, разрывающим духовное тело и вносящим смуту в умы верующих. Но для Украины - это привычное явление. Я очень хорошо помню, как в 90-ые годы газеты выходили с четырьмя (!) поздравительными Пасхальными посланиями от разных религиозных деятелей Украины - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского патриархата», УАПЦ и Украинской грекокатолической церкви.
В 90-ые годы УАПЦ и «Киевский патриархат», с одной стороны, разделили сферы влияния, а с другой стороны, продолжали бороться друг с другом за влияние. На Украине мало что меняется. Скорее всего, и не поменяется до тех пор, пока будет существовать сама Украина с внешнеполитической системой.