Каждый год мы встречаем на нашей земле православные святыни, которые широко известны во всем мире. И это - святое и праведное дело, помогающее нам лучше почувствовать и осознать вселенский характер Православия, единство и живоносность христианских молитвенных традиций.
Вместе с тем, мы не должны забывать и древние наши святыни, которые были в прошлом известны по всей России, для поклонения которым стекались в монастыри тысячи паломников. К числу таких святынь относится чудотворная икона Новосильского Николы Доброго. Как гласит предание, икона эта была написана в XI веке знаменитым подвижником Киево-Печерской Лавры Алимпием и подарена Свято-Духову монастырю в XVII веке государем Алексеем Михайловичем Романовым.
Икона Святителя Николы Новосильского Доброго являлась в течение веков одной из самых почитаемых на Руси святынь. Сказание о чуде, связанном с ней, было помещено в книгу «Пролог» - собрание рассказов о чудесных знамениях и происшествиях. Пролог составлял самое распространенное и любимое на Руси чтение. И поэтому об иконе Николы Доброго знали все православные христиане
Согласно благочестивому сказанию Пролога, чудо произошло в одиннадцатом веке с пленником-половцем, который перед образом святого Николая Чудотворца пообещал своему хозяину киевлянину, пригнать табун лошадей, если тот даст ему волю. Половцу была подарена свобода. Бывший пленник не спешил исполнять обещание. Однако половцу стал являться Святитель Николай, грозно напоминая о данном обете. В конце концов половец был наказан святителем: клятвопреступник был сброшен на всем скаку с коня и тяжко заболел. В священном ужасе половец приказал слугам пригнать два табуна - один для киевлянина и второй для постройки церкви святому Николе, после чего получил исцеление.
На поклонение иконе Святителя Николы Новосильского Доброго в Свято-Духов монастырь стекались паломники со всех концов России.
Крестные ходы с иконой в XVII, XVIII, XIX и XX веках - (вплоть до самой революции) проводились непрерывно и постоянно. Помощник смотрителя Новосильского духовного училища Егор Русаков писал: «Жители почти каждого села Новосильского уезда ежегодно брали икону к себе. Для сего в известное время жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взяв святую икону, несут ее пешком иногда верст 40-50. Самый продолжительный ход бывает после праздника Святой Троицы: он продолжается до сентября месяца».
В самом монастыре, указывает Русаков, поклонение иконе не прекращалось круглый год; это происходит каждый воскресный день, особенно на праздники Святому Николаю и святой Троицы: «в эти дни бывает почти неумолкающее пение перед иконою».
По вере наших благочестивых предков при обращении со святыми молитвами к святому угоднику Божию происходили многочисленные случаи исцеления недужных.
После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, две из трех монастырских церквей взорваны, святыни разграблены. След подлинника иконы Николы Доброго потерялся.
Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению старца Илии (Ноздрина), схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне схиархимандрита и духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, началось возрождение обители.
В 2015 г. свершилось знаменательное событие: на основе сохранившейся фотографии и дореволюционных описаний в московской мастерской была воссоздана «в меру чудотворного образа» икона Святителя Николы Новосильского Доброго.
В настоящее время в Свято-Духовом монастыре восстановлена традиция постоянных молитвословий перед чудотворною иконою (молебны, акафисты).
26 мая по благословению наместника Свято-Духова монастыря игумена Маслова произошло и возрождение еще одной древней святой традиции - соборного крестного хода с иконою Николы Доброго.
Крестный ход с иконою Святителя Николы Новосильского Доброго начался после праздничной литургии в соборной монастырской церкви во имя Живоначальной Троицы в 8.30. Маршрут его пролегал через город Новосиль и окрестные села Задушное (Духово) - Заречье - Ямская слобода. В течение крестного хода были отслужены молебны перед поклонными крестами и местными храмами.
В соборном крестном ходе приняли участие жители Новосиля, Верховья, Косарево, Залегощи, Орла, представители казачьих организаций Орловщины. Казалось, что с нами идут тысячи и тысячи воинов, защищавших в течение веков на новосильской земле дальние южные подступы к столице Руси, и к молитвенным песнопениям присоединялись голоса монахов, подвизавшихся в Свято-Духовом монастыре, и в их числе - голоса мучеников - монахов Никона (в миру - Николая Арсеньевича Голенищева - Кутузова, сына известного поэта и прямого потомка фельдмаршала Кутузова) и Алипия (в миру - Афанасия Федоровича Воробьева), расстрелянных большевиками в 1918 году.
Никольский крестный ход подлинно стал символом духовного возрождения разорённой годами коммунистического и атеистического геноцида Новосильской земли.
Наш святой долг - сделать все, чтобы эта восстановленная древняя русская благочестивая традиция получила дальнейшее продолжение и развитие не только на Орловской земле, но и в других регионах России.
Во имя памяти наших благочестивых предков!
Во имя возрождения Святой Руси!
Во имя нашего спасения и спасения наших детей!
Монах Новосильского мужского Свято-Духова монастыря Нафанаил (Бобылев)
Духовские казаки
Казаки и монахи
Заречье
Новосиль
От Задушного к Новосилю