«Расслоение и противостояние, раздирающие сегодня общество, нагнетаются искусственно и злонамеренно. Внутренняя смута делает народ бессильным, разобщенность благонамеренных людей позволяет хозяйничать на Руси стяжателям и властолюбцам, которые в ослеплении страстей легко становятся послушными орудиями сил, от века враждебных России и Православию», - отмечал приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) в интервью газете «Правда» почти три десятка лет назад.
Как будто к нам сегодня обращается добрый пастырь, богослов, церковный историк и горячий патриот России Владыка Иоанн. Особенно актуально звучат эти слова в связи с событиями, развернувшимися вокруг строительства храма во имя святой великомученицы Екатерины в городе Екатеринбурге, когда злонамеренные силы и явные недоброжелатели нашего Отечества вновь сознательно и целенаправленно пытаются столкнуть наших соотечественников, разжигая не имеющие под собой почвы противоречия, конфликты и споры.
В другом своем интервью, «Российской газете» - «Без веры и Родины жизни нет» - Владыка Иоанн приводит слова Священного Писания: «Всякое царство, разделившееся в себе опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф. 12. 25). Если мы не сумеем преодолеть разногласия, дабы обеспечить целостность и внутреннее единство нашей державы, то неизбежна страшная трагедия: и Государство Российское, и Церковь Русская сгинут в пучине междоусобиц и смут - продолжает Владыка. - Паниковать, излишне драматизируя ситуацию, не стоит. Но найти в себе силы посмотреть тревожной правде в глаза - необходимо».
В своих трудах митрополит Иоанн, говоря о восстановлении России как крепкого, самобытного и самодостаточного государства, о задачах державного строительства на Руси, о смысле и истоках русской идеи, о русском характере и русской судьбе, о сложной, драматической истории нашего земного Отечества и Церкви Христовой на земле, неоднократно указывал на особенность русского пути - умении выстоять в бедах, исторических катастрофах и трагедиях именно силой Православной веры и соборности.
В своем труде «Быть русским» митрополит Иоанн указывал: «Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, утрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы "общества всеобщего изобилия"».
Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящегося в общем служении, общем долге... Соборность, как осознание каждым ответственности за всех, ответственности за нравственное здоровье общества и крепость государства на протяжении многих веков отличала русский народ.
К объединению всех здоровых сил общества на благо Отечества и призывает Владыка Иоанн: «Как только мы объединимся на почве практических, реальных интересов России, свергнув с себя коросту пропагандистской шелухи и идеологической зауми, все сразу станет на свои места. Крикливая, но немногочисленная группка сторонников "мирового сообщества" потеряет возможность калечить нашу жизнь тогда, когда мы поймем и ощутим свое единство, осознаем ясно и твердо, что в основании этого единства лежат не финансовые и спекулятивные интересы, но наши многовековые святыни и духовные, общественные, семейные ценности... Надо помнить, что злонамеренных людей, сознательно работающих над разрушением России, не так уж много. И они сильны нашей слепотой, нашей слабостью и взаимными обидами.
Если русские люди сумеют преодолеть междоусобицы и распри, искусственно раздуваемые врагами нашего Отечества, - мы будем неодолимы», - писал Владыка, призывая российское общество к ответственному и тщательному поиску путей общенационального примирения, мобилизации всех здравых общественных сил, готовых во имя Отечества подняться над своими сиюминутными корыстными интересами.
Не раз говорил Владыка о тех возможных спровоцированных препонах и преградах, которые ожидают русский народ на путях возвращения к соборности, на путях восстановления исторической преемственности русской жизни и общенационального религиозно-нравственного мировоззрения.
В своем труде «Чтущий да разумеет» он предупреждает нас, что на пути возрождения России «важно не поддаваться на провокации, не отвлекаться на бессмысленные, бесплодные споры и взаимные обвинения» и указывает «магистральные» направления возможных диверсий против возрождения русской державности, основанной на истинах Православной веры.
Это и дискредитация Русского Православия - его догматического и нравственного вероучения, канонического строения Русской Церкви и её организационного устройства.
Это и стремление навязать русской общественности бесплодные споры, разжечь в среде патриотического движения мнимые противоречия, особенно по отношению к советскому периоду русской истории.
Вот как говорил Владыка об этом, самом спорном и противоречивом, хотя и близком к нам по времени периоде русской истории: «Сколько горя и скорби, величия и мужества вместили эти годы! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатского разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверского богоборчества».
И в то же время митрополит Иоанн говорит: «Знайте, русские люди: те, кто считает революцию 1917 года катастрофой, и те, кто хочет в нашей недавней истории видеть прежде всего светлые стороны, - вам не о чем спорить!.. Вне всякого сомнения, последние десятилетия русской жизни - великое, героическое время! Надо лишь помнить, что его величие не в том, что поверили лукавым вождям, разорили коллективизацией крестьянство, под корень вывели казачество, допустили вакханалию массового антирусского террора, разгул святотатства, безбожия и богоборчества! Нет, героизм в том, что, несмотря на все это, мы - ценой неимоверных жертв и ужасающих лишений - сохранили в душе народа искру веры, горячую любовь к Родине, что мы дважды (после революции и Великой Отечественной войны) отстраивали обращенную в пепелище страну, вопреки всему создали мощнейшую державу с развитой экономикой и непобедимой армией».
Владыка не раз говорил, что для благополучного развития России из нашего дореволюционного прошлого, как и из трагического советского периода русской судьбы, мы должны будем взять лишь самое ценное, практически применимое и жизнеспособное, решительно отбросив все то, что история отвергла самим ходом своей эволюции.
Подчеркивая, что народ, объединенный общим пониманием смысла своего существования, общими понятиями о добре и зле, общими религиозно-нравственными воззрениями - непобедим и страшен для врагов, Владыка призывал: «Если хотим выжить... мы больше не можем позволить себе делиться на "белых" и "красных"»...
В книге «Битва за Россию» митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Её десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной...»
Указывая на то, что Православная Россия всегда стояла на пути сил мирового зла, рвущегося к неограниченной власти на земле и долгое время была тем «удерживающим», само существование которого не позволяло осуществиться «тайне беззакония», Владыка говорил, что поэтому «на протяжении веков именно Церковь, являлась первой мишенью губителей России». И «сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой борьбе за Россию как за духовный организм...»
Тридцать лет назад владыка Иоанн писал: «По всем планам закулисных режиссеров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий мнимыми "миротворцами" и лукавыми "посредниками". Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью "реформ", ввергнув страну в экономический хаос. Ан нет - хранит Господь! Гнется Русь - да не ломается...»
Владыка объясняет это тем, что в народе (прежде всего - в народе церковном) хранится понимание своей великой судьбы, своего подлинного призвания: быть народом Божиим, неся жертвенное служение перед лицом соблазнов, искушений и поношений от мира сего, лежащего во зле.
Именно поэтому и идут все новые и новые атаки на государственность российскую, на Православную Церковь, на дух нашего народа, не утратившего еще полностью своей чистоты, верности традиционным духовно-нравственным ценностям, веры и любви к Родине. Безусловно, недоброжелателям России, обладающим огромной мировой финансовой, технологической и информационной силой, удалось далеко продвинуться в осуществлении своих планов. Поэтому сегодня, как никогда актуально, звучат для нас слова подлинного патриота и истинного пастыря приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), обращеные ко всем, верующим и неверующим, ко всем любящим Россию: «Я чувствую необходимость предупредить людей об опасности, грозящей нам со стороны тех лиц, сил и учений, которые разрушают единство народа, Церкви и государства», - говорил он в интервью «Будь верен до смерти» газете «Народная правда». - "Разделяй и властвуй" - этому коварному приему уже много веков от роду... У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет».
Владыка Иоанн призывает нас: «Так вот - думайте, русские люди, думайте! Храните верность своему промыслительному призванию народа-богоносца... Соображайте, смотрите вокруг, учитесь отличать друзей от врагов, истину от лжи. Не дайте себя обмануть в который раз... Помните: судьба Земли Русской в ваших руках!»
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и публицист
9. Ответ на 7., САЧ:
8. доп. п. 5
7. «Отступимся - Россия погибнет»
6. Ответ на 3., Исидор:
5. Сегодня
4. Ответ на 1., NNXX:
3. Re: «Отступимся - Россия погибнет»