Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Марина-Маргарита и все святые великомученицы девственницы, молите Бога о нас!

30.07.2019


Сегодня день памяти единственной из всех известных святых, физически победившей диавола …

Сегодня - день памяти Святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской. Всех православных женщин, носящих имя в честь этой святой, - с именинами!
 
Марина - имя в более ранней восточной традиции, Маргарита - в чуть более поздней, западной, но речь - об одной и той же святой деве, замученной насмерть язычниками за христианскую веру, не предавшую Христа.
 
Марина-Маргарита - единственная из всех известных святых, физически победившая дьявола, но об этом позднее.
 
Мать святой умерла рано, отец был всё время занят делами, воспитывала девочку няня-христианка. По мере того, как Марина-Маргарита из отроковицы возрастала в деву, всё более открыто она исповедовала Христа Богом истинным, раздражая язычников.

Чудной красоты деву заприметил имперский провинциальный правитель Олимперий, язычник. Он захотел жениться на деве, предложив ей бедной сироте провести дальнейшую жизнь в неге и роскоши, но ставя ей условие отречься от Христа и поклониться языческим богам под страхом смерти. Но Марина-Маргарита была непреклонна. Видя её мужество и уверенность, многая прислуга и воины приняли христианство, что привело Олимперия в ярость, он стал угрожать муками и смертью святой, но всё безрезультатно.
 
Свидетельств и житийных описаний о нашей святой много, и они несколько разнятся, но сходятся все в одном, что она подверглась страшным истязаниям, претерпела встречу с дьяволом и физически повергла его, и была обезглавлена по приказу Олимперия 15-ти лет 30 июля по современному летоисчислению.
 
Вот наиболее часто встречающиеся описания дальнейших событий.

Девицу по приказу Олимперия истязали железными орудиями пыток - палками с гвоздями, трезубцами. Вся пыточная площадка была залита её кровью, но Марина-Маргарита не издала ни стона, ни звука. Затем её поместили в яму с водой, дабы она там утопла, но явился голубь (Дух Святой в его образе), и девица прошла таким образом крещение.

После этого, истерзанную, её бросили в темницу. Здесь вместо того, чтобы впасть в смертное уныние, она стала просить Господа: «Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня». И просить у Бога помощи одолеть его. Первый раз дьявол явился к ней в образе змея-дракона и тотчас проглотил её. Но святая дева в змеином чреве перекрестилась и помолилась Богу, и змея разорвало на куски. Вторым к ней приступил в образе страшного чёрного пса сам Веельзевул, сказал, что предыдущий Руф не смог одолеть её, но теперь у неё ничего не получится. Святая Марина-Маргарита получила чудесное исцеление от всех ужасных ран и язв, полученных накануне. Она кинулась на супостата в бой и вдруг заметила в углу темницы медный молот. Она стала бить нечистого этим молотом и физически повергла его.

Тогда нечистый, издыхая физически, стал изрекать дьявольскую неправду словами.
 
Бес стал бахвалиться, как губил юных дев, внушая развратные и греховные помыслы, как внушал их во сне, на что Святая Марина-Маргарита уличила его во лжи и высокомерии. Она перекрестила землю, та разверзлась, и святая отправила Веельзевула в преисподнюю, пообещав, что его призовут к ответу на Страшный Суд за загубленные души.

Олимперий, озверев от ярости и загнавший себя в чувство неограниченного самовластия, велит казнить ставших на сторону христианства подданных десятками. Он не в состоянии видеть истязаний, которым вновь и вновь подвергает Марину-Маргариту, закрывает лицо руками. Он её, наверное, даже любит, какой-то странной страстью, и не только за красоту, но за мужество, которого не видел даже у самых доблестных своих воинов. Дабы завершить логически творимое им безумие, он приказывает воину-христианину обезглавить святую. Тот отказывается, но Марина- Маргарита сама требует исполнения этого приказа: «Иначе не быть нам нынче вместе в раю с Господом». И меч, дрожа в руке воина, делает своё дело...
 
На иконах мы видим и Марину, и Маргариту как Антиохийскую святую великомученицу. Но надо знать, что, несмотря на разницу написания и произношения имён, первообраз девы, претерпевшей до конца мучения и смерть за Христа и встретившись с самим дьяволом перед своей земной смертью, поправшей его и извергшей в преисподнюю, - один, это одна святая. Эпизод с поражением беса иногда отображён на иконах святой, как и эпизоды последних дней её жизни - так и узнаём её образ.
 
Имена «Марина» и «Маргарита» в святцах встречаются относительно не часто, в это последнее столетие имя в России стало модным.

Подумалось, что, может быть, Марина-Маргарита Антиохийская, вероятно, считается покровительницей девства? Ведь на Руси целомудрие и девственность издревле считались, как важная благодетель.

Выясняем, оказывается, покровительницей девства почитается другая святая, великомученица Агния (другие звучания имени - Агнесса, Инесса) Римская. Странно, что и эта святая более почитаема на Западе, чем в нашей стране.

Но интересны некоторые эпизоды из современной православной жизни в связи с этими святыми именами.

Читаем на сайте «Татьянин день»

«...в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов – Преображенского.
 
Почитание девы-мученицы здесь – не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы – Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую – Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса – Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы – мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице».
 
В моей семье две близких женщины носят имена Марина и Маргарита, а если взять множество знакомых крещёных, то наберётся очень много, есть и Инессы-Агнии-Агнессы (память 3 февраля). Да, и в современной России имена, часто встречающиеся. Поэтому в этот день можем мы молитвенно обратиться: «Святые великомученицы девственницы, молите Бога о нас!»
 
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания»
 
1 
 
1 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме