itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

По стопам Игумена Земли Русской

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
715
Время на чтение 7 минут
Мы знаем из жития преподобного Сергия все подробности его подвига. Но для нас важнее всего не пропустить в них то, что является его заветом чающим возрождения Православия и спасения России. Людям, в том числе находящимся в Церкви, свойственно придавать слишком большое значение внешнему. Какой торжественностью отличалось богослужение в древней Руси, какое драгоценное убранство было в храмах! Ни у кого не повернется язык хоть как-то умалить значение церковного благолепия, потому что в нем — наше приношение любви Самому Христу. Но главное в христианстве — все-таки не это. Преподобный Сергий оставляет Богоявленский монастырь в Москве и уходит в дикие леса со своим братом Стефаном, который, однако, не выдержав лишений, возвращается обратно, чтобы в меру своих сил достойно нести иное ответственное церковное послушание. Но постепенно вокруг преподобного Сергия собираются первые его ученики. Как свидетельствует описатель жития Преподобного, Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия, иногда не было хлеба, чтобы накормить всех. Иногда не было даже вина, чтобы совершить Божественную литургию, не было ладана для каждения, не было воска для приготовления свечей. Часто ночные богослужения совершались при свете березовой или сосновой лучины. Но в обители было сияние жизни вечной!

Мы знаем, как все шли к нему — из далеких городов и стран, чтобы только увидеть и услышать его. И случалось, что к нему приходили за словом наставления уже искушенные в духовной мудрости, те, кто в течение многих лет совершал монашеский подвиг. Такие, как преподобный Сергий Нуромский, до этого подвизавшийся на Афоне, преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Димитрий Прилуцкий, преподобный Стефан Махрищский и многие другие. Церковь именует этих людей собеседниками преподобного Сергия. Он был учителем учителей, наставником наставников. Исследователи жития Преподобного называют имена ста святых иноков, вышедших из его монастыря. Созданный им монастырь во имя Пресвятой Троицы дал жизнь пятидесяти другим монастырям, от которых в свою очередь образовалось еще сорок.

Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елисаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елисавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил более четверти века назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV века, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елисавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

Какая может быть связь между египетской пустыней IV века и провинциальным городком Харьковской губернии 1912 года? Как могут они пересекаться в тихой обители на Большой Ордынке в Москве? Еще ничто как будто не предвещает страшной революционной бури, но у Господа великая княгиня Елисавета и ее духовник отец Митрофан уже отмечены сиянием страдания за истину. Сестра Евфросиния увидела среди рая великую княгиню Елисавету, «одетую в блестящую одежду, вокруг головы ее было сияние и надпись из светозарных букв: "Святая многострадальная княгиня Елисавета"». В руке у нее было золотое распятие, рядом с нею по левую сторону стоял преподобный Сергий Радонежский, а по правую — отец Митрофан, будущий преподобноисповедник Сергий. Тысяча лет грядущих у Господа — как день вчерашний, и святые Его участвуют в Божием совете, предваряя на помощь ищущих спасения. Там, где вечная жизнь, — человеку дается, как воскресшему Христу, входить дверями затворенными — времени и пространства не существует. Неслучайно отец Митрофан в постриге получил имя Сергий, а великая княгиня приняла мученическую кончину 18 июля, в день преподобного Сергия Радонежского.

Мы помним о чудесном видении преподобному Сергию, когда ночная тьма во время его молитвы озарилась благодатным светом, и он увидел множество птиц, и услышал голос: «Сергий, услышана молитва твоя Богом. Как видишь ты сейчас множество птиц, так умножится стадо твоих учеников. И после кончины твоей не уменьшится число тех, кто пожелает идти по твоим стопам». В 1388 году, за четыре года до своей кончины, преподобный Сергий сподобился видения Божией Матери. Известен рассказ преподобного Исаака, его ученика, о том, как в ослепительном сиянии сослужил ему в алтаре у престола некий Юноша. И о том, как небесный огонь сходил в евхаристическую чашу, покрывал престол, окружал самого Преподобного. Этот огонь, который сходит каждый раз, когда служится Божественная литургия, был тем, чему приобщился в полноте преподобный Сергий, чему приобщилась великая княгиня Елисавета. Как среди Божественной литургии, пела она Херувимскую песнь на дне алапаевской шахты, свидетельствуя о торжестве победы над смертью.

Почему столько благодатных утешений было дано преподобному Сергию, почему такое множество небесных птиц из века в век слетается к его обители? Почему сильный запах как бы меда и жасмина заполнил помещение, где были вскрыты мощи великой княгини Елисаветы? Почему миллионы людей ежегодно со всех концов земли приезжают к раке преподобного Сергия? Почему несмотря ни на какие расстояния паломники едут и едут в Алапаевск, где совершила подвиг преподобномученица великая княгиня Елисавета? Господь говорит нам сегодня: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные». В Евангелии праздника сказано, что сила исходила от Христа и исцеляла всех. И оттого что эти святые так соединили себя с Богом, от них исходит сила. И весь народ ищет прикасаться к ним, чтобы исцелиться от своих страданий, от всех немощей и болезней. Господь говорит, что только тогда совершится наше исцеление, когда мы узнаем, что Он берет на Себя бремена всех наших скорбей. Но мы, в свою очередь, должны принять то иго, которое Он несет, потому что это иго — наше. И тогда мы узнаем, что наша жизнь, наши скорби и сама смерть есть участие в Кресте Христовом. В этом иге благом, в любви к Богу и любви к человеку, и заключена жизнь вечная. Оно легко, оно благодатно, оно раскрывает тайну Отца и Сына и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которой была посвящена вся жизнь Преподобного.

Только так мы можем понять, почему великий исторический момент в жизни русского народа — свержение татаро-монгольского ига — связан с именем преподобного Сергия. Святые отцы сравнивают его с Моисеем, вождем богоизбранного народа, который был послан Богом для русских православных людей, чтобы избавить их от иноплеменного рабства. Мы помним, как он осенил крестным знамением святого благоверного князя Димитрия Донского, когда орды Мамая угрожали полным уничтожением русской земли. Преподобный Сергий благословил его на знаменитую Куликовскую битву, сказал ему: «Иди, князь, без страха. Господь, Пресвятая Троица поможет тебе против нечестивого врага». И добавил: «Ты победишь». В помощь великому князю Преподобный дал двух иноков своей обители — схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета). Старшие и более опытные князья и военачальники советовали благоверному князю Димитрию подождать немного, не торопиться, потому что Мамай был силен, его поддерживала Литва и другие союзники. Однако, приняв благословение Преподобного, благоверный князь Димитрий не внял их увещаниям. Он пересек со своим войском Дон, путь назад был отрезан, оставался один путь — вперед. Победа или смерть. Все русское воинство, ободряемое благословением преподобного Сергия, молилось перед сражением, помня его слова о том, что ныне готовится много мученических венцов. А во время сражения Преподобный молился со всей братией в храме. Он видел, как идет сражение, и называл имена павших, вознося молитвы об их упокоении. И, наконец, возвестил: «Победа наша».

Самое главное в жизни преподобного Сергия — всецелое его доверие Богу и всецелая отдача себя Ему. Он уходит в полную безвестность, чтобы стать центром русской истории, средоточием русской святости. Все русские святые — этого рода, самые его родные. Он с детства не имел даже способности научиться читать и писать, но Бог показал, что может совершить благодать, когда человек вверяет себя Ему со всеми своими трудами и скорбями. То, что мы немощны сегодня, то, что кругом все охвачено распадом, не должно нас приводить в растерянность и уныние. Если будет у нас, у каждого по его силе, подлинная устремленность ко Христу, все может чудесно измениться. Это единственный путь нашего спасения. Другого не существует. Путь личного спасения и путь служения России — один и тот же путь.

Нынешнее пленение и разорение России не сравнится ни с какими мамаями. Но как в XIV веке, как в начале XVII века — в смутное время, когда преподобный Сергий явился находящемуся в плену святителю Арсению, сказав ему: «Услышаны ваши и наши молитвы. Суд об Отечестве нашем изменен на милость», — точно так же и теперь. В Великую Отечественную войну, когда Лавра, казалось, была навсегда закрыта, и враг снова, как некогда поляки и литовцы, был на подступах к Москве, преподобный Сергий являлся верным людям и утешал надеждой скорой победы. Не закроются врата Троице-Сергиевой Лавры, не угаснет лампада над гробницей преподобного Сергия, пока будут в русской земле те, кто готов всю жизнь свою без остатка принести Богу и людям, и до конца идти по стопам Игумена земли русской.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 22., АБС:

"Но не правы про бесполезность высокознания и высокой подготовленности. Они необходимы! Люди же не только приходят в Веру, но и погружаются в соответствующую среду. А как без знаний можно куда-либо погрузиться? А Вы формулируете вопрос так, что все или многие из всех могут остаться безграмотными и необразованными."Я не утверждал бесполезность высокознания и высокой подготовленности. Я пытался донести мысль, может быть не очень удачно, что в деле евангельской проповеди людям, высокознание и высокая подготовленность без любви и веры в Создателя сами по себе не принесут должного результата. Учителя нужны всем для тех знаний, которым может научить человек. Господь и через неверующего учителя может научить нас истинным знаниям ( физика, химия, математика и.т.д).

Конечно, «раз на раз не приходится». Вон, в свое время, святитель Иннокентий Московский, обращал в христианство алеутов. Так уж какие тут знания. Они же кроме натурального хозяйства возле моря с битием китов и тюленей и не знали ничего иного. Он же для них, подобно Серафиму Саровскому, срубившему алтарь для церкви, или Сергию Радонежскому, рубившему келью за один день, сам лично с одним топором храм срубил. Вот и проповедь. А для всех нас Катехизис перевел и Евангелие от Матфея. Этого то уж точно без соответствующего образования не сделаешь. Так и получается, что и одно и другое нужно для дела несения Веры. Потому не отказывайтесь (внутренне для самого себя и внешне - для окружающих) от необходимости богословских знаний и образования для проповедования Веры, а уж о самообразовании я даже и не упоминаю, потому что без него точно невозможно.
Андрей Козлов / 22.07.2019, 20:30

22. Ответ на 18., Андрей Козлов:

"Но не правы про бесполезность высокознания и высокой подготовленности. Они необходимы! Люди же не только приходят в Веру, но и погружаются в соответствующую среду. А как без знаний можно куда-либо погрузиться? А Вы формулируете вопрос так, что все или многие из всех могут остаться безграмотными и необразованными." Я не утверждал бесполезность высокознания и высокой подготовленности. Я пытался донести мысль, может быть не очень удачно, что в деле евангельской проповеди людям, высокознание и высокая подготовленность без любви и веры в Создателя сами по себе не принесут должного результата. Учителя нужны всем для тех знаний, которым может научить человек. Господь и через неверующего учителя может научить нас истинным знаниям ( физика, химия, математика и.т.д).
АБС / 22.07.2019, 17:05

21. Ответ на 20., М.Яблоков:

«Вы понимаете, Господь же дает возможность раскаяния каждому из нас, коммунисту, анархисту, беспартийному, всем прочим, до момента ухода из жизни со смертного одра или без оного внезапно»Да, действительно, покаяние оставлено нам ради плоского неможения даже до смерти. Но при определенных условиях, а не безусловно.

Нет, ну, конечно! Я уж не стал все расписывать для нас с Вами. А захочет кто узнать про них, то и сам сможет поинтересоваться. Это же не тайна какая!
Андрей Козлов / 22.07.2019, 08:05

20. Ответ на 19., Андрей Козлов:

«Вы понимаете, Господь же дает возможность раскаяния каждому из нас, коммунисту, анархисту, беспартийному, всем прочим, до момента ухода из жизни со смертного одра или без оного внезапно» Да, действительно, покаяние оставлено нам ради плоского неможения даже до смерти. Но при определенных условиях, а не безусловно.
М.Яблоков / 22.07.2019, 06:39

19. Ответ на 16., Мир_Вам:

... а то же доброе слово всем требуется."доброе слово и кошке приятно"... но вот насчет коммунистов не знаю (они все-таки не кошки), нет опытных данных и исследований на этот счет. )Хотя, возможно Вы правы и внутри всякого злодея живет добрый ребенок. Сейчас особенно Дисней любит такие мотивы: злодей делает зло весь фильм или мультфильм, а потом оказывается он вовсе и не злодей и даже помогает тем, кого недавно хотел расчленить и т.п. Верить ли в это? Не знаю.

Вы понимаете, Господь же дает возможность раскаяния каждому из нас, коммунисту, анархисту, беспартийному, всем прочим, до момента ухода из жизни со смертного одра или без оного внезапно. И я не могу представить себя в качестве того, кто оттолкнет кого-либо от Господа собственными словами. Особенно после участия в Крещении Страха ради смертного. Нет, конечно, зарекаться нельзя ни в чем, но в простых контролируемых ситуация я точно постараюсь не провоцировать отказ кого-либо от Господа, а даже наоборот. Отсюда и молитва.
Андрей Козлов / 21.07.2019, 19:43

18. Для АБС:

Ну что тут скажешь!? Вы правы про рыбаков, про мудрость и многое иное. Но не правы про бесполезность высокознания и высокой подготовленности. Они необходимы! Люди же не только приходят в Веру, но и погружаются в соответствующую среду. А как без знаний можно куда-либо погрузиться? И Мария Египетская отличалась знанием Евангелия, а не просто доверием ко Господу. А читаем жития святых? Подсмотрите их на досуге (простите за эту мою вольную подсказку). Везде отмечается их образованность. А Вы формулируете вопрос так, что все или многие из всех могут остаться безграмотными и необразованными. Так тоже можно, но что из этого получится - большой вопрос. На мой взгляд - лучше не экспериментировать, потому что в подобных состояниях люди больше подвержены опасности впадения в ересь от необразованности и в сектанство, хотя второе бывает и от «большого ума». Думаю, что необходимо и образование совершенствовать и исихазм с пустынничеством практиковать (конечно, под мудрым руководством духовных наставников). Вот тогда точно результаты проповедования будут лучше, нежели в наше текущее время.
Андрей Козлов / 21.07.2019, 19:33

17. Ответ на 14., Андрей Козлов:

"Априори для возможности привлечения ко Христу, в нашу Церковь самой Церкви требуются высокознающие и высокоподготовленные специалисты. Если для этого требуется создание еще более серьезных и глубоких систем богословского образования, чем те, что уже есть в стране, то их надо обязательно создавать, потому что уровень проповедничества у нас (но это только на мой субъективный взгляд) далек от совершенства и вполне возможно именно из-за низкого уровня подготовки отдельных духовных лиц. Поэтому в улучшении образовательных учреждений с целью повышения качества знаний, которыми обладают их выпускники, нет ничего зазорного, это настоятельная необходимость. В этой связи выглядит странным и необъяснимым Ваше желание назвать подобное улучшение фарисейством." Уважаемый Андрей Владимирович, я не против улучшения образовательных учреждений. Знание – сила. Я говорил о другом, «привлечь ко Христу и в Церковь» при помощи одной человеческой мудрости невозможно. То, что для вас является априори – глупость в глазах Бога. Ибо написано «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» Для успеха проповеди главное вера, потому что предмет проповеди превышает разум. Посредством логических суждений, без веры, ваша проповедь будет предметом насмешек, в лучшем случае. Наша история показала, что суждения разума не помогают постичь воплощение Бога и превращают учеников в атеистов. Невозможно привлечь словами даже самого образованного человека к Богу словами другого человека без участия в этом процессе самого Бога. Крест - это безумие с точки зрения высокообразованного человека, а непорочное зачатие миф, с точки зрения, например, кандидата или доктора медицинских наук, которая ведет известную телепередачу. Кто крестил мир? Искусные в логике философы, или может быть высокообразованные в библии иудеи? Нет, все сделали простые рыбаки, немудрые, неученые, но имеющие несокрушимую веру, так как «высокознающие и высокоподготовленные специалисты» не способны принять божественные знания, которые выше логических рассуждений, находятся за «границей человеческого ума». Именно этот факт показывает бесполезность «высокознающих и высокоподготовленных специалистов» в деле евангельской проповеди. Мудрость не помогает и необразованность не препятствует человеку принять Благую весть.
АБС / 21.07.2019, 18:58

16. Ответ на 15., Андрей Козлов:

... а то же доброе слово всем требуется.

"доброе слово и кошке приятно"... но вот насчет коммунистов не знаю (они все-таки не кошки), нет опытных данных и исследований на этот счет. ) Хотя, возможно Вы правы и внутри всякого злодея живет добрый ребенок. Сейчас особенно Дисней любит такие мотивы: злодей делает зло весь фильм или мультфильм, а потом оказывается он вовсе и не злодей и даже помогает тем, кого недавно хотел расчленить и т.п. Верить ли в это? Не знаю.
ВладимирАз / 21.07.2019, 10:37

15. Ответ на 13., М.Яблоков:

Андрей, тов. полковник. У Вас, конечно, свой духовник... и это не мое дело. Но я выскажу свое убогое мнение. Я бы не стал за всех молиться... а токмо за своих единоверцев - наших братьев! А всякую шпану хай старци вымаливають ) как хохлы говорят )

Михаил Иванович! Не будем торопиться, а то же доброе слово всем требуется.
Андрей Козлов / 20.07.2019, 20:50

14. Ответ на 12., АБС:

"Не хотите признать мою правоту, ради Бога. Воля Ваша. Поступайте как знаете."Ну вот видите, какая в вас самоуверенность. Вы даже не можете признаться себе в собственной не правоте. Это все потому, что "знание надмевает", а многознание и подавно. Знаю по себе на практике. В данном вопросе вы неправы, думаю вы это поймете несколько позже. Мне кажется у вас доброе сердце, оно вам подскажет где истина.Для меня не важно чья правота, ваша или другого человека, для меня важно другое, познать истину, которая сделает меня свободным. Мир вам и вашим близким. Слава Богу за все!

Уважаемый «АБС»! Считаю необходимым написать Вам следующее. Ваша ключевая мысль представлена в комментариях вот в этой фразе: «...оптимизировать Сретенский монастырь, в целях создания современного богословского центра православного мира, в котором «качественные преподаватели, высоко ценящие собственное время» создадут серьезную и глубокую систему образования, которая будет готовить церковно- и священнослужителей, способных дать ответ вызовам современности, способным найти такой язык, такие слова, такие действия и образы, которые будут привлекать людей ко Христу, в Его Церковь» - это фарисейство». Рассмотрим ее внимательнее. Для начала должен сразу отметить, что про оптимизацию Сретенского монастыря мне ничего не известно. Никакой инсайдерской информацией по этому поводу я, в отличие от Вас, столь уверенно заявляющего о подобном, не обладаю и знаю обо всем из следующей статьи: HTTPS://CLCK.RU/HBq5F. В ней нет ни слова об оптимизации монастыря. Более того, подчеркивается, что оптимизация его не предусматривается. Именно это я и сказал, что не знаю об оптимизации монастыря, не слышал и при этом ничего от себя добавлять и придумывать не стану. Если Вы знаете что-то про оптимизацию Сретенского монастыря, то поделитесь со всеми нами, чтобы и мы здесь на РНЛ были тоже в курсе. Но я, может быть в отличие от Вас (может я и заблуждаюсь про Вас), привык доверять своему священноначалию. Идем дальше. Априори для возможности привлечения ко Христу, в нашу Церковь самой Церкви требуются высокознающие и высокоподготовленные специалисты. Если для этого требуется создание еще более серьезных и глубоких систем богословского образования, чем те, что уже есть в стране, то их надо обязательно создавать, потому что уровень проповедничества у нас (но это только на мой субъективный взгляд) далек от совершенства и вполне возможно именно из-за низкого уровня подготовки отдельных духовных лиц. Поэтому в улучшении образовательных учреждений с целью повышения качества знаний, которыми обладают их выпускники, нет ничего зазорного, это настоятельная необходимость. В этой связи выглядит странным и необъяснимым Ваше желание назвать подобное улучшение фарисейством. Невозможно спорить с тем утверждением, что способность здраво рассуждать и убеждать собеседников во многом зависит от личной образованности, если только, конечно, эти собеседники не имеют заранее сформированного предвзятого отношения к предмету беседы. Это объективно и обратное Вы не сможете доказать никому, в том числе, мне, человеку, который около сорока лет является преподавателем в различных вузах страны. И тем не менее, есть в области богословия и проповедования Веры один аспект, на который Вы справедливо обращаете внимание читателей РНЛ. Вы справедливо пишете, что для указанных целей может не потребоваться никаких образовательных систем, что достаточно будет уединения, исихастской практики и достижения обожения. И что это позволит подобному человеку самому стать Игуменом Земли Русской и учителем учителей в области богословия и проповедования, что такой человек поведет всех нас к святости. Да, при таких условиях, что указали Вы, это так. Но следует помнить, что для пустынничества (вне зависимости от места уединения) требуется особое призывание Господа, без которого желаемый пустынником результат не будет достигнут. И потому, что-то мне подсказывает, что у нас в России за все время существования Православия было не так много наших святителей, получивших от Господа призвание к подобной апостольской проповеди на столь высоком уровне. Дополнительным фактором к подобному моему предположению является то, что Церковь всегда шла по пути создания новых учебных заведений и улучшению уже имеющихся, а не по пути благословения роста числа пустынников. И тут же нельзя обойти вниманием и то, что святители сами обладали высоким уровнем своей личной богословской подготовки. И уж тем более наш Игумен Земли Русской Сергий Радонежский, образованнейший чудесным образом (обращаю Ваше внимание, чудесным образом!) человек. И еще я заметил ранее именно для Вас, что, если с Вами произойдет подобное, то мы все будем только рады. Итожа сказанное, могу только добавить, что нет фарисейства. Что то, что Вы называете фарисейством, является не более, чем нормальным развитием образовательной системы страны в целом и в области богословия в частности. Если же Вы, еще раз повторяю, обладаете такой информацией, что будет интересна и важна для всех нас, то поделитесь ею. Только, пожалуйста, не сплетнями, слухами и пересудами, не возводите их в ранг чего-либо достоверного. Конечно, мне было странно читать про себя сделанные Вами ошибочные суждения, основанные на, по видимому, каких-то Ваших личных ощущениях. Что ж!? Оставим это. Молюсь за Вас и желаю Вам мира и добра. С уважением, Андрей Владимирович.
Андрей Козлов / 20.07.2019, 20:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Для Бога нет невозможного
Слово в пятницу 2-й седмицы Великого поста
29.03.2024
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09