О посещении храма Божия

Слово на вечерне понедельника Светлой седмицы

Пастырская проповедь 
0
741
Время на чтение 4 минуты
Продолжается Пасха Господня, праздник сорокадневный. Хотя все очень устали — Пост был, Страстная седмица, — Церковь призывает нас не отлучаться от храма. Подобно тому, как первые ученики после Воскресения, как сказано о них в Евангелии, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53). Невозможно пропускать воскресные службы, особенно в пасхальные дни. Воскресная всенощная входит в воскресную службу, без нее литургия немыслима. Когда-то всенощная действительно длилась всю ночь, и была обязательной подготовкой к причащению.

Светлая седмица — это совершенно исключительные богослужения. Каждый день — как двунадесятый праздник. Только на Крещение, на Рождество Христово и в Лазареву субботу поют: «Елицы во Христа крестистеся», а на Светлой седмице — каждый день, и открыты Царские врата. Все ли спешат в храм в эти светлые дни? К сожалению, приходится наблюдать иное: в пасхальную ночь — полный храм народа, а потом праздников праздник для большинства как бы начинает угасать.

Мы знаем из книги Деяний Апостолов, что ученики Христовы и после Воскресения посещают Иерусалимский храм. Хотя ветхозаветные установления уже миновали, они знают, что храм — это величайшая святыня, и приходят сюда молиться. Но молятся они отдельно от всех. Все видят, что это христиане, и никто из посторонних, как сказано, не смел присоединиться к ним. В мире, где все более смешивается истинная и ложная духовность, мы должны быть свидетелями Воскресения Христова. Чтобы, глядя на нас, все понимали, что с нами Бог. Чтобы видели — мы христиане, потому что причастились Христову Воскресению.

Первые христиане, оттого что они были причастны Воскресению Христову, явили собой Церковь, исцеляющую всех. Как сказано в той же книге Деяний, многие приносили больных, расслабленных и бесноватых к ногам учеников Христовых, и силой Христа воскресшего эти люди получали исцеление. Хотя сегодня мы не можем с такой же чудесной силой являть действие победы Христовой в исцелении от телесных недугов, Церковь Христа воскресшего остается той же. И мы должны показать миру несравненно большее: приходящие ко Христу становятся другими, из духовно мертвых — живыми. Если среди сегодняшнего распада те, кто еще хочет сохранить в себе человеческое достоинство, увидят это, они пойдут только к нам. Потому что некуда больше идти.

Господь воскрес для всех людей, для каждого человека, вызванного из небытия. И мы ответственны за всех людей. От того, как мы приобщаемся благодати Пасхи, зависит не только наша судьба, но и судьба наших близких и всех, кто нуждается в спасении, даже еще не сознавая этого.

Образом святого апостола Фомы Церковь напоминает нам, как часто мы должны приходить в храм Божий. Оттого что Фома не был вместе со всеми учениками в первый день явления воскресшего Христа, он оказался лишенным радости узнать, что Христос воскрес, и мучился сомнениями. Точно также бывает со многими из нас, когда мы пропускаем богослужения, забывая, что воскресший Христос присутствует за всеми нашими богослужениями, и не только в великие праздники, а за каждой литургией — всегда, когда двое или трое собраны во имя Его.

Может быть, кто-то не сподобился приобщиться благодати Пасхи в пасхальную ночь. Но Господь испытывает его веру и верность — перестанет он ходить в храм, или еще с большей ревностью будет припадать ко Господу? И в новых явлениях Христа в течение сорокадневного праздника Пасхи (в течение сорока дней по Воскресении Он являлся Своим ученикам, говоря им о тайнах Царства Божия), может быть, и он сподобится увидеть Господа в церкви и поклониться Ему.

Апостол Фома был в страшном горе, весь опустошенный и разоренный, оттого что не было у него веры в Воскресение. По этой причине он не хотел придти туда, где собрались все ученики. Это к нам тоже относится, потому что мы живем во времена, когда «горе» — это слово, которое определяет жизнь большинства людей. С избытком у всех хватает горя. И когда приходит к нам горе, у нас возникает искушение замкнуться в себе, никого не видеть. А Господь говорит, что именно тогда мы должны придти туда, где вся Церковь, где все собираются, чтобы Христом — Победителем смерти и ада, принять утешение, которое кроме Него никто на свете не может нам дать.

Апостол Фома показывает, что он — человек, который не останавливается на половине исповедания своей веры, не удовлетворяется полуправдою, полуверою. Он не тот, кто может сказать: «Я понимаю все», когда он не понимает, не тот, кто может изображать какие-то переживания, когда у него их нет. Не тот, кто легко может говорить о самых главных тайнах веры, вместе со всеми петь Символ веры за Божественной литургией, не стремясь постигнуть всю глубину этих тайн. И быть на грани отпадения от Господа, от Церкви, от спасения.

Мы должны увидеть, как апостол Фома не скрывает своих сомнений, своего неверия, потому что хочет вывести на свет Божий всю тьму, которая таится в сомнении, чтобы все в его жизни заполнил свет Христова Воскресения. Чтобы его исповедание стало тем поклонением, о котором мы слышим в Евангелии и к которому мы все призываемся. Чтобы и мы не понаслышке говорили о Воскресении Христовом, не одними устами пели вместе со всей Церковью. Надо чтобы, подобно апостолу Фоме, исполнившись дара новой победоносной жизни, мы были готовы идти со Христом до конца. Не четверть пути, не половину — пост, Пасха, и все, — а всегда, во всей жизни, и во всех испытаниях, которые Господь дает тем, кто любит Его. И всем Он в эти светлые дни говорит: «Не будь неверен, но верен». «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Самое опасное — половинчатость в вере, особенно когда война против Церкви становится все более открытой и наглой.

Дверями затворенными входит Христос к апостолам, где они находятся «страха ради иудейска». Господь приходит дверями затворенными, и это значит, что свет Воскресения открывается только тем, кто внутри Церкви. Но и здесь сатана пытается все перевернуть. Ему надо, чтобы «страха ради иудейска» Церковь затворилась изнутри и не выходила к миру. Мы должны явить такую любовь ко Господу, приобщиться такой глубине Его благодати, чтобы распахнулись все двери, и мы увидели стоящего в них воскресшего Христа, Который говорит нам: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» — в этот мир, охваченный отчаянием, чтобы мы верностью Христу открыли для многих путь к Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. О посещении храма Божия

И сказал Господь: " Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным". Мф( 10:32-36)
Серёга Чудиса / 29.04.2019, 17:28

1. Re: О посещении храма Божия

Церковь призывает нас не отлучаться от храма. * ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Прошу прощения, ув. О.А! А разве каждая статья священника не дожна ОЖИВЛЯТЬ в душе читателя память Божию /или чувство Божие, ощущение Его присутствия.../? Не в смысле информативных сведений о Нем /безусловно, важных!/, но и действуя прямо, в сердце, душу читателя /зрителя/? Например. В самом начале статьи Вы, грамотными словами, напоминаете нам о Боге, который присутствует сейчас рядом со всеми нами /и во время чтения Ваших замечательных публикаций/!: - "Вот Он, рядом... Видит и слышит нас, все наши мысли, чувства...". Может, хоть в чьей-то душе ОЖИВЕТ память Божия?! * И в заключении также неплохо было бы лишний раз напомнить нам о том, чтобы хорошо бы подольше ощущать Его присутствие, удерживать Его в себе, в своей памяти и после прекращения чтения статьи /для начала хоть на секунду!/? А то ведь сразу забываешь... Т.е. почаще Вашими публикациями ОЖИВЛЯТЬ в нас, в наших душах, которые непрестанно грызет бытовуха мира, чувство Бога... Тогда публикации будут более живыми... Нет? А в информатированности и глубине они, естественно, ничего не утратят... Нет? Ошибаюсь? Простите... И работы немного — всего-то пара напоминающих-оживляющих абзацев в начале и в конце; может, и по тексту, если нить повествования удается не рвать... Еще пример. А не забыли ли мы о Боге сейчас? Ведь весь этот комм о Нем... Сам же писал, а ОСОЗНАННО вспомнить о Боге... совершенно забыл... Ни разу не вспомнил!!! Значит и читающим осознанно, живо напомнить о Господе не сумел... А ВЕДЬ ОН РЯДОМ... С НАМИ, СЕЙЧАС! Нет? Я объяснил понятно? Извините...
Сант / 29.04.2019, 14:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии