«Триумфальный путь» железнодорожного инженер-генерала Павла Мельникова

Президентская библиотека представляет материалы, посвященные первому министру путей сообщения Российской Империи

Новости Москвы 
0
587
Время на чтение 5 минут
215 лет назад, 22 июля (4 августа) 1804 года, родился Павел Петрович Мельников, талантливый инженер, первый глава Министерства путей сообщения Российской Империи. В канун Дня железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа, Президентская библиотека имеет возможность рассказать о видном теоретике и практике железнодорожного дела, используя богатейшие возможности своего фонда, сообщает пресс-служба библиотеки.

В сочинении Павла Мельникова «О железных дорогах» (1835) есть такое определение: «В большем числе усовершенствований, коими ознаменовано последнее столетие, железные дороги занимают почётное место». Далее он описывает «знаменитое предприятие» дороги между Ливерпулем и Манчестером, «венчанное совершенным успехом» в 1830 году. «Человек испытал скорость переездов, до сего изобретения им не испытанную. Блистательные результаты дороги между Ливерпулем и Манчестером обратили всеобщее внимание на железные дороги, и с сего времени инженеры занимаются весьма деятельно сим предметом». Однако за то, чтобы российское государство начало покрываться сетью железных дорог, Мельникову и его единомышленникам пришлось побороться.

С открытием в 1837 году Царскосельской железной дороги была подтверждена целесообразность введения в стране железнодорожного транспорта. Однако противников у данного технического новшества оказалось немало – по крайней мере до прихода в эту инновационную область инженеров нового поколения, символом которого стал Павел Мельников.

В 14 лет он поступил в Московский благородный пансион Василия Кряжева и успешно его окончил, затем был принят в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения, откуда его зачислили сразу на третий курс института.

«Блестящие способности, быстрота соображения и вообще талантливость Мельникова были замечены ещё тогда, когда он учился в Институте путей сообщения, – пишет В. Панаев в книге «Четыре министра путей сообщения» (1889). – Его служебный путь был, можно сказать, триумфальным шествием. Мельников стал блестящим профессором прикладной механики и в то же время исполнял разные практические поручения».

Когда в Европе начали интенсивно строить железные дороги, Мельникова отправили за границу для их изучения. По возвращении он продолжил преподавание в институте, но, когда Император Николай I задумал строить железную дорогу из Петербурга в Москву, профессора Мельникова вновь отправили за границу, поручив ему ознакомиться с дорогами в Соединённых Штатах Америки. Вернувшись, Мельников поставил вопрос о безотлагательном строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва. В подробном отчёте о поездке он подверг критике существовавшие за границей нормы строительства железных дорог и дал ряд неординарных предложений.

«Железные дороги, – писал он в отчёте, – представляют преимущество скорости, которое даёт им высокое назначение в системе внутренних сообщений государства. Государство, имеющее полную систему железных дорог, допускающих, в пример, скорость в четыре раза большую скорости обыкновенной почтовой езды, может быть рассматриваемо, в отношении администрации и взаимных сношений, как бы сосредоточенном на пространстве в 16 раз меньшем. Такое сближение пределов государства представляет слишком большие выгоды, чтобы рано или поздно ими не воспользоваться».

8 марта 1841 года Царь приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. В числе других в комиссию вошли Мельников и его соратник Н.О. Крафт. И хотя председателем комиссии был назначен шеф жандармов Бенкендорф, её идейным вдохновителем и главным составителем проекта стал Павел Петрович, назначенный начальником Северной дирекции.

«Система управления Мельникова отличалась полным отсутствием формализма, бюрократизма и педантизма, – пишет Панаев. – Производители работ были абсолютно избавлены от переписки, а потому могли вполне отдаваться своему делу… Мельников всячески поощрял инициативу своих „соработников“, особенно в области рационализаторских предложений, новых подходов в решении тех или иных технических задач».

Департамент железных дорог отпустил на изыскательский цикл строительства всего 4000 рублей. Просеки на протяжении всех 600 вёрст рубились вручную. Единственными «механизмами» были тяжёлая железная кирка, лопата, тачка, носилки и огромный деревянный молоток для подбивки шпал балластом.

Инженерам-строителям подолгу приходилось безвыездно жить в глухих деревнях. Мельников умел поднять дух своих подчинённых. «Его посещения работ были, в полном смысле слова, праздником для инженеров, – свидетельствует в вышеназванной книге Панаев. – Он проводил по нескольку дней вместе со всеми в избе. Зачастую все спали вповалку на полу, на сене или соломе, покрытых чем Бог послал. Мы заслушивались рассказами Павла Петровича про увиденное им за границей. Нетребовательность Мельникова в отношении собственного комфорта была, можно сказать, легендарною».

Железнодорожная магистраль строилась восемь с половиной лет и представляла собой одно из выдающихся инженерных сооружений середины XIX столетия, являясь на тот период крупнейшей в мире. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13) ноября 1851 года. «С утра огромное количество людей столпилось перед построенным архитектором К.А. Тоном Николаевским вокзалом и наполнило обширные "сени" (вестибюль), чтобы воочию увидеть движение нового транспортного средства…», - пишет Панаев. Мельникову торжественно преподнесли специальный адрес Института путей сообщения. Там говорилось, что Петербургско-Московская железная дорога «с её величественными сооружениями представляет вдвойне замечательный памятник практической деятельности Вашей: как самый важный путь сообщения России и как школа образовавшихся под руководством Вашим строителей».

В электронной копии «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890–1907) можно прочесть: «По окончании постройки дороги на Мельникова возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Чёрного моря. В 1858 г. Мельников назначен членом совета главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог».

Проверяя коммерческую деятельность последних, Мельников столкнулся с финансовыми нарушениями и фактами взяток. «Останься Павел Петрович подольше главноуправляющим, – читаем в книге «Четыре министра путей сообщения», – то, ввиду успешного опыта, им произведённого, он принялся бы за постройку дорог правительством и строители сохранили бы тем самым многие сотни миллионов и не допустили бы нашествия концессионеров, вылезших из каких-то неведомых щелей и поработивших казну».

В 1865 году возглавляемое Мельниковым ведомство было преобразовано в министерство, и он стал его первым министром. За время его пребывания на этом посту сеть российских железных дорог увеличилась более чем на семь тысяч километров. Уже после смерти П.П. Мельникова, в 1918 году, был издан атлас «Железные дороги России», в предисловии к которому говорится:

«Карта железных дорог России… не отвечает современным требованиям ввиду быстрого развития сети железных дорог. Атлас состоит из 24 карточек карманного формата, исполненного в восемь красок, на которые нанесены все станции, платформы и разъезды с указанием расстояния в верстах между узловыми пунктами; показаны также пересекающие железные дороги реки, а также шоссе и границы губерний».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06