«Супрематический крест» раздора

Изображение креста художником Покрасом Лампасом на Площади Первой Пятилетки в Екатеринбурге решено убрать, хотя в Екатеринбургской епархии по-разному оценили этот «арт-объект»

Не успел в Екатеринбурге улечься конфликт вокруг строительства Храма Великомученицы Екатерины в городском сквере, как в городе Святой Екатерины разразился новый скандал. История началась почти два месяца тому назад…

8 июля в рамках фестиваля «Стенограффия» стрит-арт художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков) завершил свою работу «Супрематический крест», сообщало тогда РИА Новости. Крест изображен на Площади Первой Пятилетки в районе Уралмаш города Екатеринбурга. Ее площадь – более 6,6 тысячи квадратных метров.

19 июля на площади были начаты дорожные работы, граффити стали заливать гудроном. Эта работа приостановлена, инцидент объяснили «рассогласованностью действий мэрии». Мэрия Екатеринбурга заявила, что виновные будут наказаны. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал ситуацию с порчей «произведения» возмутительной.

«Обязательно буду восстанавливать поверхность. Мы сейчас с командой фестиваля "Стенограффия" смотрим, какой был урон поверхности, потому что туда нанесли асфальт поверх плитки, что не совсем технологически правильно для площади, решаем, нужно ли это как-то удалять или очищать в первую очередь. Потом будем восстанавливать подложку, и дальше я, естественно, прилечу в Екатеринбург и буду заново восстанавливать текст», - рассказал он.

Сам Пыженков тогда заявил, что планирует обязательно восстановить свой «Супрематический крест».

Одновременно директор Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова на своей странице в Facebook призвала руководителей области и города закрасить работу художника, так как «попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно».

Однако пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова заявила РИА Новости 22 июля, что епархия не видит ничего предосудительного в изображении креста в работе Пыженкова. При этом она сослалась на мнение руководителя информационного отдела епархии протоиерея Максима Миняйло, который «готов повстречаться с художником и обсудить, может быть, какое-то будущее сотрудничество». 

Сам о. Максим заявил РИА Новости, что он не видит ничего предосудительного в работе Лампаса. Более того, священника радует, что художника вдохновляют христианские символы. «Неправда, что Евангелие вдохновляло только древних и Достоевского, а в XXI веке - веке гаджетов и информационных технологий – уже другие мотивы в искусстве и в творчестве. Нет, это неправда, и то, что сделал художник, показывает, что крест, символика наша христианская и православная – они всегда будут источником вдохновения. Там кириллическая вязь присутствует – это обращение к церковным мотивам и к христианским», - отметил отец Максим.

Священник выразил надежду, что художник использовал церковную символику с добрыми намерениями. «Я бы сказал, что это патриотический порыв, и это не может не радовать. В этом поиске, конечно, художник где-то может в чем-то ошибаться, выражать свое мнение, но это его искусство – оно не канонично, оно не должно быть канонично. Каноничные изображения мы располагаем в храмах и в домах для молитвы. Но если человек с добрыми намерениями использует символику, то мы не можем его за это осуждать. И мы понимаем, что он находится на этом пути духовном, когда он берет за основу что-то и развивает не только искусство, но и самого себя. И об этом как раз мы с ним поговорим», - пообещал протоиерей Максим Миняйло.

Однако заявления представителей Екатеринбургской епархии подверг критике известный на Урале схиигумен Сергий (Романов). Об этом он заявил в своей проповеди, видеозапись которой опубликована на YouTube-канале движения «Царский крест». «Крест нарисовали прямо на асфальте с таким расчётом, чтобы прохожие попирали его ногами. Пешеходная дорожка проходит прямо по горизонтальной перекладине креста, поэтому каждый будет топтать крест. Какие же сатанинские силы финансируют эти богобожеские акты? Это тайные или явные Иуды. Это скрытое и умышленное поругание для верующих. Догадаться о том, что происходит поругательство над крестом, можно только с вертолета или парашюта. Горе-художник наплевал на закон, который предусматривает ответственность за оскорбление чувств верующих», – негодовал отец Сергий.

Вскоре появилось сообщение, что 26 августа Лампас собирается прибыть в Екатеринбург, чтобы восстановить своё испорченное граффити. Однако накануне визита художника, 25 августа, группа православных активистов вышла на Площадь Первой Пятилетки, выступая против реконструкции «Супрематического креста». В результате, как сообщила координатор фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге Анна Клец, Лампас отложил визит в город.

«По поводу угроз. Естественно, мне присылают различные видеозаписи и сообщения. Некоторые из них довольно агрессивно настроенные. Но я считаю, что мы, находясь в правовом поле, имеем некую все-таки безопасность с точки зрения того, что комментарии – это желание повлиять как-то на принятие решений. При том, что я решения принимаю, исходя из собственного мнения, из виденья ситуации, из анализа ситуации в целом и уж никак из каких-то попыток давления на меня», – сказал Пыженков по видеосвязи на пресс-конференции в Екатеринбурге, которая прошла 26 августа.

Координатор Стенограффии Анна Клец и сооснователь фестиваля Андрей Колоколов отметили, что переговоры идут, и есть надежда в ближайшее время договориться со всеми сторонами, сообщает официальный сайт Екатеринбурга. При этом организаторы фестиваля граффити уже не настаивают на восстановлении композиции в первоначальном виде: «Если кто-то увидел в работе Покраса Лампаса православный крест, мы готовы к диалогу и изменению концепции».

Почти сразу после пресс-конференции организаторы фестиваля «Стенограффия» отправились в администрацию Орджоникидзевского района уральской столицы, чтобы пообщаться с православными активистами. «Встреча получилась откровенная и живая: стороны, хоть и не пришли к единому мнению, остались удовлетворены ходом диалога. В общении принимали участие председатель Екатеринбургской городской Думы Игорь Володин, депутат гордумы Владимир Смирнов и глава районной администрации Роман Кравченко, взявший на себя роль модератора встречи. Общение продолжалось более часа, по итогам принято решение провести ещё встречи, чтобы прийти к компромиссу», - пишет официальный портал города.

Лампас, в свою очередь, заявил, что надеется на восстановление своей работы на Площади Первой Пятилетки. «В России мало работ такого масштаба и качества. Мы открыты к дискуссии, наша задача найти компромисс и позволить оставить арт-объект», – заявил он на утренней пресс-конференции. По его словам, крест, изображенный на площади, не связан с религией. «Пропорции креста и его внешний вид не отсылают нас к крестам на иконах. Мы использовали форму креста, который был выложен на площади задолго до нас», – утверждает Пыженков.

Однако, в итоге в пресс-службе фестиваля РИА Новости заявили, что организаторы фестиваля и Лампас решили убрать крест из работы на Площади Первой Пятилетки. «Креста на Площади первой пятилетки не будет. Это решение художника, потому что мы не хотим ссорить между собой людей», – сказала собеседница агентства.

Редакция Русской народной линии

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

16. Ответ на 5., Сергей из НН:

Возможно протест наших Православных активистов в данном конкретном случае с крестом на площади несколько надуман- ВОЗМОЖНО... Здесь вообще трудно определить грань. Чтобы, с одной стороны, не оказаться небрежными ко Христову Кресту - а с другой стороны, не дойти до того, чтоб и знак "плюс" требовать писать со благоговением... Наверно, эта грань не одна для всех, а определяется личной совестью и личным душевным восприятием.с какой легкой руки Екатеринбургская епархия отреклась от своих, пусть и чрезмерно ретивых, прихожан.Не знаю, как обстоит дело в обсуждаемой ситуации - а я сталкивался с тем, что "чрезмерно ретивые" активисты бывали при этом вовсе не активными прихожанами! То есть, походить с выступлениями, "поактивировать" - это с дорогой душой; а быть прихожанами, участвовать в богослужениях - ну это так, иногда. При этом активность они проявляли весьма своеобразно, и на месте епархии я бы тоже поостерёгся быть заедино с ними.Повторюсь, это не про конкретных екатеринбурсгких активистов; о них я особо ничего не знаю. Но видел кусочек видеосъёмки о конфликте с крестом на площади - и выступавший там православный был, к сожалению, при всём своем напоре, неубедителен и непригляден.

Подача материала нашими СМИ иногда бывает тенденциозна. В нужном ракурсе, в вырезанном куске, профессор умница превращается в грубияна и дебила, а мы смотрим и делаем выводы. Наши СМИ осторожно, но на стороне художника и понятно почему. Журналистика и даже государственная наполнена либералами разного толка, не всегда до голубезны, но с сочувствием разным творческим экспериментаторам как проявителям разных там свобод. Что ж удивительного...В подобных ситуациях особая роль на мой взгляд, должна принадлежать священноначалию. Вовремя подключаться к диалогу, смягчать его если это требуется, выносить какое-то решение. Но при этом НИКОГДА полностью не дистанцироваться от клира, не способствовать его разделению, а лишь доброжелательно поправлять и объяснять. Не секрет, что иногда приходится видеть священников готовых к весьма неразборчивому сотрудничеству, ради хорошего имиджа в масс медиа или в либеральной среде, при этом в жертву приносится чувства и Вера воспитанного им же клира. Не желание "ссорится" и боязнь нежелательной огласки иногда заставляет священника отворачиваться от единоверцев. Само по себе это, на мой взгляд, недостойно и чем-то может напоминать прямое предательство. К счастью таких случаев я вижу не много, но так иногда случается и эти случаи не получают никакой оценки, вот что важно.

Владимир Петрович / 29.08.2019

15. Ответ на 13., Сергей из НН:

сознательная пародия на икону, то это никуда не годится. Однако, очень странно было бы для человека, который заявил себя "неконфликтным" (вроде бы, в интервью сказал, что готов остановить работу, лишь бы не было конфликтов) - очень странно для такого человека делать работу явно эпатажную.

Почему странно? Да слава Богу, что неконфликтный, почему он должен быть непременно упертым? - молодец. Да, он еще говорил в качестве возражения активистам, мол, этот крест к православию отношения не имеет - действительно, есть же кресты, которые не есть образ распятия Христа, например, саентологический крест или розенкрейцеров (с розой вместо Христа), и это кресты оккультные. А людям же непосвященным сразу не объяснишь, что православные против подобной оккультятины (Малевича с его богоборческими смыслами), проще сказать людям в таком упрощенном варианте, мол, крест (любой) попирать ногами грешно, такой вариант обрядоверия, не самый, может, богословски верный.А "calligraphy on girls" - это то, на чем Пыженков получил широкую известность, причем с девушкой, сидящей на троне с крестообразным верхом, у него несколько работ, представьте, из головы исходит три части креста, вверх и в стороны, что бывает на нимбе Спасителя только - жутко взирать на это. Ну,допускать такое в публичном пространстве не следует, это просто за гранью. Надеюсь, хватит ума у художника не обострять и не разжигать.

София7 / 28.08.2019

14. Re: «Супрематический крест» раздора

Художник же прямо говорит,что лампасы красит) ..,а комментаторы оказались супрематическими)

электрик / 28.08.2019

13. Ответ на 9., София7:

сущностное неприятие православным/церковным сознанием таких вещей, как "супрематический крест" (есть ведь и "супрематическая троица"!) или манифест Казимира Малевича.

Да, это трудно объяснить словесно и логически. Это именно неприятие сознанием, при том именно сознанием христианина, церковного человека (а не просто "личная причуда"). Но - всё же надо искать слова объяснения. Вряд ли нецерковный оппонент примет точку зрения христианина - но хотя бы будет насколько-то понимать, почему это неприемлемо для верующего человека (а не только для вот этого конкретного протестующего).

девушки у него с росписью по телу - особенно, с пародией на иконописные изображения Господа Вседержителя на троне, когда голова находится на пересечении перекладин - просто явное кощунство, однозначно.

Не видел творений "Покраса" (да и не очень хочется) - но если действительно сознательная пародия на икону, то это никуда не годится. Однако, очень странно было бы для человека, который заявил себя "неконфликтным" (вроде бы, в интервью сказал, что готов остановить работу, лишь бы не было конфликтов) - очень странно для такого человека делать работу явно эпатажную.

Сергей из НН / 28.08.2019

12. Ответ на 9., София7:

тропарь празника какого-нибудь одними заглавными буквами, видели?

Извините, "празДника", конечно.

София7 / 28.08.2019

11. Ответ на 2., рудовский:

Куда большее возмущение по идее должно было вызвать решение положить асфальт поверх плитки на площади. Это ж реальный маразм!

Оно и вызвало возмущение - у губернатора Куйвашева, заметьте, который нанял уже Пыженкова многие и многие стены украсить каллиграффити...

София7 / 28.08.2019

10. Ответ на 5., Сергей из НН:

Чтобы, с одной стороны, не оказаться небрежными ко Христову Кресту - а с другой стороны, не дойти до того, чтоб и знак "плюс" требовать писать со благоговением... Наверно, эта грань не одна для всех

Вообще, я бы не рассматривала как безобидную стрит-арт-роспись творчество этого художника с говорящей фамилией Пыженков. Видели другие его работы? Я так, поверхностно, пробежалась по фото, имеющимся в открытом доступе. Некоторые имеют довольно зловещую коннотацию, например, шикарная роспись арки в Екатеринбурге (действительно, необычная, талантливая даже), в которую "вшита" фраза, проявляющаяся только в УФ-лучах: "Все ваши стены принадлежат нам" - конечно, возможно, это всего лишь шутка типа "ночью приходят мастера граффити и могут любую стену разрисовать", но как-то может стать не по себе. А уж девушки у него с росписью по телу - особенно, с пародией на иконописные изображения Господа Вседержителя на троне, когда голова находится на пересечении перекладин - просто явное кощунство, однозначно. А Вы говорите, с благоговением требуем "плюс" писать...

София7 / 28.08.2019

9. Ответ на 5., Сергей из НН:

сталкивался с тем, что "чрезмерно ретивые" активисты бывали при этом вовсе не активными прихожанами! То есть, походить с выступлениями, "поактивировать" - это с дорогой душой; а быть прихожанами, участвовать в богослужениях там православный был, к сожалению, при всём своем напоре, неубедителен и непригляден.

Точно, очень часто эти активисты неадекватны в поведении, и, кстати, батюшки-духовники в основном не благословляют участвовать в публичных мероприятиях такого скользкого толка, когда ревность православных может быть использована в качестве картинки, компрометирующей православие и Церковь. Но здесь, мне кажется, выставленный ими аргумент "не можем попирать крест ногами" - только зацепка, чтобы не вникать и не объяснять внешним людям то сущностностное неприятие православным/церковным сознанием таких вещей как "супрематический крест" (есть ведь и "супрематическая троица"!) или манифест Казимира Малевича. Чтобы не раздражать общество и не дразнить гусей, и это, наверно, правильно. Тот священник, прот. Максим, что давал оценку самой работе художника Пыженкова, видимо, сути этого "манифеста супрематизма", а ведь там смыслы есть, а не только буковки, напоминающие славянскую вязь, написанные без пробелов, как на образах иногда пишут тропарь празника какого-нибудь одними заглавными буквами, видели?

София7 / 28.08.2019

8. Ответ на 6., Борис Романов:

..."чтобы пообщаться с православными активистами"!Хрень какая-то! Русских людей постоянно ставят в условие необходимости вести разговор с ненавидящими его циниками. О чём можно вообще говорить с циником, ГОТОВЫМ К ЭТОМУ РАЗГОВОРУ, и заготовившим всякие банальные контраргументы? Если человек говорит, что, к примеру, это вообще не Крест, или что твоя Родина - страна лентяев и алкашей, или, твоя мать - проститутка, или, твой народ - быдло, твоя история - мерзость, и так далее. Какие ты будешь подбирать доводы, чтобы опровергнуть эти высказывания? Никаких! Но это нас заставляют делать раз за разом, например, на всех российских ток-шоу. Раньше можно было хоть убить ублюдка на дуэли. А теперь - просто оборвать диалог и уйти! А потом постараться выдавить циников из общественного поля, более-менее легитимными мерами.

Совершенно верно!

электрик / 28.08.2019

7. Ответ на 6., Борис Романов:

Раньше можно было хоть убить ублюдка на дуэли.

И отправиться в ад?

Сергей из НН / 28.08.2019

6. Зачем вообще о чём-то говорить с уродами?

..."чтобы пообщаться с православными активистами"! Хрень какая-то! Русских людей постоянно ставят в условие необходимости вести разговор с ненавидящими его циниками. О чём можно вообще говорить с циником, ГОТОВЫМ К ЭТОМУ РАЗГОВОРУ, и заготовившим всякие банальные контраргументы? Если человек говорит, что, к примеру, это вообще не Крест, или что твоя Родина - страна лентяев и алкашей, или, твоя мать - проститутка, или, твой народ - быдло, твоя история - мерзость, и так далее. Какие ты будешь подбирать доводы, чтобы опровергнуть эти высказывания? Никаких! Но это нас заставляют делать раз за разом, например, на всех российских ток-шоу. Раньше можно было хоть убить ублюдка на дуэли. А теперь - просто оборвать диалог и уйти! А потом постараться выдавить циников из общественного поля, более-менее легитимными мерами.

Борис Романов / 28.08.2019

5. Ответ на 1., Владимир Петрович:

Возможно протест наших Православных активистов в данном конкретном случае с крестом на площади несколько надуман- ВОЗМОЖНО...

Здесь вообще трудно определить грань. Чтобы, с одной стороны, не оказаться небрежными ко Христову Кресту - а с другой стороны, не дойти до того, чтоб и знак "плюс" требовать писать со благоговением... Наверно, эта грань не одна для всех, а определяется личной совестью и личным душевным восприятием.

с какой легкой руки Екатеринбургская епархия отреклась от своих, пусть и чрезмерно ретивых, прихожан.

Не знаю, как обстоит дело в обсуждаемой ситуации - а я сталкивался с тем, что "чрезмерно ретивые" активисты бывали при этом вовсе не активными прихожанами! То есть, походить с выступлениями, "поактивировать" - это с дорогой душой; а быть прихожанами, участвовать в богослужениях - ну это так, иногда. При этом активность они проявляли весьма своеобразно, и на месте епархии я бы тоже поостерёгся быть заедино с ними. Повторюсь, это не про конкретных екатеринбурсгких активистов; о них я особо ничего не знаю. Но видел кусочек видеосъёмки о конфликте с крестом на площади - и выступавший там православный был, к сожалению, при всём своем напоре, неубедителен и непригляден.

Сергей из НН / 28.08.2019

4. Скорбь

Как, все же, скорбно это все читать. «Я бы сказал, что это патриотический порыв, и это не может не радовать. В этом поиске, конечно, художник где-то может в чем-то ошибаться, выражать свое мнение, но это его искусство – оно не канонично, оно не должно быть канонично. Каноничные изображения мы располагаем в храмах и в домах для молитвы. Но если человек с добрыми намерениями использует символику, то мы не можем его за это осуждать. И мы понимаем, что он находится на этом пути духовном, когда он берет за основу что-то и развивает не только искусство, но и самого себя. И об этом как раз мы с ним поговорим» При этом, внутри креста - текст малевича - ярого богоборца. при этом, это не первое "творение" лампаса. поймет лампас, что делает - хорошо. не поймет, зачем в поддавки с дьяволом играть? Неужели есть надежда от него благосклонность к Церкви получить?

nlv / 27.08.2019

3. Re: «Супрематический крест» раздора

В троллейбусе: небольшой совсем листочек, этикетка, на ней Православный Крест и одно только лишь слово - ВЕРЬ! Это посильнее больших крестов на площадях.

Советский недобиток / 27.08.2019

2. Re: «Супрематический крест» раздора

Нарисовал молодой художник своё каллиграфитти - и ладно. Чего шуметь-то? Чего истерить-то? Куда большее возмущение по идее должно было вызвать решение положить асфальт поверх плитки на площади. Это ж реальный маразм!.. но тут такие называемые активисты молчат... в доле они что ли?..

рудовский / 27.08.2019

1. Re: «Супрематический крест» раздора

Возможно протест наших Православных активистов в данном конкретном случае с крестом на площади несколько надуман- ВОЗМОЖНО... НО симптоматично другое- с какой легкой руки Екатеринбургская епархия отреклась от своих, пусть и чрезмерно ретивых, прихожан. Можно было смягчить ситуацию, получив соответствующие комментарии и от самого художника и от созданной специальной по этому случаю религиозной комиссии. С печалью, я вижу, что прошедшие века так и не научили нас-Православных единству. Не научили нас вставать спина к спине и быть уверенными, что наши поводыри не отвернуться от нас в сложной ситуации.

Владимир Петрович / 27.08.2019
Редакция РНЛ:
Что происходит в церковной жизни Латвии?
Проходил ли «секретный Поместный Собор» в Риге?
12.10.2019
Такой экуменизм мы приветствуем!
О травле содомитами католического священника Ги Паже
11.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!
Позволительно ли использовать современные рекламные средства для проповеди молитвы?
08.10.2019
Опять набившая оскомину толерантность...
В Санкт-Петербурге обсудили проблемы преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики»
08.10.2019
Все статьи автора