«Над землёю птицы белые летят…»

17 августа 80 лет со дня рождения великого русского композитора Валерия Гаврилина

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1043
Время на чтение 11 минут

В день юбилея в районном краеведческом музее в селе Кубенское пройдут мероприятия в честь Валерия Александровича. Здесь есть зал, ему посвящённый, где представят ранее неизвестные документы. Эти здания, эти улицы помнят великого русского композитора ХХ века юным школьником, любопытным и восторженным.

Триста граммов масла... и ночной концерт. Пенистая волна, шипучая, будто свежий квас, набегала с Кубенского озера на мелководье. Прибрежная осока трепетала, чайки с криком взмывали над водой, а берегов не видно ни слева, ни справа.

Ну, чем не море?

И вот здесь, где я стоял на холме у села Воздвиженье, когда-то давно маленький Валерий увидел огромное озеро. А оно, действительно, огромное - шестьдесят километров в длину, да и в ширину - не один десяток. И мальчик запомнил озеро именно как море. И до конца жизни всегда говорил: «Кубенское море!». И утверждал - а в искренность композитора нельзя не верить - что оно подарило ему мелодии, напевы, ритмы и грандиозные замыслы. Может, тут, на достославном берегу, пришли мысли, которые позднее он доверил исповедальной книге: «Я живу на своей Родине, я охраняю и сохраняю её музыку».

Всякий человек имеет три тайны. Тайну рождения, тайну любви и тайну смерти.

С тайной рождения Валерия Гаврилина здорово напутано!

Кто говорит, что он родился в Вологде, кто - в Кадникове, кто - в деревне Перхурьево.

А где на самом деле?

Отец будущего музыканта, Александр Павлович Белов, способный математик, возглавлял Скольский районный отдел народного образования. А мать, Клавдия Михайловна Гаврилина, родом из села Старая Майна в Паволжье, оказалась на Русском Севере случайно.

Начавшийся в 1921 году голод в Самарской губернии привёл её вместе с детским домом, где она была воспитателем, в Вологду. Отсюда её направили также воспитателем детдома в Тотьму. Вскоре Клавдия опять уехала в Поволжье, но через какое-то время вернулась и её назначили директором детдома в старинном городе Кадникове, что недалеко от Сокола. Здесь, в Кадникове, она и вышла замуж за А.П.Белова.

У молодожёнов родился первенец Валерий, но, к сожалению, умер. В августе 1939 года Клавдию Гаврилину увезли в больницу в Вологду, где 17 числа она родила второго сына, его тоже назвали Валерием. С малышом она прибыла в Кадников, а местом его рождения в документах поставили Вологду.

В конце июня 1941 года, в самом начале войны, Белов попросился добровольцем на фронт. В звании старшего лейтенанты его послали под Ленинград. В первых боях Александр Павлович погиб где-то под Лиговом. Уже без него, в июле, родиась дочь Галина.

В тяжёлое лихолетье вдову с двумя малышами перевели из Кадникова в село Воздвиженье Кубено-Озерского района директором дошкольного детдома. А по соседству, в деревне Перхурьево, предоставили квартиру в деревянном доме. Здесь, в сельской обстановке, в окружении природы, рядом с огромным озером и прошли детские годы выдающегося композитора, чей талант высоко ценил великий Георгий Свиридов.

Перхурьево не отличалось чем-то особым, и тогда насчитывало с десяток домов. Первое впечатление, когда я вступил на деревенскую улицу, - ничего не изменилось за минувшие десятилетия: те же избы и тропинки, поросшие подорожником. На удивление хорошо сохранился дом, где жили Гаврилины. Теперь тут, разумеется, другие хозяева, установлена мемориальная доска. Старожила этих мест, бабушка Елена Павловна Кузнецова, оживилась:

- Как же не помнить Гаврилиных? - вздохнула. - Помню! И Валерика помню, хоть я постарше была, но вместе играли. И Клавдию Михайловну - небольшая такая ростиком, ходила голову на бочок. Валерий-то раза три приезжал сюда...

По воспоминаниям сестры Галины, в детстве Валерий был заводилой: сочинял, придумывал, изобретал. Любил обследовать окрестности. Слёзно просил мать купить гармошку, уже тогда хотел играть, что-то всё мурлыкал себе под нос. Клавдия Михайловна, наверное, купила бы сыну инструмент, но случилась беда.

Весной 1950 года у поварихи детдома кто-то украл триста граммов сливочного масла, килограмм сахарного песку и кило крупы. Это даже не «три мешка сорной пшеницы», о чём позже писал в одноимённой повести вологодский прозаик Владимир Тендряков. Тем не менее, возбудили уголовное дело и за растрату директора Гаврилину осудили ... на 10 лет!

И не посмотрели ни на её несовершеннолетних детей, ни на то, что за девять лет директорства у неё не было ни одного замечания.

Клавдию Михайловну забрали в тюрьму. Перед отправкой она успела распорядиться, куда определить детей.

Валерия, который к тому времени уже заканчивал Воздвиженскую начальную школу, отправили в Октябрьский детский дом, в село Ковырино под Вологдой. Директором там была знакомая Клавдии Михайловны - Анна Харлампиевна Романова.

Так началась «сиротская эпопея» будущего композитора, в чём-то схожая с «сиротской судьбой» будущего поэта Николая Рубцова: один был сиротой при живой матери, другой - при живом отце. Это, конечно, отдельная история. Но, может быть, существует какой-то потаённый смысл в том, что в центре Вологды создан музей двух ярких личностей - Николая Рубцова и Валерия Гаврилина.

В селе Ковырино, на одной из репетиций детдомовского хора, на мальчика, самозабвенно поющего, с чутким слухом обратила внимания учительница музыки Татьяна Томашевская; расспросила, откуда он, где занимался. А Валерий сразу вопрос:

- Смогу ли я учиться музыке?

- Да, - ответила она.

В одиннадцать лет Валерий стал учеником музыкальной школы.

Как-то ночью директор Анна Романова позвонила Ромашевской:

- Татьяна Дмитриевна, не знаю, что и делать с вашим Валеркой, - сетовала она. - Просыпаюсь в два ночи: музыка! Пошла вниз. Зал заперт. Но кто-то играет. Постучала - открыл Валерка. Пришлось дать нагоняй. Но на следующую ночь то же самое...

Что могла возразить Татьяна Дмитриевна?

А как иначе!

Подросток жил музыкой и хотел играть днём и ночью.

Первую свою песню «Красавица-рыбачка» на стихи Генриха Гейне Валерий подарил Татьяне Томашевской в день её рождения.

«Над землёю птицы белые летят...». Трудно сказать, как бы сложилась судьба подростка, увлечённого музыкой, если бы не счастливый случай.

После войны у столичных вузов была традиция - отыскивали таланты в глубинке. С этой целью преподаватель Ленинградской консерватории Иван Белоземцев и колесил по градам и весям. Он прослушал немало детей, но так и не нашёл будущего Моцарта.

В Вологде ему представили Валерия Гаврилина. Слух отменный, есть музыкальные навыки. А вдобавок парнишка, набравшись смелости, предложил гостю исполнить ... собственное сочинение.

Иван Михайлович прослушал «собственное сочинение».

- Ещё сыграйте, - попросил он. - Ещё!

Вскоре после отъезда Белоземцева Валерий получил вызов на учёбу в Ленинград, в школу при консерватории. Но требовалось согласие родителей, в данном случае - матери. Татьяна Томашевская через тюремное начальство обратилась к Клавдии Михайловне. Та заплакала, не хотела, чтобы сын уезжал. В конце концов, её уговорили, и она дала согласие.

С тех пор, с 1953 года, его жизнь и творчество были неразрывно связаны с городом на Неве. Здесь окончил школу и консерваторию. В качестве диплома представил музыкальный цикл «Немецкая тетрадь».

Присутствующий на защите Георгий Свиридов вспоминал: «Когда исполнялась дипломаня работа - «Немецкая тетрадь», Шостокович сидел в ложе. Когда выходил - я проходил мимо - у него текли слёзы. Плакал. Сказал, что это будет большой музыкант, прекрасный композитор. Но мы вправе ждать от него ещё более масштабных произведений...».

И эти пожелания великого маэстро сбылись!

От произведения к произведению креп и мужал драгоценный талант Валерия Гаврилина.

Он чувствовал себя не просто музыкантом и сочинителем, а выразителем души русского народа, поскольку от природы обладал особым мелодическим даром.

Именно по мелодичности, по интонации уже с первых аккордов можно было узнать музыку Валерия Гаврилина.

И здесь невольно приходит на память «маленькая» трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». Моцарт был наделён даром свыше, в то время как у признанных тогда жрецов искусства вроде Сальери произведения хотя и отличались ухищрениями ремесла, но были лишены божественного вдохновения и мелодизма.

А у Гаврилина мелодия - это всё!

Без какой-либо натяжки смею утверждать, что Валерий Александрович Гаврилин и стал русским Моцартом ХХ века.

Спустя год после консерватории он создал вокальный цикл «Русская тетрадь», за неё был принят в члены Союза композиторов, а через два года получил Государственную премию имени М.И.Глинки.

Одна из самых известных его песен - «Любовь останется» - пронзительное, трогающее сокровенные струны души произведение. В тексте песни звучат строки: «Над землею птицы белые летят, собирает их в большие стаи осень...».

Вот эти самые «белые птицы» - суть музыка Гаврилина. Они летят над землею, касаясь наших сердец и душ, назависимо от политического климата в обществе.

Вечные птицы!

Поражает невероятно высокая работоспособность композитора.

В 1977 году, давая ответ поклоннице его музыки Е.Копышевой из г. Опочка Псковской области, Валерий Александрович составил примерный список основных произведений. Это - несколько опер, симфонических сиют, вокально-симфонических циклов, камерной инструментальной музыки, сочинений для хора, эстрадных песен (около 100), музыки к семи кинофильмам и 52 спектаклям в театрах Москвы, Ленинграда, Вологды, Иркутска, Севастополя, других городов.

Добавлю сюда, что наследие музыканта, его выпускает в свет издательство «Композитор», составило 20 томов. Причём, это не только «чисто музыкальные» произведения, но и художественные очерки, эссе о русских композиторах Михаиле Глинке, Модесте Мусоргском о ряде других деятелей.

Так что, Гаврилина-музыканта весомо дополнил Гаврилин-литератор.

Ну, и бесподобным триумфом (иначе и не скажешь!) стала премьера симфонии-действа «Скоморохи» в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Исполнял уникальное произведение оркестр под управлением знаменитого дерижёра, Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева. А вслед за этим с не меньшим успехом в Большом театре прошла премьера балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, где главные роли танцевали блистательные Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Позже балет поставили в Италии, и он имел большой спрос у зрителей.

Находясь в творческом подъёме, Валерий Александрович в тот же период создаёт музыкальный цикл «Перезвоны» - удивительно глубинную русскую музыку, за которую получает Государственную пермию СССР за 1985 год. Достойная награда! Огромной заслугой композитора перед русской культурой стало то, что он дал новую - музыкальную жизнь многим произведениям русских писателей- классиков, а также и современных авторов.

Несмотря на свою незаурядность и широкую известность, в быту, в отношениях с друзьями Валерий Александрович оставался скромным, неприхотливым, аккуратным, застенчивым, ранимым. И, что очень важно для понимания его характера, был очень, очень строгим, требовательным к себе прежде всего - в творчестве, а потом и во всём остальном. Он близко к сердцу принял негативные стороны «перестройки» и насильственную ликвидацию Советского Союза, после которой было «можно всё!». По этому поводу композитор заметил: «Мы не открытое общество, мы оголившееся общество, причём в самой непристойной позе».

Переживания за судьбу России, за участь русскогог народа, от которых Валерий Гаврилин не мог просто так «освободиться», вероятно, и ускорили его кончину. Когда знакомые советовали: «Валера, да не обращай ты внимания!», он возмущался: «А как же я буду писать музыку?».

Иными словами, он являл собой пример несовместимости подлинного творчества и полного равнодушия к общественнмы проблемах. Получалось по аналогии с фразой из А.С.Пушкина: «Гений и злодейство - две вещи несовместные...».

Накануне ухода в мир иной, а это произошло 29 января 1999 года, мысли композитора были обращены к отчему краю. «Вологодчина - это Родина, которая взрастила меня с младенчества, - признался он в последнем интервью для телевидения, - и она так и осталась для меня матерью, а я для неё дитё...».

За три дня до смерти, по словам жены композитора Натальи Евгеньевны (записи воспоминаний собрал Александр Алексичев), Валерий позвал в свой рабочий кабинет её и бывшего в гостях Александра Белинского и сыграл для них только что сочинённый «Рубцовский вальс». Творчеством Николая Рубцова он увлекался в последнее время.

На другой день супруга спросила: «Валерий! А ты записал этот вальс?». - «Нет, - ответил Гаврилин, там ещё нужно доработать финал».

И всё! И этот вальс ушёл всместе с ним.

Души близкие. А вот другому выдающемуся земляку Гаврилина, писателю Василию Белову, как говорится, больше повезло.

Заочно они давно знали друг друга, следили за творчеством, а личная встреча всё не получалась.

Зимой 1978 года Василий Белов, будучи в Ленинграде, попал на концерт Валерия Гаврилина в зале «Октябрьский». Сам композитор и весь концерт произвели на Василия Ивановича сильное впечатления. Ему захотелось познакомиться, пожать руку земляку, сказать два-три добрых слова. Но, увы! Гаврилин вышел на сцену, поклонился публике, и тут же ... исчез. Он как бы стеснялся своего концерта, стыдился поздравлений, покинул зал, выйдя из здания длинным коридором.

Белов стоял в растерянности. Не мог же он побежать длинным коридором во вслед Валерию. А ведь полгода назад композитор писал ему в Вологду: «Как замечательно, что есть такое чудо, как Вы. Жизнь начинает нравиться, всё ясным кажется, и самому работать и стараться хочется. Любящий Вас В.Гаврилин».

И всё-таки встреча состоялась, но гораздо позже.

Василий Белов приехал в гости к известному в Петербурге фотомастеру А.В. Пантелееву, с которым давно дружил. Анатолий Викторович и привёл гостя домой к Валерию Гаврилину. Оба были очень довольны встречей и не могли наговориться. Ну, а Анатолий Викторович, как профессионал, не приминул воспользоваться ситуацией и запечатлел её. Позже он передал часть этих фотографий в дар музею-квартире В.И.Белова в Вологде.

- На основе их и других материалов мы подготовили выставку к 80-летию композитора - «Василий Белов и Валерий Гаврилин», - рассказала директора музея Ольга Анфимова. - Судьбы двух выдающихся вологжан очень тесно связаны, у них много общего.

Уместно напомнить, что ещё до встречи Василий Иванович написал стьихотворение «Нет, я не падал на колени», посвятив Валерию Гаврилину, а после кончины композитора создал документальную повесть о нём.

Иначе и не могло быть!

Валерий Гаврилин и Василий Белов - близкие, по сути - родственные души.

На малой Родине композитора много чего сделано для увековечивания памяти, продолжения традиций его творчества. Самым значимым является «Музыкальный фестиваль им. В.А. Гаврилина».

И всё-таки, завершая заметки, я чувствую в душе обиду и горечь.

Теперь во всероссийском эфире на телевидении даже не вспоминают гениального композитора. Не звучат его звонкие произведения, не слышно сердечных песен. Нынешние либералы из Минкультуры, похоже, сбросили Валерия Александровича с «корабля современности». С палубы сего судна без перерыва льётся другая «музыка», о которой В.А. Гаврилин заметил: «Эта блатнячья красота - расхлыстанность, грубая чувственность, дешёвенькая романтика и суперменство...».

Да, прав композитор: «Мало музыки в нас».

Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологда
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: «Над землёю птицы белые летят…»

Как то не спешат сюда истинно-православные.
электрик / 18.08.2019, 06:14

5. Ответ на 4., электрик:

Пошел-то за его песней "Два брата" в исполнении Хиля, а набрел вот на эту совсем свежую запись.

4. Ответ на 3., Советский недобиток:

https://clck.ru/HfEX6

Спасибо за ссылку. Великие люди уходят,великая Родина лежит израненная либеральным сатанизмом,а ее " сынов" "ленины " облепили сегодня и мучают.
электрик / 17.08.2019, 17:54

3. Re: «Над землёю птицы белые летят…»

https://clck.ru/HfEX6

2. Re: «Над землёю птицы белые летят…»

Отлично написано!
bryzgalov-kv / 17.08.2019, 17:14

1. Это наша Русь истинная.

Спаси Вас Господи! Прекрасный, вдохновляющий текст о прекрасной русской душе, великом русском таланте! Это наша Русь истинная.
Dalniy Vostok / 17.08.2019, 13:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Алексеевич Сазонов
На Курской земле
Стихи
11.11.2024
«Надоело ходить в чужих обносках…»
О книге Лидии Довыденко «Бессрочный полёт», посвящённой Сэде Вермишевой, поэту, философу, экономисту
05.11.2024
«Кровеносная» система России. Где сбои?
Беседа с профессором В.Е.Чабановым, доктором технических наук, академиком
25.10.2024
«Мы, валуны, седые кедры…»
140 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А.Клюева (22 октября (10 по ст. стилю) 1884 года – 23-25 октября 1937 года)
22.10.2024
«Я родился в лесу…»
О творчестве прозаика Леонида Иванова. К 75-летию со дня рождения (8 октября)
06.10.2024
Все статьи Геннадий Алексеевич Сазонов
Бывший СССР
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 10:51
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 10:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 10:23
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Наблюдатель
21.11.2024 08:59
Сорокин и его культурные товарищи-клоны закрыли музей ГУЛАГа
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 08:09