Этим непостижимым светом, может быть, можно объяснить непонятный дар апостола Иоанна Богослова видеть то, что другие ученики как бы не замечали. Только у него в Евангелии мы читаем о браке в Кане Галилейской, о ночной беседе Спасителя с Никодимом, о беседе с самарянкой у колодца, о долгом разговоре Господа с исцеленным слепорожденным. Как будто апостол Иоанн Богослов сам присутствует везде и все слышит, и все открывает ему Господь. Это, наверное, потому что он — богослов. Он видит и исповедует в Божественном свете тайну Пресвятой Троицы. В Пасху Христову, когда открывается нам тайна вечной жизни, мы слышим его слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «Три свидетельствуют на небе — Отец, Сын и Святой Дух. И три свидетельствуют на земле — дух, кровь и вода». Это непостижимое видение всех событий, всех судеб человеческих — тем, кто на Тайной Вечери слушал дыхание Господа, биение Его сердца. Ему дается особенный дар слова, когда услышанное втайне на ухо, он проповедует на кровлях. Его небесная проповедь гремит над народами и веками, и поэтому именуется он «сыном громовым».
Посмотрите, как он описывает Тайную Вечерю в своем Евангелии. Что мы читаем у других евангелистов? Всего несколько строк — и это о событии, когда устанавливается таинство нашего спасения на земле! А здесь, на протяжении пяти глав — беседы Спасителя с учениками, Его первосвященническая молитва к Отцу. И каждое слово запечатлел он в своем сердце. И Дух Святой сохраняет вечную память всего, что Господь говорил для апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В этом пасхальном свете Духом Святым он видит подробности, которые могла открыть ему только любовь. Как распространялось благоухание любви от мира, когда кающаяся грешница помазала им ноги Спасителя накануне Его Страданий. Что хитон Господа был нешвенным. Вес того алое, которое приносит благообразный Иосиф ко Гробу Господню. Все непостижимо соединено. Ему дарована способность видеть судьбы всего человечества в этом свете, когда он пишет Апокалипсис — все века, все события, которые произойдут до конца мира. И способность видеть до самых мельчайших подробностей все, что связано с Господом. Запомнить каждое Его слово и слово каждого человека, который стоял рядом со Христом. Он рассказывает не только об апостоле Фоме и апостолах Филиппе и Андрее, но и о блуднице, которая была поставлена перед Господом фарисеями, в ожидании праведного и строгого суда над ней.
Вот какого дара сподобляется тот, кто стоит у Креста Христова. Когда нет отклонения, которым болен каждый человек и все человечество. Мы знаем, что никто не мог там устоять — только Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов. Но каждому человеку сейчас дается эта возможность.
Будем всегда молиться святому апостолу Иоанну Богослову, и сегодня в особенности, о том, чтобы он, как говорится в тропаре ему, «належащую мглу языков, — то есть ту тьму, которая окружает нашу Церковь совне, — отгнал». И отогнал ту тьму, которая не только совне, но и изнутри хочет нас погубить — коварством и изощренностью греха. Чтобы его молитвами Господь поставил нас там, где Крест Христов, где свет Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, и помиловал нас.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России