Сегодняшнее Евангелие - об исцелении слуги сотника. Отметим, прежде всего, что этот сотник - не иудей, он - язычник. И, может быть, это могло бы научить нас быть более внимательными к нашим ближним, которые еще не христиане, но вызывают порой восхищение Самого Господа. А мы, чада Царства, где мы?
Сотник учит нас смыслу своего поступка и веры, еще не знающей истинного Бога, но устремленной к Нему. Его поступок - приближение ко Господу ради одного из его детей, одного из его слуг, который болен и страдает. Святые отцы говорят, что нам, христианам, вверены Богом не только наши самые близкие, наша семья, наши друзья и знакомые, но также те, кто кажутся далекими от нас. Есть ли хоть один человек, который не вверен нам, и ради которого мы не пошли бы с ходатайством ко Христу? Пусть каждый из нас встанет сейчас пред Господом и спросит себя: какова моя реакция, когда я вижу такого-то и такого-то человека, у которого проблемы со здоровьем или другие проблемы, когда я слышу о всех несчастьях, о всех бесчисленных страданиях? Когда я слышу о том, что мой сосед умирает в страшных муках от рака, а его юная дочь занимается распутством? Или когда все кругом говорят, что наш народ спивается и вымирает, что мы на первом месте в мире по числу убийств нерожденных и рожденных детей, по распространению порнографии среди детей и по числу детских самоубийств? Какова моя реакция - пройти мимо, поговорить с кем-то из них, вынести суд, выразить сожаление? Что можем мы ждать для себя, когда приближаемся ко Христу? Мы едины с Ним. В Послании к Евреям Он говорит Небесному Отцу: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 13). Будучи членами Тела Христова, чадами Божиими, и зная это, мы должны неотступно следовать за Христом, потому что Он один - Спаситель.
В сегодняшнем Евангелии мы видим, что Христос идет дальше исцеления. Исцеление - только внешний знак. Он приходит спасти, Он хочет дать жизнь, истинную жизнь. Очевидно, что когда речь идет о наших самых близких, мы делаем все, чтобы помочь им. Мы понимаем, как малы наши силы, но мы должны всегда молиться. Вот истинная христианская молитва, которой нас учит сотник, - придти ко Христу, и в Его приношении принести к Богу всех, кто еще в рабстве, в смерти, в грехе, в страдании.
Сотник учит нас вере, вызывающей изумление Самого Господа. Когда Господь говорит ему, что придет исцелить его слугу, он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». В наших молитвах ко святому причащению и во время Евхаристии мы повторяем это исповедание веры сотника, прежде чем приступить к Святым Тайнам. Но понимаем ли мы, что слово, о котором говорит Христос, есть Слово Отчее, Сам Христос, Его имя?
Наша молитва должна быть прежде всего о том, чтобы углубилась наша жизнь, чтобы мы научились жить по правде и истине. Бог без конца говорит с нами Своим Словом. Но наше несчастье в том, что мы не слышим Его. Мы Его часто просто не слушаем. Каждый из нас по дару Христа призван стать словом живым, обращенным к другим людям. Чтобы для тех, кто не может ничего разобрать в Евангелии, мы стали письмом, как говорит апостол Павел, узнаваемым и читаемым всеми человеками (2 Кор. 3, 2). Но для этого мы должны ответить всей глубиной своего сердца на зов Христов. Такая вера возвращает к жизни умирающих, мертвых. Такая вера запечатлена Духом Святым и потому через нас она может коснуться многих, даже тех, кто, кажется, безнадежно далек от Господа. Будем слушать в час причастия и всегда это слово Христово, за которое Он заплатил Своею Кровью: «Мужайтесь, Я победил мир». Только такой верой, только Духом Святым утверждается тайна апостольского служения, проповеди Церкви, до скончания века: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России