«Русская народная линия» опубликовала информацию о Первом Пасхальном фестивале Совета православных объединений Санкт-Петербургской епархии, который состоялся 29 апреля в концертном зале «У Финляндского». Присутствие на концерте этого фестиваля привело меня к некоторым выводам и предложениям.
Прежде всего - это общее впечатление от концерта, его общего духа, характера, эстетики и этики. При этом неизбежно сравнение с тем, что нам предлагается в телевизионных программах, интернете и на различных эстрадных площадках. Пасхальный концерт отличался своим хорошим духовно-нравственным и художественным качеством, причем он был интересным, эмоциональным, разнообразным и вместе с тем классическим в смысле художественного мастерства исполнителей. Здесь аутентичный (то есть соответствующий подлинному фольклору) казачий ансамбль Игоря Чипизубова, как авторитетно заверил меня в антракте создатель и художественный руководитель Санкт-петербургского камерного хора, занимавшийся в своё время фольклорной музыкой, Николай Корнев. Кстати, в антракте к песням и пляскам участников ансамбля могли присоединиться и присоединялись зрители (в частности я с удовольствием наблюдал как это увлеченно делал мой собрат по совету Собора православной интеллигенции Александр Беляков с супругой). Все выступавшие в этот вечер артисты были настоящими, талантами, выразительными, с прекрасными голосами и пластикой (в том числе инструменталисты-виртуозы), лауреаты всевозможных конкурсов: певица Анна Абикулова со своим инструментальным ансамблем, певица Мария Голик, певцы Даниил Белов, Юрий Заряднов, Александр Пахмутов, гитарист Сергей Болотников, пианист Максим Вирок-Столетов. Здесь звучали народные песни, романсы и классика. И никакой пошлости, местечковости, вульгарной и навязчивой сексуализации, диких ужимок и прыжков, пестрых, «петушиных» одеяний (в стиле Ф. Киркорова) или дамской заголенности, что давно стало повсеместной практикой даже концертов на сцене Государственного Кремлевского дворца.
За примерами далеко ходить не надо, возьмем хотя бы концерт «Три аккорда» на кремлевской сцене, показанный 5 мая по Первому каналу российского телевидения. Народный артист Д. Харатьян поет «Шаланды, полные кефали» с каким-то немыслимым, якобы одесско-блатным акцентом (так и напрашивается сопоставление с человеческим исполнением М. Бернеса в фильме «Два бойца»). Народный артист А. Розенбаум опять же приблатненно поет «Нинку», щеголяя уголовной лексикой и даже демонстрируя всамделишный нож (нельзя не вспомнить В. Высоцкого, который даже уголовный мелос подымал до настоящего, причем абсолютно не вульгарного искусства). И. Миркурбанов исступленно превозносит «лимончики» (то есть миллиончики) с купюрами в руках. Про дам-исполнительниц в кремлевском концерте говорить не хочется, но не могу не отметить Е. Воробей с пошленькой песенкой «Сегодня ты на Брайтоне сияешь, а завтра может выйдешь на Бродвей». (А президент всё призывает нас быть патриотами). Другая дама поет буквально гимн «Рюмке на столе», ещё одна тоскует «Курю, мама»... И это они называют «Русский шансон», честнее было бы назвать «Блатной или криминальный шансон». Нет, опять лепят криминальные ассоциации к словам «русский», «русская культура».
А если вспомнить про всевозможные песенные и танцевальные конкурсы, все эти «голоса» взрослые и детские, где уже чаще звучат англоязычные песнопения, чем на русском языке. А где народная русская музыка? После смерти Г. Заволокина программу «Играй, гармонь любимая» задвинули на 8 часов утра, в субботу, когда люди отсыпаются после трудовой недели. Ну, а танцы, балет - это в основном эротическая акробатика, голозадый «Нуреев» на сцене нашего главного Большого театра. Драматический театр - ещё ниже: изуродованная и опороченная русская классика в масштабе извращенности и постмодернистского конформизма того или иного режиссера. Про российский почти сплошь подражательный западным образчикам кинематограф уже и говорить не хочется, с его «новыми» жанрами фильмов ужасов, триллеров, фэнтези-мистики (включая вампиризм), эротики (полупорнухи) и бесконечными криминальными сериалами, где освоены уже все разновидности убийств и человеческой подлости и предательства; с «героями» - бандитами и полицейскими (которые легко совмещают и меняют эти роли в одном лице), а также всевозможными блудницами, всякими якобы бизнесменами и просто бездельниками и содержанками обоего пола. А ещё есть поп-рок-рэп массовая музыкальная «культура», уже превратившаяся в антикультуру у отечественных недорослей...
И вот при таком засилье антирусской, антидуховной и аморальной секулярной (светской) антикультуры и псевдоискусства Русская Православная Церковь пытается поддерживать в России настоящую духовно-нравственную культуру, посредством Патриаршего совета по культуре (Председатель - Митрополит Псковский и Порховский Тихон), Общества русской словесности (Председатель - Святейший Патриарх Кирилл), Патриаршей литературной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако, очевидно, что этого недостаточно, тем более в сфере массовой развлекательной культуры, нравственно-художественная планка которой всегда готова упасть ещё ниже, тем более под влиянием зарубежных заражений и психотехнологий.
Первый Пасхальный фестиваль Совета Православных объединений Санкт-Петербургской епархии, который успешно прошел по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и с его помощью, под руководством Председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества СПб епархии протоиерея Александра Пелина, при активном содействии ряда петербургских спонсоров, наводит на мысль о развитии и совершенствовании этой деятельности Совета Православных объединений по оздоровлению и возрождению, качественному подъёму настоящей православной духовно-нравственной и художественной российской культуры в непростых современных политических и экономических условиях. Пасхальный фестиваль может, например, объединиться с Пасхальным фестивалем православных театров, проводимом в Санкт-Петербурге, предлагаю приурочить к этому времени проведение конкурса духовной поэзии поэтов и бардов (причем не только петербургских, но и Северо-западного региона). В частности, необходимо создать инициативную группу по проведению Пасхального культурного фестиваля при Президиуме Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции СПб», член Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии
Фото Дарьи Белянской и Александра Прилуцкого
Представители Президиума Совета православных общественных объединений поздравляют Митрополита Варсонофия с Праздником Пасхи (слева направо: Митрополит Варсонофий, проф. В.Е. Семёнов, протоиерей Александр Пелин, проф. А.В. Воронцов)
Казачий ансамбль «Песенная ватага Адмиралтейско-Невская»
Слева направо: Член Совета «Собора православной интеллигенции» Борис Дверницкий и Председатель «СПИН» Валентин Семенов перед концертом
1. Re: Шоу-бизнес уничтожает русскую культуру — Церковь возрождает!