Как преодолеть расколы и разделения среди патриотов?

Или О выработке правильного отношения к власти

0
7001
Время на чтение 9 минут

Всем известно, что постоянные расколы и разделения - бич патриотического движения. Сколько надежд в своё время связывали с возрождённым покойным Вячеславом Михайловичем Клыковым «Союзом русского народа». На учредительном съезде в 2005 году были едва ли не все видные деятели патриотического движения, много священников, несколько депутатов Государственной Думы. Но уже через год, вскоре после смерти Клыкова, Союз раскололся и ныне представляет собой жалкое зрелище.

Примеров раскола патриотических начинаний, которые обещали быть «точкой сборки», множество. Помимо СРН можно вспомнить хотя бы судьбу фракции «Родина» в Госдуме и одноименной партии, которая сегодня скорее мертва, чем жива. Можно вспомнить и другие проекты. Всё это позволяет говорить о расколах и разделении как о некой родовой черте патриотического движения, которая не позволяет проектам реализоваться.

Чаще всего причину расколов видят в действиях внешних сил, «засланных казачков», провокаторов или конкурентов, которые, проникая в движение, сеют рознь и приводят организацию к расколу и гибели. Насчёт конкурентов, кстати, вполне правдоподобно. По сути, всем современным политическим силам, начиная от провластных («Единая Россия» и её предшественники) и заканчивая оппозицией в лице КПРФ и ЛДПР невыгодно наличие серьёзной патриотической политической силы, ведь все они активно эксплуатируют патриотические идеи в своей риторике в ходе выборных кампаний. И насчёт провокаторов - тоже похоже на правду. Причём, провокаторы могут быть «провокаторами по призванию», а не только внедрёнными врагами. Всё это можно признать причинами расколов.

Но главное всё-таки не платные и бесплатные провокаторы и не действия конкурентов. Я убеждён, что расколы - именно родовая черта патриотического движения, и имеют они духовно-психологическую причину.

Для подтверждения своего тезиса предлагаю обратиться к истории патриотического движения начала ХХ века. Возникший в 1905 году «Союз русского народа» в 1906-1908 годах был самой многочисленной и мощной общественно-политической силой, а уже к 1917 году представлял собой конгломерат организаций и групп, лидеры которых постоянно враждовали между собой, осыпали друг друга едва ли не площадной бранью. Примечательно, что и численность исторического СРН в сравнении с 1906-1908 годами к началу революции сократилась на порядок.

Конечно, к расколу Союза приложили руку и провокаторы, и конкуренты в лице правительства П.А. Столыпина, которому СРН мешал создать собственную политическую силу - партию русских националистов. И то, и другое было! Но ведь никто не заставлял при этом сторонников А.И. Дубровина и сторонников Н.Е. Маркова поливать друг друга грязью, всячески обзывать и злословить. А судьба ярких звёзд патриотического движения расстриги Илиодора Труфанова, бывшего епископа, и депутата Госдумы Никона Бессонова или Владимира Пуришкевича (блестящего оратора и яркого политика, закончившего участием в убийстве Г.Е. Распутина), - наглядное свидетельство их падения по причине гордыни. И это только яркие, самые известные, примеры, есть и другие.

Главная причина расколов - гордыня вождей и активистов. Самое простое её проявление - стремление возглавить организацию. В этом, к примеру, была причина вражды между Александром Ивановичем Дубровиным и Владимиром Митрофановичем Пуришкевичем. Дубровин - врач, выходец из низшего служилого слоя, создал «Союз русского народа» в самое тяжёлое время конца 1905 года, он пользовался безусловным авторитетом среди простых союзников, особенно в регионах. Пуришкевич - состоятельный помещик, куда более яркий оратор, имевший гуманитарное образование, сумевший победить на выборах в Госдуму, стал заместителем Дубровина позднее, но считал, что именно он должен возглавить Союз. Пуришкевич попытался отодвинуть Дубровина от руководства, опираясь на группу недовольных в руководстве. Попытка переворота не удалась. В результате изгнанные из СРН сторонники Пуришкевича организовали первый раскол, создав альтернативную организацию «Союз Михаила Архангела».

Борьба амбиций - самая простая и очевидная причина расколов. Куда сложнее, когда она накладывается на различие в идеологических позициях. Таким был другой конфликт в «Союзе русского народа» между тем же Дубровиным и депутатом Государственной Думы Николаем Евгеньевичем Марковым. Марков считал неконструктивной позицию Дубровина в отношении власти. Дубровин призывал распустить Госдуму, жёстко критиковал чиновников на местах и некоторых министров, был противником разрушения общины, что было краеугольным камнем столыпинской аграрной реформы. Марков считал, что тем самым критикуется сам монархический строй, ставится под сомнение выбор министров Императором. Позицию Дубровина Марков и его сторонники называли «революцией справа».

Нельзя не признать, что в позиции Маркова в дискуссии с Дубровиным есть сермяжная правда. Критика чиновников всё-таки бросает тень на Верховную власть. Вместе с тем, критика чиновников, несомненно, может приносить и пользу Верховной власти, помогая сохранять стабильность общества. Поэтому нельзя однозначно сказать, кто был больше прав в той дискуссии.

Кстати, судьба трёх главных деятелей патриотического движения дореволюционной России сложилась весьма трагично. Неуёмный Пуришкевич умер от тифа в 1920 году в Новороссийске. Дубровин был расстрелян ЧК весной 1921 года, несмотря на принятый советской властью мораторий на смертную казнь в связи с победой над Врангелем. Марков прожил дольше всех, но в изгнании, в 30-е годы сотрудничал с нацистами, умер в Германии за месяц до окончательного разгрома 3-го Рейха...

Таким образом, проблема - как православным патриотам относиться к власти - весьма и весьма сложна объективно. И сегодня также.

Расколы в патриотическом движении, как отмечалось в начале статьи, актуальны и нынче. Ситуация была бы проще, если бы расколы происходили только в среде светских патриотов, - это можно было бы объяснить нецерковностью сознания участников. Увы, расколы происходят и в православной среде.

Меня часто спрашивают, куда исчезли с РНЛ наши недавно ещё очень активные авторы священники Александр Шумский и Сергий Карамышев? Это как раз тот случай, о котором статья. В начале сего года у нас возникла дискуссия по поводу публикации на РНЛ материалов в поддержку соборного чтения молитвы, благословлённой митрополитом Вениамином (Пушкарём). Дискуссия переросла в конфликт, результатом которого стал демарш отцов с выходом из «Русского Собрания» и отказом сотрудничества с РНЛ. Они создали свой небольшой сайтик, на котором начали с завидной регулярностью «поливать» РНЛ. Ни одна наша принципиальная публикация не проходит незамеченной.

Я не вступал в публичную дискуссию с отцами - нет ни времени, ни желания. Да и дискуссия эта не может иметь принципиального значения, поскольку по очень многим вопросам наши взгляды, например, с о. Александром Шумским (а именно он является главным закопёрщиком конфликта) почти совпадают. Некоторые даже стали высказывать шутливое предположение, что в результате конфликта я изменю своё отношение к советской эпохе и к личности И.В. Сталина. Сразу хочу расстроить надеющихся - не изменю, моя позиция не зависит от позиции отца Александра. Словом, конфликт с отцами носит личностный характер. Они просто обиделись, что их точка зрения не была принята большинством. А тут дискуссия безсмысленна.

В минувшее воскресенье Церковь предлагала нам для чтения отрывок из 1-го Послания Апостола Павла к Коринфянам, где есть такие слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1: 10). А в этом конфликте получается, что мы говорим одно, а разделение между нами сохраняется. Мы вроде едины в мыслях, но разделены в духе...

Конфликт усугубился тем, что, громко хлопнув дверью, отцы надеялись, что этот хлопок не только заметят, но и повторят другие. Повторил только один, и, как я понимаю, это их ещё сильнее задело. (Несколько лет назад так же громко, с «пророчествами» о скором закате РНЛ уходил от нас оппонент о.Александра Шумского Владимир Семенко, который тоже создал свой собственный малопосещаемый сайтик, а теперь пытается всякими правдами и неправдами опубликовать свои статьи на РНЛ).

Поначалу казалось, что произойдёт примирение с отцами, что страсти улягутся, и конфликт будет исчерпан. Увы, этого не произошло. Публикации с поношением РНЛ стали недоброй традицией их сайтика.

Сначала доставалось мне грешному и инициатору соборной молитвы о России Игорю Романову. Я не отвечал и просил этого не делать И.Романова. Но, видимо, наше молчание только раззадорило отцов. Теперь они взялись за других ведущих авторов РНЛ - В.П. Филимонова, В.Ю. Катасонова, А.В. Сошенко, В.В. Хатюшина. Под ударом оказался даже совершенно неконфликтный наш старейшина Владимир Николаевич Крупин. У всех у нас негосударственное и даже неправославное мышление. Только отцы мыслят истинно... Ну что тут скажешь?!

Пока «поливали» меня, я не реагировал, да и была надежда на примирение. Но когда начали «поливать» авторов «Русской народной линии», тщась представить РНЛ неконструктивным ресурсом, чуть ли не оппозиционным светской и церковной власти, моё молчание становится двусмысленным. Поэтому и решил объясниться, чтобы впредь не тратить время на выпады в наш адрес, которые, как я понимаю, неизбежно последуют.

Но цель статьи - не только объяснить ситуацию с отцами Александром и Сергием широкой аудитории «Русской народной линии» (узкий круг членов «Русского Собрания» ситуацию знает давно) и защитить от нападок наших авторов. Это важно, но это не главное. Цель - попытаться понять природу этого и других расколов. Именно поэтому я вспомнил историю монархических расколов.

История с всенародной молитвой о России, инициированная Игорем Романовым, стала только поводом. Причина в другом - в отношении к власти. Отцы Александр и Сергий обвинили меня в неправильном отношении к власти, что РНЛ утратила державный взгляд. Это звучит, на первый взгляд, забавно на фоне обвинений нас в безоглядном путинизме со стороны наших критиков с другой стороны.

Но проблема отношения патриотов к власти есть и она не нова, о чём я выше упоминал. Как найти верный путь между гиперлоялизмом и запретом критики министров и чиновников, поскольку они поставлены Верховной властью, с одной стороны, и «революцией справа», с другой? Эта проблема стояла перед патриотами и сто лет назад, и ранее. Выработка правильной позиции в том или ином случае зависит от ума и трезвомыслия участников процесса. Однако алгоритм решения был уже предложен классиками русской национальной политической мысли.

В частности, на эту тему писал известный русский мыслитель Михаил Никифорович Катков, который и сам занимался журналистикой (его считали в своё время «золотым пером России»), а значит, ему приходилось на практике сталкиваться с проблемой. Так вот, отвечая своим оппонентам, наподобие о.Александра Шумского, Михаил Никифорович писал, что мы давали верноподданническую присягу Государю Императору, а не чиновникам. Более того, Катков считал своим верноподданническим долгом критиковать чиновников, в том числе и министров, помогая Главе государства принять правильные решения, в том числе и кадровые.

Этим принципом и руководствуется «Русская народная линия» в своей информационной политике. Мы считаем недопустимой критику Главы государства (так же как и Предстоятеля Церкви, кстати). Даже если Национальный лидер совершил ошибку, мы предпочитаем скорбеть об этом, понимая, что он вынужден лавировать между властными группировками и может ошибаться, как всякий человек. Так было, кстати, и до революции. Например, летом 1915 года Государь Николай II под давлением Ставки и Думы в надежде снять противоречия уволил разом группу правых министров (Сухомлинова, Маклакова, Щегловитова, Саблера). Трезвомыслящие патриоты не критиковали Государя, понимая вынужденность этой меры. Ничего не изменилось и сегодня.

А что касается того, могут ли патриоты объединиться, ответ у меня давно созрел. Нас могут объединить либо внешние враги, либо государство, которое может ласково прикрикнуть, а то и взять в «ежовые рукавицы» самых ретивых. Иного пути преодоления патриотических расколов я не вижу...

Анатолий Дмитриевич Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

903. Ответ на 898., М.Яблоков:

Что гуманизм, что демократия, что коммунизм, что фашизм, что сатанизм - все одно.

Вы почему-то не вспомнили про ряженных христиан и само лже-христианство, умножающееся и укрепляющееся среди всего этого "все одно" в мире "малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов" перед приходом антихриста со зверями. Антисоветизм с его рядовыми антисоветчиками и идеологами разве не больше каждого из перечисленных Вами явлений и даже вместе взятых?..
РЛА / 07.09.2019, 11:12

902. Ответ на 890., М.Яблоков:

Чем взрослым и состоявшимся людям непрошеные советы давать, шла бы ты лучше, милочка, сопельки детишкам вытирать.

) Яблоковский тест для Козлова. На православность тоже, между прочим.

901. Ответ на 897., Ладога&:

Добро без Бога - это зло.Добро без Бога - это гуманизм. (болезнь всей эпохи Модерна).

) Вы профессионально врачуете подполковника.
Из народа / 07.09.2019, 08:36

900. Ответ на 897., Ладога&:

Добро без Бога - это зло.Добро без Бога - это гуманизм. (болезнь всей эпохи Модерна).

Что гуманизм, что демократия, что коммунизм, что фашизм, что сатанизм - все одно.
М.Яблоков / 07.09.2019, 07:43

899. Ответ на 895., М.Яблоков:

Добро без Бога - это зло.

Добро без Бога - это гуманизм. (болезнь всей эпохи Модерна).
Ладога& / 07.09.2019, 06:04

898. Ответ на 895., М.Яблоков:

Добро без Бога - это зло.

Социализм и советские законы - это что получилось вместо несостоявшегося христианства спустя века после Крещения Руси именно из-за деятельности и наглости называющих себя православными. При состоявшемся христианстве, т.е. при жизни на Божий лад, в соответствии со словами Христа, образом и подобием Божьим, уже не будет никакого понятия социализма с коммунистами или без них. Православный антисоветизм при этом станет самой худшей ересью из всех известных ересей в христианстве, от которой возникает и набирает свои обороты кровавая мясорубка, проливаются реки крови собственной паствы и физически уничтожается целая страна по причине "православной" непривычности и невозможности жить без извращённой среды, совершенно отличной от Царства Небесного, когда никаких господ-благодетелей с их владениями или бизнесом нет в принципе.
РЛА / 07.09.2019, 06:00

897. Re: Как преодолеть расколы и разделения среди патриотов?

Добро без Бога - это зло.
М.Яблоков / 07.09.2019, 05:05

896. Ответ на 891., Ладога&:

Основа коммунизма - евангельская идея."Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими.." Святитель Лука (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ).

Ваша формулировка, дорогая Ладога&, прекрасный ответ на вопрос А.Д.Степанова, поставленный в заголовке статьи.
Из народа / 07.09.2019, 04:25

895. Ответ на 891., Ладога&:

«Основа коммунизма - евангельская идея» Евангельская идея не бывает без Евангелия.
М.Яблоков / 07.09.2019, 03:06

894. Ответ на 890., М.Яблоков:

Чем взрослым и состоявшимся людям непрошеные советы давать, шла бы ты лучше, милочка, сопельки детишкам вытирать.

По манерам г-н подполковник не производит впечатления ни "взрослого", ни "состоявшегося", в отличие, например, от Андрея Карпова, подающего систему своих убеждений в доброжелательном тоне, позволяющем оппонентам и возражать, и соглашаться без ущерба своему эмоциональному состоянию и желанию продолжать беседу. На политической арене есть известный полковник, применяющий тактику общения, вызывающую то смех, то опасение, но никак не служащую православным примером для подражания.
Из народа / 06.09.2019, 20:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54