Вчера на церковно-либеральном портале «Православие и мир» было размещено «Открытое письмо священников в защиту заключенных по "московскому делу"», которое подписали несколько десятков священников Русской Православной Церкви, служащих не только в России, но и в других странах.
«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов "московского дела"», - говорится в обращении.
Священники заступились за некоего Константина Котова, который, «не совершая никаких насильственных действий ни в отношении представителей власти, ни других граждан, был подвергнут беспрецедентно жестокому наказанию». «Нам было горько узнать о том, что одним из вещественных доказательств, изъятых у него, был самодельный плакат со словами протоиерея Александра Меня "Милосердие - то, к чему мы призываем" и призывом к обмену пленными с Украиной. Спустя 29 лет после убийства отца Александра, нераскрытого следствием, его слова продолжают быть актуальными и звучат как укор нашему ожесточенному обществу», - патетично заявляют подписанты. Причём, не сообщают, единственное ли вещественное доказательство в виде цитаты свящ. Меня изъято у Котова при задержании или там были и какие другие вещи.
«Мы хотим напомнить всем, кто давал или будет давать показания по этому (Котова. - РНЛ) и другим делам, слова Священного Писания: "Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет" (Притч. 19. 9). Лжесвидетельство делает человека соучастником суда над Спасителем, который был также основан на показаниях лжесвидетелей (Мф. 26. 60)», - пишут подписанты, уверенные ещё до вынесения судебного вердикта в невиновности Котова. Удивляет, с какой лёгкостью священники обвиняют полицейских во лжесвидетельстве, будто все вместе исповедовали Котова и убедились в его невиновности.
«Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью», - отмечается в «Открытом письме священников в защиту заключенных по "московскому делу"». Призыв справедливый, удивляет только это нарочитое использование священниками слогана «неоправданная жестокость», который давно вброшен либеральными СМИ именно применительно к тем, кто участвовал в московских беспорядках и теперь привлечён к ответственности.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе расценил это письмо как попытку участия группы священников в правозащитной деятельности, которая фактически превратилась в политическую декларацию, передает ТАСС.
«Церковь имеет право печалования и активно им пользуется, в том числе непублично. Это осуществляется и по линии Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и по линии православных общественных организаций. В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, - это политика, а не печалование», - справедливо отметил В.Кипшидзе.
По его мнению, политическая активность и борьба с властью не может быть главной миссией Церкви вне зависимости от намерений подписавших обращение священнослужителей: «Да, эти священники чувствуют общественный запрос на справедливость и попытались его удовлетворить как смогли, возможно, искренне переживают за судьбу находящихся в узах, независимо от их вины, людей, как и любой православный человек. Однако им должно быть известно, что политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой, но дело в том, что борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви».
Вахтанг Кипшидзе считает, что подписанты избрали неверный для священнослужителя путь действий: «Пастырь призван воспитать неподкупного и верного правосудию судью, честного правоохранителя и адвоката, и эти люди, действуя каждый на своем месте по вере и совести, изменят, насколько это возможно, мир к лучшему. А подписывать декларации, в которых странным образом перемешана политическая риторика и священные тексты, - это легкий, но бесполезный путь. Мне кажется, что намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы, действительно, помочь».
А вот заштатный клирик протодиакон Андрей Кураев встретил обращение восторженным возгласом: «Спасибо, братья!».
«Письмо священников» поддержал известный либеральный журналист Владимир Познер. «Я редко соглашаюсь с высказываниями священников РПЦ. Но сегодня, возможно, впервые в жизни, прочитав письмо сорока священников по поводу судебных решений о тех, кто вышли на улицы Москвы, протестуя против отказа регистрировать оппозиционных кандидатов в Московскую городскую думу, я не только не нашел ничего, с чем я был бы несогласен, но даже пожалел, что там не было моей подписи», - признался телеведущий на своем персональном сайте.
Любопытна реакция либеральной радиостанции «Эхо Москвы». Гостья студии доцент Института общественных наук РАНХиГС политолог Екатерина Шульман считает, что «на нынешнем этапе кампания общественного давления способна, видимо, отбить почти любого человека. То есть вот в случае индивидуальных кейсов при удачном стечении обстоятельств, достаточном терпении и публичной поддержке можно выцарапать почти любого, кто был зажеван системой в свои железные челюсти» (какова риторика у научного сотрудника вуза, готовящего государственных чиновников! - РНЛ).
«Чего мы пока не можем? - задается вопросом Е. Шульман. - Мы - общество. Мы не можем наказать виновных: лжесвидетелей, судей, выносящих неправосудные приговоры, тех, кто задерживал без всяких оснований, тех, кто побил. Этого мы не можем. Своих система не сдаёт, она если их ест, то она их ест по своим собственным законам».
«Хотя священники им угрожают, как мы слышали в новостях», - сказал со своей стороны журналист «Эхо Москвы» Майкл Наки, имея в виду пресловутое письмо священников.
Вчера же на сайте либеральной «Новой газеты» было опубликовано интервью с одним из подписантов ключарем кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины протоиереем Андреем Кордочкиным.
«Вообще мне кажется, что представления о степени единомыслия в Русской православной церкви преувеличены, - заявил, в частности, священник. - Наши священники - это совсем не оловянные солдатики. (...) Но иногда всеобщее молчание удручает. Думаю, это скорее самоцензура, нежели цензура, для кого-то - инертность, для кого-то - убеждение и согласие с "линией партии". Нас всех слишком долго приучали сидеть тихо и не будить лихо, но сейчас глубокомысленное молчание пора нарушить».
«Правозащита - это форма борьбы, а церковь ни с кем не борется, это не часть ее природы и миссии, как ни с кем не боролся и Иисус Христос - разве что с теми, кто дом божий превратил в универсам. Однако тем, кто утверждает, что правозащита не связана с церковным служением, я бы подарил репродукцию картины Репина "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных". Можно вспомнить и святителя Иоанна Златоуста, который заступался перед императрицей за осужденного чиновника и его семью, что стало одной из причин его низложения и ссылки. Есть и другие примеры. Мы ни с кем не боремся, но, веря в достоинство и богоподобие человека, мы не можем не провозглашать нашу веру в то, что его жизнь и свобода - это дар божий, а не подачка от государства», - заверяет священник.
По мнению писателя Захара Прилепина, которым он поделился на своей страничке в «Живом журнале», «власть, которая могла бы опереться на большинство, своего собственного народа опасается. Поэтому реальной политической силы, представляющей большинство - нет». «В этой ситуации активному меньшинству - все карты в руки, - считает он. - И меньшинство отрабатывает технологии перехвата власти в собственных целях».
«К меньшинству относятся: кремлёвские игроки, понимающие, что в 2024 году не имеют шанса попасть в число наследников или приближённых к наследникам, многочисленные кроты в разного рода спецслужбах и кабинетах, радикальная либеральная интеллигенция призыва эпохи ЕБН, часть юношества, серьёзная часть культурного сообщества, какая-то часть финансовых элит. В совокупности все названные не составляют и 10-15% населения, но переворот будет осуществлён именно в их интересах. Шансов для этого всё больше», - пишет З. Прилепин.
Любопытно, что незадолго до появления «письма священников» на «Эхе Москвы» была опубликована заметка ныне изрядно подзабытого Юрия Самодурова, бывшего директора Музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова.
Говоря о приговоре Павлу Устинову, участнику акций протестов, Самодуров предположил, что «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ЕПИСКОПЫ, СВЯЩЕННИКИ И ПРИХОЖАНЕ, к сожалению, скорее всего ПРОМОЛЧАТ и не скажут, что обвинение лжёт и приговор Павлу Устинову вынесен не по совести (я не понимаю как может судья спокойно отказать адвокатам в просмотре в судебном заседании видеозаписи, доказывающей, что человек невиновен!), абсолютно несправедлив, так же как они не говорят этого о приговоре Константину Котову, который столь же бессовестен, несправедлив, лжив и вдобавок антиконституционен!».
«Мертвое молчание Русской православной церкви задевает меня больнее всего, потому что голос церкви, в вопросах совести, если бы он звучал, по идее должен был бы для общества, в котором миллионы людей и почти все руководство страны демонстративно ходят в церковь и называют себя православными верующими что-то да значить. Чем все-таки объяснить это мертвое молчание, когда молчать безнравственно, не только епископов православной церкви, но и руководителей всех других институций призванных по большому счету воспитывать и учить людей быть честными и справедливыми? Мне такое молчание кажется распиской в безнравственности, которую все наше общество и светская и религиозная его составляющие выдало самому себе», - заявляет Самодуров.
Забавно читать эти строки, написанные организатором нашумевшей в свое время кощунственной, антицерковной выставки «Осторожно, религия!». С тех пор прошло девять лет... За этот период с кощунником Самодуровым произошла метаморфоза? Почему для этого ярого борца с Русской Православной Церковью вдруг стала важна позиция Церкви? Это не праздные вопросы. Ответ на них может выявить мотивы как самого Самодурова, так и подписантов «письма священников».
По мнению руководителя религиозной редакции телеканала Царьград Михаила Тюренкова, письмо, под которым поставили свои подписи четыре десятка священников Русской Церкви, «скорее отдает "гапоновщиной", поскольку подписанты хоть и пытаются представить себя "гласом Церкви", но на деле "их воззвание - это либеральный политический манифест"». Ситуация, считает Тюренков, напоминает ту, которая была «в начале прошлого века, когда в революционном движении и среди его апологетов также встречались представители духовенства (трагически известный священник-революционер Григорий Гапон, священники Григорий Петров и Иоанн Егоров и ряд других либерально-обновленчески настроенных клириков)».
Действительно, многие из нынешних подписантов обращения известны своей либеральной и модернистской ориентацией (протоиереи Александр Борисов, Георгий Иоффе, Александр Степанов, Алексий Уминский, игумен Агафангел (Белых), иерей Владимир Лапшин, иеромонах Димитрий (Першин), диакон Александр Занемонец). Удивительно только, как это под обращением нет подписей протоиерея Георгия Митрофанова и священника Георгия Кочеткова? Как говорится, для полноты картины...
Но главный вопрос в другом. Почему подписанты-священники обеспокоены судьбой арестованных по делам о беспорядках в центре столицы и при этом равнодушны к участи других невинно заключенных, например врача, кандидата медицинских наук Николая Каклюгина? Из подписавших «письмо священников» только протоиерей Алексий Уминский озаботился судьбой Н. Каклюгина, да и то совсем недавно.
В целом, «письмо священников» производит тягостное впечатление. Налицо двойные стандарты и благостное лицемерие, а разговоры о милосердии выглядят лишь пустой риторикой.
Подписанты заверяют, что они выступают категорически «против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых - обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов». Возникает законный вопрос: почему же не было письма с осуждением действий демонстрантов, которые игнорировали призывы власти к законности проведения своих акций, провоцируя правоохранителей на применение насилия.
Появились слухи, что письмо это инициировано чуть ли не самим Патриархом Кириллом, который, мол, таким образом пытается продемонстрировать власти свою силу. В доказательство авторы слухов приводят факт многочисленности подписей священников под обращением и участие в этой политической демонстрации священников, известных своей крайней осторожностью.
Думается, что слухи о связи обращения с Патриархом Кириллом распространяют сами подписанты скандального обращения. Святейший вряд ли захочет играть в такие игры с властью. Свой выбор в противостоянии власти и несистемной оппозиции Предстоятель Русской Церкви сделал еще в 2012 году, когда решительно поддержал власть, за что подвергся мощной атаке со стороны либералов и «предателей в рясах».
Вчерашний политический манифест священников только «подставляет» Патриарха Кирилла, ставит его в двусмысленное положение в отношениях с властью.
Впрочем, нельзя исключать возможности поддержки этого демарша священников в поддержку представителей «пятой колонны» со стороны каких-то высокопоставленных церковных деятелей, пытающихся играть в такие политические игры. А значит - снова «предатели в рясах» против Патриарха Кирилла?
Редакция «Русской народной линии»
86. Ответ на 78., Ник Ликашин:
85. Ответ на 83., Сергей из НН:
84. Ответ на 83., Сергей из НН:
83. Ответ на 72., София7, 77., влдмр:
82. Ответ на 78., Ник Ликашин:
81. Ответ на 78., Коротков А. В.:
80. Ответ на 75., Ник Ликашин:
79. Ответ на 74., Даневский Саша:
78. Ответ на 72., София7:
77. Ответ на 74., Даневский Саша: