«История унии – это история продажи истины за "мир и безопасность"» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«История унии – это история продажи истины за "мир и безопасность"»

Проблемы церковной жизни
Русская цивилизация и Ватикан / 29.06.2019


В Москве состоялась конференция «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте» …

25 июня в Москве успешно прошла Международная научная конференция «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте», связанная с 580-летием заключения религиозной унии (соглашения о единстве веры) между католическим Западом и православным Востоком в 1439 году, сообщает сайт Аналитического центра свт. Василия Великого. 

Мероприятие организовано факультетом истории, политологии и права Московского государственного областного университета и Аналитическим центром свт. Василия Великого при поддержке Московского областного регионального отделения Российского общества «Знание».

С приветственными словами выступили директор Историко-филологического института МГОУ Александр Фукс и профессор МГОУ Елена Певцова, которая представила выпуск журнала «Вестник МГОУ» на тему: «Москва – Константинополь: новый церковный раскол в исторической ретроспективе. К 580-летию трагедии Флорентийской унии». В частности, в журнале представлена критическая статья известного историка Дмитрия Володихина о выпущенной Екатеринбургской семинарией книге, автор которой (С. Акишин) пытается обелить образ вероотступника митрополита Исидора Киевского. Д. Володихин отмечает: «План Палеологов и их союзника Исидора изначально основывался не только на, мягко говоря, конфессиональной "гибкости", но и на недостатке стратегического мышления, т.е. на скверном расчете. Упорство нескольких монархов палеологовской династии, а вместе с ними Исидора Киевского и Виссариона Никейского в следовании про-униатской политике в значительной степени разрушило единство поздневизантийского социума, т.е. подорвало силы, необходимые для сопротивления туркам».

Доктор юридических наук, известный общественный деятель Сергей Бабурин в своём выступлении отметил, что Флорентийская уния стала примером того, как истина была принесена в жертву политической целесообразности. Историческим ответом на это стало формирование особой исторической миссии Руси по хранению Православия, что выразилось в идее «Москва – Третий Рим».

Доктор исторических наук Вардан Багдасарян справедливо отметил, что Флорентийская уния – не просто «исторический нарратив», но событие, влияющее на актуальную повестку. В этом контексте профессор Багдасарян предложил поставить вопросы о том, как надлежит осмыслять исторический процесс (и его преподавание): православная цивилизация (и Россия) – мировая ось или мировая периферия? На взгляд В. Багдасаряна, Россия обладает потенциалом для формулирования в современных категориях и реализации альтернативного проекта.
 
Старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов отметил, что в курсах церковной истории Флорентийская уния рассматривается как что-то далёкое и преодолённое. Однако в современной католической мысли Флорентийская уния является той основой, которая оправдывает экуменическое движение и деятельность современных униатов. О. Илья отметил, что история Флорентийской унии и началась, и закончилась ложью, в этом отношении показательны многие обстоятельства Ферраро-Флорентийского собора, использовавшиеся римо-католическими апологетами подтасовки и т. д.
 
Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что история Флорентийской унии не прекращена, существует преемственность с современными событиями, в т. ч. на Украине, где униаты активно участвовали в «Майдане». Симптоматичными были визиты Папы Римского в Болгарию и Румынию, в которых активно участвовали униаты. На взгляд священника, «история унии – это неизменно история продажи истины за "мир и безопасность", после чего, по слову Писания, постигает пагуба (1 Фес. 5: 3). Так было в XV, XVI и ХХ веках, так будет впредь. Торгующий правдой Божией, чтобы сохранить земную жизнь, власть и богатства, теряет и это всё, и жизнь вечную».
 
Ещё один пастырь – игумен Кирилл (Сахаров) – отметил, что «уния была осуждена Патриархами, но своё пагубное дело сделала». При этом «хранение чистоты Православной веры остаётся задачей № 1 в настоящее время».
 
Доктор исторических наук Сергей Реснянский подробно остановился на осмыслении идеи «Москва – Третий Рим». По его словам, Флорентийская уния и последующее падение Константинополя поставили вопрос о том, кто в истории будет новым «катехоном» – хранителем Православной веры, при этом на роль «Третьего Рима» в какой-то период претендовали сербский Белград и болгарское Великое Тырново.
 
Доцент Московского государственного областного университета Василий Телицын отметил, что вследствие Флорентийской унии в XV столетии значительно изменяются и усиливаются политические функции великого князя Московского. Акцентируются религиозные задачи князя как защитника веры и организатора собора епископов. При этом над московским властителем перестал довлеть авторитет ромейского императора и константинопольского патриарха.
 
Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов отметил, что нынешнее время «флорентийствует», и необходим адекватный ответ на соответствующие экуменические и филокатолические тенденции, в том числе в академической, исследовательской сфере (показателен пример католиков, которые в этом году в Москве издали научный журнал, посвящённый Ферраро-Флорентийскому собору). При этом полезно понимать, что Ферраро-Флорентийский собор сохраняет непреходящую актуальность для католиков (для них он является семнадцатым вселенским), свидетельство чему – многочисленные ссылки на его решения в «Катехизисе католической церкви», папских посланиях и др. документах. Несмотря на краткосрочный провал Флорентийской унии, последующие унии (например, брестская и ужгородская) рассматриваются в католической мысли как продолжение и реализация Флорентийской (на это указывают и сами униональные документы – например, акты брестской унии), а сам Флорентийский собор – как модель для экуменических проектов настоящего и будущего. Для Католической церкви невозможно отказаться от униатизма – ведь это означало бы отвергнуть авторитет целого «вселенского» собора, что нереально. В этом контексте мнимо-антиуниатское положение «Гаванской декларации» выглядит весьма сомнительным. Е. Иванов также отметил, что при поддержке Аналитического центра свт. Василия Великого осуществляется перевод антиуниатской «Апологии» свт. Геннадия Схолария.
 
Доцент исторического факультета МГУ Афанасий Зоитакис рассказал о значении дискуссии о «филиокве» и отметил, что филиоквизм привёл к несовместимому с Православием пониманию спасения, благодати, смысла жизни, экклезиологии. Искусственное сближение с католиками бесперспективно без их отказа от томизма и схоластического богословия.
 
На конференции также выступили ответственный секретарь портала Православие.Ru Антон Поспелов, рассказавший о мотивах ключевых участников Ферраро-Флорентийского собора, профессор Московского педагогического государственного университета Николай Асонов, представитель Российского философского общества РАН Вячеслав Леонтьев, Араик Степанян. О роли униатства в политических процессах на Украине рассказали Кирилл Фролов, Игорь Друзь, Сергей Моисеев.
 
Текстовый доклад направил на конференцию доктор церковной истории Владислав Петрушко (ПСТГУ), который подчеркнул значение Московского собора 1441 г.: «Тогда, в 1441 г., Православие было сохранено, прежде всего, благодаря русскому епископату, монашеству, духовенству и великому князю Московскому. К сожалению, эпохальный по своему значению Московский Собор 1441 г. до сих пор так и не оценён по достоинству».
 
Конференцию поддержали и зарубежные участники. Греческий богослов, представитель авторитетной газеты «Ортодоксос Типос» Георгий Трамбулис по видеосвязи рассказал о трудах греческих христиан по утверждению истины Православия, противостоянию антихристианским движениям, ересям и униатству. Господин Трамбулис призвал «следовать примеру свт. Марка Эфесского в сохранении нашего Предания. Православная вера – величайший дар, который надо сохранить, и горе нам, если мы её предадим».
 
Доктор богословия Лео Бранг из Афинского национального университета имени Каподистрии рассказал о роли свт. Марка Эфесского в опровержении латинского учения о «чистилище» на Флорентийском соборе.
 
Свой доклад на конференцию направил болгарский историк Георги Тодоров, рассказавший о культурологическом контексте Флорентийской унии. На его взгляд, перенос собора из Феррары во Флоренцию был связан в том числе с планом католиков оказать «эстетическое (психологическое) воздействие на православную делегацию. Именно Флоренция была лучшим местом для такого воздействия. (…) Это психологическое влияние и давление не было случайным и побочным явлением, но несомненно являлось частью плана Козимо Медичи и папы Евгения ІV. Подписание унии произошло 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре – под чудо-куполом Брунеллески».
 
Свои приветствия конференции направили протоиерей Андрей Филлипс (РПЦЗ) из Великобритании и Василианна Мерхеб – болгарский политолог и религиозный аналитик. По её словам, «церковная история напоминает нам, что каждая попытка измены Православию и новшества оставляет раны на Теле Христовом. Но как мы знаем, Церковь Христова пребудет вовек, и "врата ада не одолеют её" (Матфея 16:18) – это вечная и спасительная истина. Но это возможно только при строгом соблюдении церковного Предания, Писания и освящённой тысячелетней историей традиции».
 
Кроме того, приветствие конференции направила редакция авторитетного петербургского портала «Православный Апологет». В нём отмечено: «Мы сердечно поддерживаем проведение столь важной для нашей современной церковной жизни научной конференции, в период активного и тонкого стирания вероучительных отличий между Православной Церковью и Римо-католической церковью, внедрения ложных и чуждых Православной Церкви экклесиологических теорий и моделей. Ферраро-Флорентийский собор в истории Православной Церкви и для неё самой стал не только чёрным пятном, но ярким свидетельством и доказательством того, что между Римской церковью и Православной Церковью, сохранившей верность апостольскому учению и Преданию, богословский диалог невозможен. Следует отметить упорство римо-католиков во время этого собора и нежелание идти ни на какие компромиссы и переоценку совершенных ошибок. (…) Важно ещё и ещё раз обратиться к подробному изучению Ферраро-Флорентийского собора и уделить самое пристальное внимание богословской аргументации поборника Православия свт. Марка Эфесского».
 
Конференция показала, что темы Ферраро-Флорентийского собора и униатства обладают высокой актуальностью и нуждаются в дальнейшей проработке с целью более веской и аргументированной защиты святого Православия и Церкви Христовой от современных угроз, а также обогащения наших знаний о сложных периодах отечественной и мировой истории.
 
1 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме