18 апреля (1 мая по н. ст.) 1904 года совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский.
В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением "Христос воскресе" батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. "Чудом храбрости, спокойствия и мужества" называли современники подвиг отца Стефана.
В тот день батальоны 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка находились в центре боя, японцы открыли сильный артиллерийский огонь и стали обходить левый фланг. Растянутые противником с обоих флангов батальоны полка, чтобы пробиться, несколько раз под звуки полкового марша и гимна "Боже, Царя храни", исполняемого полковым оркестром под огнём противника, бросались в штыки. Но японцы не принимали штыкового удара. Тогда отец Щербаковский благословил солдат и пошёл впереди Боевого Знамени с поднятым в руке крестом. Пробиваясь сквозь японскую цепь солдат вместе с батальонами полка, сей неустрашимый пастырь был ранен двумя пулями, вскоре потерял сознание и был вынесен уже на перевязочный пункт церковником Иосифом Перчем. Только такое мужество пастыря и воинов 11 полка дали им возможность пробиться сквозь японцев. По свидетельству участников Тюренченского боя, потери японцев были очень велики.
Командующий Русской армией генерал А.Н.Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.
Отличался о. Стефан Щербаковский и далее. За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден орденами святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. А в годы Первой мировой войны, за бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен о. Стефан был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1-й степени.
Также сегодня мы вспоминаем инженера, предпринимателя, основателя
Путиловского завода в Санкт-Петербурге Н.И.Путилова (1820-1880).
Николай Иванович Путилов родился в 1820 г. в Новгородской губернии в семье мелкопоместных дворян. Отец его был инвалидом Отечественной войны 1812 г. В 1840 г. Николай окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы и был оставлен там для преподавания математики, занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевелся в Крым, в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1854 г., во время Крымской войны Н.И.Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет - вот тебе мои личные двести тысяч». В условиях англо-французской блокады Путилов организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 г. В течение следующих восьми месяцев было построено еще 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента, а также награжден орденом св. Станислава II степени.
Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесен серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. В последующие годы Николай Иванович на кредит Морского министерства перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Он первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе. В 1863 г. совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С.Г.Кудрявцевым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основал свой собственный завод, названный Путиловским. На указанном заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии.
Суровая зима 1867-1868 гг. привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал. В 1874 г. был осуществлен последний проект Николая Ивановича - это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вел строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя, и он разорился.
Также сегодня мы вспоминаем участницу Великой Отечественной войны, снайпера, полного кавалера ордена Славы Н.П.Петрову (1893-1945).
Нина Павловна Петрова родилась 15 июля 1893 г. в г. Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов). Через некоторое время семья перебралась в Санкт-Петербург. Однако глава семейства вскоре умер, и на руках у матери осталось 5 малолетних детей. Поэтому сразу после окончания пятого класса гимназии Нина поступает в торговую школу. Через три года она переезжает к родственникам во Владивосток, где работает счетоводом и вечерами обучается в коммерческом училище. Позднее Петрова жила в Ревеле, в Лодейном Поле. В 1927 г. она с дочерью переезжает в
Ленинград. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе «Спартак» в Ленинграде. Сама тоже активно занималась спортом. В 1934-1935 гг. Петрова была капитаном сборной женской команды по хоккею с мячом Ленинградского военного округа, занимала призовые места на различных стрелковых соревнованиях. Одной из первых в Ленинграде Нина Павловна заслужила значок ГТО I ступени. Однако главным видом спорта для Петровой стала пулевая стрельба. На Всесоюзной летней спартакиаде ЦК профсоюза работников местного транспорта Надежда завоевала командное первое место и получила именную малокалиберную винтовку. Она поступила в снайперскую школу, которую окончила и в которой стала потом инструктором. Только за 1936 г. она выпустила 102 ворошиловских стрелка. Участвовала в советско-финской войне 1939-1940 гг.
К началу Великой Отечественной войны Нине Павловне было уже 48 лет, и она не подлежала призыву. Однако она добровольно вступила в ряды 4-й дивизии народного ополчения Ленинграда, затем служила в медсанбате. С ноября 1941 г. Петрова находилась в действующей армии, став снайпером 1-го стрелкового батальона 284-го стрелкового полка 86-й Тартуской стрелковой дивизии. Начав службу рядовым снайпером, она дослужилась до звания старшины и должности командира отделения снайперов. В боях под Ленинградом не только выходила на боевые позиции и уничтожала врага, но и занималась обучением других снайперов. Всего за годы войны она подготовила более 500 снайперов. За бои под Ленинградом Петрова была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Всего к марту 1944 г. она уничтожила 23 солдат противника. 2 марта она была награждена орденом Славы 3-й степени, а 20 августа того же года орденом Славы 2 степени. В феврале 1945 г. в составе 2-го Белорусского фронта в боях за Эльбинг отделение Петровой прикрывало снайперским огнем атакующую пехоту, подавляя огневые точки противника. В этих боях Нина Павловна лично уничтожила 32 вражеских солдата, доведя общий счет убитых врагов до 100. За беспримерное мужество и отвагу, героизм и высокое воинское мастерство Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 29 июня 1945 г. Н.П.Петрова награждена орденом Славы I степени. Однако награда была уже посмертной. 1 мая 1945 г. в районе города Штеттин Нина Павловна Петрова погибла. За несколько дней до гибели она написала своей дочери в Ленинград письмо: «Устала я воевать, детка, ведь уже четвертый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку». Всего на счету Нины Павловны Петровой было 122 убитых солдата и офицера противника и еще троих она лично взяла в плен. Винтовка Петровой ныне хранится в музее.
Также сегодня мы вспоминаем члена-корреспондента АН СССР, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, трижды Героя Социалистического Труда Н.Л.Духова (1904-1964).
Николай Леонидович Духов родился 13 октября 1904 г. в с. Веприк на Полтавщине. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии, пробовал себя в различных профессиях. С 1928 по 1932 гг. Духов учился в Ленинградском политехническом институте и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей. После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее - Ленинградский Кировский завод), где прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжелого подъемного крана. В 1936 г. его привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 г. группа Н.Л.Духова выполнила задание, причем бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично. Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием.
Также сегодня мы вспоминаем заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А.Г.Кочеткова (1908-1990).
Андрей Григорьевич Кочетков родился 2 мая 1908 г. в Санкт-Петербурге. Окончив 9 классов школы, работал на строительстве улиц в Ленинграде. В 1928 г. Андрей окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 г. Качинскую военную авиационную школу летчиков. До 1933 г. служил в ВВС в Белорусском военном округе. В 1938 г. окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1938-1953 гг. Кочетков занимался на летно-испытательной работой в Научно-испытательном институте ВВС. Провел государственные испытания поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и Су-9, учебно-тренировочного самолета Як-11; испытания истребителей МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 «Аэрокобра» и Р-40Е «Киттихаук». Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания летного состава на новые истребители. В 1950-1951 гг. находился в командировке в Китае. Оказывал помощь советским летчикам, защищающим небо Китая, в изучении истребителей Ла-9 и Ла-11. В 1953-1959 гг. Кочетков становится летчиком-испытателем ОКБ С. А. Лавочкина. Поднял в небо и провел испытания самолетов-перехватчиков Ла-190, Ла-200Б, Ла-250, Ла-250А и других. В 1955 году выполнил первый полет на самолете-истребителе С-1, ставшем родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11). За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 г. полковнику-инженеру Кочеткову Андрею Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он также был награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями. В 1959 г. заслуженный летчик-испытатель полковник-инженер А.Г.Кочетков ушел в запас. Умер в 1990 г.
Полностью статья опубликована в разделе Этот день в Русской народной линии