Открывший «внутреннего врага»

О книге великого православного мыслителя Игоря Шафаревича «Русофобия» и его термине «Малый народ»

Бывший СССР  Русофобия 
0
6873
Время на чтение 7 минут
Основные труды Игоря Ростиславовича Шафаревича (3.06.1923 – 19.02.2017) были посвящены алгебре и теории чисел, он считается основоположником советской школы алгебраической геометрии. Одновременно Шафаревич был ярким православным мыслителем, который оставил заметный след в истории Русской патриотической мысли.

Игорь Ростиславович Шафаревич родился в 1923 году в Житомире, в семье университетского преподавателя теоретической механики, которая довольно скоро переехала в Москву. Еще школьником он увлекся математикой. 

«Математика меня поразила каким-то чувством необыкновенной красоты, довольно скрытной, – вспоминал он позже. – Один величайший математик написал даже на эту тему книгу: что в математике есть некая красота конструкции, которую если не почувствовать, то этого всего не усвоить. И это такое же эстетическое чувство, как в музыке, рисовании». 

Уже в девятом классе Игорь Шафаревич написал свои первые работы по теории чисел. Ознакомившись с ними, математик Борис Делоне посоветовал мальчику поступать на мехмат МГУ. Закончив школу в 1940 году, подросток сдал экзамены экстерном и был зачислен сразу на последний курс. В 17 лет он окончил МГУ, в 19 – защитил кандидатскую диссертацию, в 24 – докторскую. С 1944 года Шафаревич начал преподавать на механико-математическом факультете МГУ, с 1946-го работал в Математическом институте имени В.А.Стеклова Академии наук СССР. В 1958 году был избран членом-корреспондентом АН СССР, в следующем году получил Ленинскую премию по математике за открытие общего закона взаимности и решение обратной задачи теории Галуа.

В 1977 году во Франции вышла книга Игоря Шафаревича «Социализм как явление мировой истории». Примерно в то же время он написал свою знаменитую «Русофобию». Появившись в самиздате в 1983 году, она была раскритикована большинством советских диссидентов, в том числе Андреем Сахаровым. Математика обвинили в антисемитизме. Совет Американского математического общества выступил с осуждением «антисемитских работ Игоря Шафаревича». Национальная академия наук США, у которой не существует процедуры исключения членов, обратилась к нему с просьбой добровольно покинуть организацию. Более 400 математиков опубликовали открытое обращение к ученому с требованием пересмотреть изложенную в работе позицию.

В декабре 1991 года Шафаревич был избран академиком РАН по секции математики, механики, информатики. С начала 1990-х стал участвовать в работе разнообразных патриотических организаций, в итоге принял решение сосредоточиться на литературной и публицистической работе. 

В 2003 году он подписал обращение деятелей науки и культуры «В связи с организацией кощунственной выставки в центре Сахарова», осуждающее выставку «Осторожно, религия!». В том же году вышел из Академии наук США, протестуя против войны в Ираке.

Важно отметить, что Игорь Ростиславович был православным человеком, который в своих трудах с присущей ему основательностью отстаивал традиционные ценности России. Его книги, вскрывающие истоки самых трагических событий нашей современной истории, вошли в золотой фонд Русского национального наследия.

В одной статье все творчество Шафаревича охватить невозможно. Поэтому для того чтобы показать, насколько актуальны сегодня его работы, остановлюсь только на самой известной книге – «Русофобия» (1982 г.).

Россия дважды за ХХ век переживала катастрофу, ставившую под вопрос само существование страны и Русской нации. Причем оба раза в результате удара не извне, а изнутри – от внутреннего, а не от внешнего врага. Книга «Русофобия» и посвящена изучению природы тех сил, которые борются не за преобладание в обществе, не за ту или иную линию развития страны, а ведут борьбу на уничтожение нации, ее культуры и государственности. В ней дано наиболее полное и целостное изложение теории «Малого народа», раскрывающей причины появления такого общественного слоя, его свойства и характер воздействия на окружающую жизнь. (Сам термин «Малый народ» в научный оборот ввел французский историк Огюстен Кошен, описавший аналогичное русофобии явление во французской жизни XVIII в.).

«Фундаментальное свойство Малого народа, которое иногда пропагандируется, чтобы привлечь сторонников, а иногда скрывается, яростно отрицается, как страшная тайна всей концепции, а именно – что единственной движущей силой любого Малого народа является стремление к уничтожению и ненависть к существующей жизни», – пишет Шафаревич.

Ученый на огромном фактическом материале всемирной истории показывает, как чувство ненависти к окружающему миру в целом или к стране проживания и своему народу рождает мощные социальные силы разрушения, определяет их неизменные черты независимо от времени и места действия.

Открытие Шафаревичем родовых свойств «внутреннего врага» позволило ему доказать, что в истории России и большевики с коммунистическими лозунгами, и либералы с антикоммунистическими – две формы проявления Малого народа: «Совершенно несомненно, что переворот 1917 года был подготовлен и произведен возникшим тогда Малым народом. <...> Большевизм составлял наиболее радикальное течение тогдашнего Малого народа. Он и пришел к власти в 1917 году. Но вот в 1991 году мы видим новый переворот. Т. е. собственно "Русофобия" и была написана в предчувствии того, что готовится какой-то новый переворот и образуется какой-то новый Малый народ. Это и был как раз тот новый вариант Малого народа, о котором я писал в работе. Он подготовил, и он же осуществил переворот 1991–93 годов, и под его властью мы живем до сих пор».

По образному выражению Шафаревича, при этих переворотах менялся лишь солист, исполнявший одну и ту же мелодию. В то время как народу преподносилась борьба «двух антагонистов, двух путей, друг друга принципиально исключающих»: капитализма с социализмом. Неизменным оставалось одно – ненависть к России и всему Русскому, русофобия: «Если отжать основное ядро литературы современного "Малого Народа" (написано в начале 90-х гг., – примеч. И. Ш.), попытаться свести ее идеи к нескольким мыслям, то мы получим столь знакомую концепцию "проклятого прошлого", России – "тюрьмы народов"; утверждение, что все наши сегодняшние беды объясняются "пережитками", "родимыми пятнами" – правда, не капитализма, но "Русского мессианизма" или "Русского деспотизма", даже "дьявола Русской тирании". Зато "великодержавный шовинизм" как главная опасность – это буквально сохранено».

Важнейшим вкладом в исследование общественных процессов, связанных с деятельностью Малого народа, было открытие Шафаревичем явления неформализованного заговора: «Представьте себе группу людей, действующих целенаправленно, тесно согласованно, но не потому, что они об этом договорились, без единого штаба или центра, а на основании каких-то других координирующих механизмов» («Шестая монархия»).

Теория Малого народа сразу после публикации «Русофобии» вызвала волну возмущения «передовой общественности», шквал публикаций на Западе, а после 1991 года и в России. Библиография откликов на «Русофобию» колоссальна. Но что интересно, в них практически никогда не обсуждается сама теория. И это понятно: по установленным в современном западном мире правилам каждый автор, если не хочет оказаться на обочине жизни, должен не сомневаться – никакого внутреннего врага нет, потому что его не может быть никогда по определению. Табу есть табу. Но и оставить без ответа теорию Шафаревича Малый народ никак не мог. Поэтому главная, если не единственная, тема всех этих откликов – обвинения Шафаревича в антисемитизме. Якобы под Малым народом он имел в виду евреев. Такие обвинения у Игоря Ростиславовича, абсолютно чуждого самоцензуре, всегда вызывали недоумение: «Некоторые читатели приняли термин в излишне четко этническом смысле, то есть сочли это эвфемизмом, иначе говоря, решили, что я не рискую назвать имя "евреи", а намекаю на их роль вот таким окольным путем. <…> В работе взаимоотношение этих двух понятий явно обсуждалось, и когда речь шла именно о еврейском влиянии, я так четко и писал, не прикрываясь никакими иными терминами». В «Русофобии» этот вопрос действительно раскрыт всесторонне, и всякий добросовестный читатель может в том убедиться.

Продолжая тему, уже в 2007 году мыслитель раскрыл «ахиллесову пяту» Малого народа, объяснил, что его появление при всей опасности не является смертным приговором для нации: «Малый народ часто побеждает и приходит к власти. Власть оказывается в руках его представителей, революционеров, профессионалов-разрушителей. Но они действуют в многомиллионной стране, у жителей которой основная цель – не уничтожать, а как-то жить, воспитывать своих детей так, чтобы они, в свою очередь, тоже могли бы жить. В результате представители Большого народа постепенно выходят из своего подчиненного положения. Даже в правящем слое они в значительной степени занимают места революционеров, совершивших переворот. Т. е. оказывается, что правящий слой слишком обширен, и одними революционерами, совершившими переворот, он заполнен быть не может. Часто эти выходцы из Большого народа, которые туда проникают, чтобы стать своими людьми в среде Малого народа, должны использовать или хотя бы провозглашать его взгляды. Но по своему происхождению они отражают жизненные интересы всего народа».

Шкурники и приспособленцы, а также романтики, искренне поверившие в декламируемые Малым народом светлые идеалы, постепенно национализируют новый правящий слой. В результате вместо тотального разрушения начинается процесс созидания. Однако из этого вовсе не следует, что никакой опасности нет и все само по себе рассасывается.

Для сохранения своего положения во власти представители Большого народа должны играть по правилам, установленным Малым народом, а значит – отрицать свои национальные ценности и традиции, созидать на песке, строить общество без корней: «Малый народ всегда формирует общество, не опирающееся на традиции, выработанные историей, даже общество, враждебное им, как бы пирамиду, поставленную на вершину, то есть неустойчивое общество, подверженное кризису».

Соответственно, в таком обществе, отрезанном от духовных корней, при очередном кризисе Малый народ, оттесненный от власти, как всегда, выступая за самые радикальные способы решения проблем, может вновь возглавить социальный протест и под ликующие крики толпы опять начать крушить все «до основания».

Наглядный тому пример дает наша история ХХ века: утрата Малым народом позиций в СССР, начиная с 30-х годов, кризис советской системы в 80-е и новое торжество Малого народа в 90-е. Произошедшая при этом смена знамен и лозунгов на прямо противоположные для Малого народа была непринципиальна – разрушению ненавидимой им России и всего Русского это не препятствовало.

…Сможем ли мы в третий раз не наступить на те же грабли и не превратиться в материал для новоявленных «благодетелей», будет зависеть только от нас самих. Необходимым для принятия правильных решений знанием Игорь Ростиславович Шафаревич нас вооружил.

Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Открывший «внутреннего врага»

Это просто удивительно. Я рад, что этот человек уже в советское время пришёл к таким выводам. И тем более рад, что этот человек обладал прекрасным и ясным математическим умом. Считаю обязательным для себя познакомиться с его трудами.
Максим Михайлов / 06.08.2019, 07:29

2. Re: Открывший «внутреннего врага»

Он поистине великий человек.
Даневский Саша / 28.06.2019, 15:19

1. Важное напоминание

Очень важная работа Игоря Ростиславовича, которая, к сожалению, не всем сегодня под силу ввиду распространения "клипового" мышления. Нельзя не вспомнить Виталия Канашкина, опубликовавшего в СССР первым этот труд в журнале "Кубань". Потом он появился в "Нашем современнике". И "антисемитским" он, конечно, не является. Поднявшие вокруг этого шум деятели имели целью затенить суть концепции. К сожалению, предостережения Шафаревича не были восприняты уже раздробленной читающей аудиторией.
Исидор / 28.06.2019, 14:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаев
И вновь о памятнике Сталину на Ставрополье…
Салтыков-Щедрин и Гоголь отдыхают от таких перлов чиновников
20.12.2024
Кощунство будет продолжаться?!
Оказывается, уродливо-издевательский бюст И.В. Сталина никто не может убрать
06.12.2024
Интересные факты о Патриархе Алексии II
Шестнадцать лет назад не стало Предстоятеля Русской Православной Церкви
05.12.2024
Сергиев скит как духовный центр Калужской земли
К 130-летию Калужского регионального отделения Императорского Палестинского Православного Общества
30.11.2024
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
Все статьи Владимир Николаев
Бывший СССР
Возрождение Могилевской епархии при архиепископе Максиме (Крохе)
25 декабря исполняется 35 лет со дня освящения владыкой Могилевского кафедрального собора Трёх святителей и 96 лет со дня его рождения
24.12.2024
День памяти русских воинов, павших при взятии Измаила
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля Царской России День И.Л.Горемыкина
24.12.2024
День памяти святителя Иоасафа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Слепцова, поэта К.Д.Бальмонта и авиаконструктора А.Н.Туполева
23.12.2024
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2024
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Все статьи темы
Русофобия
Все статьи темы
Последние комментарии
В мире нарастает уровень турбулентности
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
24.12.2024 18:08
Кто осуществляет власть в России: «советы муфтиев» или госорганы?
Новый комментарий от Константин В.
24.12.2024 18:05
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
24.12.2024 18:01
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.12.2024 18:00
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
24.12.2024 17:58
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Алекс
24.12.2024 17:21
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
24.12.2024 17:08