«Мы знаем, что ныне лежит на весах …»

Сегодня против России, Русского мира организован новый крестовый поход, и, что особенно печально, в нем участвуют и представители российской элиты

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1258
Время на чтение 9 минут
Эти строки, обращенные А.А. Ахматовой к соотечественникам в дни Великой Отечественной войны, сегодня звучат с новой силой. Мы знаем, что сегодня на весах истории – судьба России, русского народа и всех народов, связанных с ним, наконец, судьба славянства как культурно-исторического типа. 

Сегодня против России, Русского мира организован новый крестовый поход, и, что особенно печально, в нем участвуют и представители российской элиты, те, кто сознательно и продуманно, изощренно и коварно проводит антинародную и антигосударственную политику. Русский народ заставляют забыть о его великом предназначении, вытравляют из национального характера поистине мистическую способность русского человека «жить на земле с глазами, устремленными к небу» и умирать «за други своя», уничтожают память о великой истории народа.

Несколько дней назад мы еще раз убедились в этом. 12 апреля, в день Космонавтики, в день Славы и Подвига нашего Отечества, в эфире главных телевизионных каналов не нашлось места Праздничному концерту, прекрасным фильмам о покорении космоса, но зато 12 апреля вечером страна смотрела… юмористическое шоу Евгения Петросяна.   

Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал, что духовный путь России определило особое «национальное задание». Это задание – сохранение православного христианства в мире – определило историю страны, национальное самосознание русского народа. Базовые понятия Православия, духовность стали мировоззренческой основой национальной литературы и обусловили поистине мистический, пророческий характер русской классической литературы, непревзойденную глубину философского постижения мира. 

Потому великие русские писатели обладали пророческим даром, абсолютным историческим чутьем и безошибочным государственным инстинктом.  

С момента своего рождения, с первых страниц, русская литература воспитывала ответственность русского человека за выполнение  «национального задания», за судьбу Отечества. Не случайно главными жанрами древней русской литературы, литературы X-XVII вв., стали жития, рассказывающие о подвигах во имя защиты православной веры, и летописи, повествующие о подвигах во имя защиты Отечества. Древнерусские авторы воспринимали свой талант как дар, данный им Богом для того, чтобы поднимать дух защитников Отечества и воспитывать «Русское чувство».

Воспитание «русского чувства», «русскости» как национальной черты характера станет одной из главных задач и традиций русской литературы. Она пройдет через века, и уже в XX веке отзовется словами И. Северянина: «Родиться Русским – слишком мало,//Им надо быть, им надо стать!»

Что же значит, в понимании великих русских писателей, быть русским? Во-первых, быть русским значит быть православным, чувствовать личную ответственность за выполнение «национального задания».

Известна высокая оценка А.С. Пушкиным роли Православия в жизни России: «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир».

Знакомые нам с детства герои русской литературы живут по совести, слышат голос Бога. Потому даже перед лицом смерти отказываются нарушить присягу и пойти служить Пугачеву главные герои «Капитанской дочки», отказывается от счастья быть с любимым Татьяна Ларина, сына родного за предательство веры и товарищества убивает Тарас Бульба, на поле сражения за Отечество оказывается богатый и близорукий, негодный к военной службе Пьер Безухов. 

Гениальный русский писатель Н.В.Гоголь, которого подарила миру чудная украинская земля, все свое творчество посвятил спасению Русской земли от дьявола. «Как черта выставить дураком» - это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и всего творчества. 

Черт, напоминающий сказочный персонаж, появляется уже в ранних произведениях писателя – «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя черт уже правит бал: девушка-мечта оказывается женщиной из публичного дома, по главной улице города спокойно разгуливает нос, оживает портрет, появляется привидение с «преогромными» усами. Еще более «отвратительными» черт делает людей в «Мертвых душах». У героев «Мертвых душ» деформированы лица, деформированы души, деформированы тела. В мире, где они живут, спокойно отвечают на вопрос о продаже мертвых: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала…». 

Последнее, прощальное произведение Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» становится своеобразной художественной ареной открытой борьбы человека с чертом. В нем Гоголь обращается к современникам с призывом: «Всем миром бороться «со страхами и ужасами России», ощутить себя Единым Православным народом, «осознать избранность своей страны перед Богом и ее ответственность за это перед миром».

Потому главный герой повести Гоголя «Тарас Бульба», седовласый Тарас, обращаясь к своим товарищам с призывом защищать родную землю и веру отцов до последней капли крови, говорит: «…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!».

А дальше Тарас Бульба говорит слова, которые и сегодня звучат как набат: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.... Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело…». 

Нет для Тараса Бульбы, нет для Н.В.Гоголя отдельно России и Украины, есть единая Русская земля, Русь, единая православная вера. 

В записных книжках другого великого русского писателя, Ф.М. Достоевского, читаем: «…Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет – да и не надо, потому что Православие все …. Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…».

Вопрос о Христе – во всех романах Достоевского: «Его ставят взрослые и дети, убийцы, сладострастники, блудницы, воры и пьяницы, самодовольные и смиренные...». Длинной чередой перед нами проходят странные люди, для которых главный вопрос жизни: «Есть ли Бог?» За то, чтобы узнать это, герои Достоевского готовы отдать жизнь.

Быть русским, в понимании русских писателей, значит ощущать кровную связь с Отечеством, любить его, даже когда это тяжело и трудно.  

Еще в древнерусской литературе из уст Афанасия Никитина прозвучало: «Да сохранит Бог землю русскую! Боже сохрани! Боже сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей! Некоторые вельможи земли Русской несправедливы и недобры! Но да устроится Русская земля…». 

А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву, защищая Россию от критики, пишет: «Клянусь Вам моею честью, что я ни за что не согласился бы – ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог». Красоту своей родины Пушкин увидел в самых, казалось бы, прозаических картинах: скучной зимней дороге, долгой песне ямщика, в днях поздней осени, которые «бранят обыкновенно». Во всем, что «Русью пахнет…».

В творчестве Н.В. Гоголя любовь к Руси, само понятие «русскость» наполняется тайными, по-настоящему мистическими смыслами: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты, и зачем все, что ни есть в тебе обратило на меня полные ожидания очи?». На эту удивительную любовь писателя к России обратил внимание А. Белый: «Любит Гоголь Россию, страну свою; как любовник любимую, ее любит Гоголь…». 

Один из главных заветов Н.В.Гоголя соотечественникам – «Нужно любить Россию»: «Как же сделать это? Поблагодарите Бога  прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывает этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет нас теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А состраданье есть уже начало любви… ».

Идея русскости пронизывает гениальную лирику Ф.И. Тютчева, три сотни небольших поэтических фрагментов, без которых, как сказал Л.Н. Толстой, «нельзя жить». Ф.И Тютчевым написано гениальное стихотворение, которое является своеобразной поэтической формулой русской национальной жизни, русской картины мира:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа-
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа! 
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит 
В наготе твоей смиренной…

Русский народ увидел в бедности испытание, которое надо было пережить, чтобы сохранить свое главное богатство – великий дар Православия. 

Быть русским, по мнению русских писателей, значит обладать обостренным чувством славянского братства, чувствовать и нести ответственность за судьбу славянства как культурно-исторического типа.

Блестящий русский мыслитель Н.Я. Данилевский подчеркивал, что «для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара (желал бы прибавить и поляка), – после Бога и Его святой Церкви, – идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления – без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства…»

Под русскими знаменами славянский мир объединяется, славяне спешат на семейный пир в лирике Ф.И. Тютчева: 

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!(«Славянам»). 

Ф.И. Тютчев был дипломатом, профессиональным политиком, который считал, что сила славянских народов – в единстве. Именно этого единства, «славянского самосознанья», боится Европа: 

…Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье, 
Как Божья кара, их страшит!
 
Святым называет Славянское братство, «побратанье», Н.В. Гоголь: «…Что есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, – доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начала братства Христова в самой нашей славянской  природе, и побратанье людей было у нас родней даже и кровного братства…».  

Потому именно «славянский всечеловек» готов нести ответственность за судьбу всего христианского мира, способен слышать и понимать другие миры и культуры, быть «всемирно отзывчивым». 

Еще в 1831 году, во время очередного политического конфликта с Западом, А.С. Пушкин в стихотворении «Клеветникам России» сформулировал вопрос, который с особой остротой стоит в наши дни:

Славянские ль ручьи сольются в русском море?                                                                              
Оно ль иссякнет? вот вопрос. 
Быть русским трудно. И, кажется, все уже сделано для того, чтобы уничтожить «русское чувство», чтобы таких, «как в Русской земле, не было таких товарищей…». Но как ответ на это уже в веках звучат прощальные слова героев России нашего времени: «Работайте, братья…» и «Это вам за пацанов…»

Список цитируемых источников указан в моей статье «Родиться Русским – слишком мало, Им надо быть, им надо стать!»: по страницам великой русской литературы». Родная Ладога. 2016. №3. С.66–72.
 
Семенова Елена Владимировна, доктор филологических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 2., Яков Яковлевич:

А русские ли мы?

Правильный вопрос...
Юрий С. / 20.04.2019, 09:15

12. Ответ на 11., СТРОИТЕЛЬ:

И какой еще народ захочет испытать сталинизм на себе?

) Забавные эти либерал-власовские наймиты Госдепа. Когда их заказчику нужно, визгливо кричат о Северной Корее, а сейчас строитель светлого капиталистического будущего сразу и насмерть о Северной Корее забыл. Не забывай, наш любимый американский кибербот. Скоро и Ким Чен-Ын в Россию приедет. По приглашению Путина, кстати. Фу...

11. Saha

Вся разница в том, что "Звездные войны" и "Чужой" смотрят все люди на планете. А кому в других странах нужен соцреализм и советское кино? Ответ очевиден. Также как и марксизмя- ленинизм оказался фикцией, которую большинство стран избежало! И какой еще народ захочет испытать сталинизм на себе? Тут изоляция неизбежна
СТРОИТЕЛЬ / 20.04.2019, 02:11

10. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:

Про космос в России смотрят "Звездные войны" или "Чужой". Соцреалисты оказались неспособны снимать хорошие фильмы.

Потому и смотрят, что на телеэкране сто раз покажут "Чужой",но не покажут "Укрощение огня". Кто скажет , что "Укрощение огня" или "Время первых" плохие фильмы. А сколько прекрасной кинодокументалистики, которая интереснее любой сказки. Хотя я не против фильма "Звёздные войны", просто смотреть его надо просто как сказку в которой тоже есть добро и зло, свет и тьма. Да и сам фильм "Звёздные войны" стал возможным только после полёта Юрий Алексеевич Гагарина, когда были написаны строчки: "Заправлены в планшеты космические карты И штурман уточняет в который раз маршрут. Давайте-ка,ребята,закурим перед стартом У нас ещё в запасе есть несколько минут. Я верю, друзья, караваны ракет … Именно соцреалисты первыми запустили человека в космос, первыми выполнили выход в открытый космос и ещё многое другое. А Вы говорите: "Соцреалисты оказались неспособны …"
Saha / 19.04.2019, 21:45

9. Реалии...

Демократы (неверующие)вышли против дракона без креста,а православные (верующие) с серпом и молотом. Ну и что нас ждёт?
Влад.Атласов / 18.04.2019, 13:13

8. Re: «Мы знаем, что ныне лежит на весах …»

Элита - означает лучшее. Что считает лучшим автор?
Даневский Саша / 18.04.2019, 12:17

7. Re: «Мы знаем, что ныне лежит на весах …»

Подписываюсь под каждым словом!
Александр А.Б. / 18.04.2019, 11:45

6. Ответ на 2., 3., Яков Яковлевич:

Однако, отсыл к русской классике, к 19 веку, ничего нам не дает для понимания нынешнего положения дел... Возврат к тому, ушедшему в историю, русскому человеку возможен ли? Думаю, что в массе - не возможен. Русский человек, в общем случае, жил некогда на своей земле и кормился ею... Церковь у нас русская - но и этого нам много, не все мы - там.Русские люди! А русские ли мы?

1. Утверждение, о русской классике слишком самоуверенное, и, похоже поверхностное. 2. Не уверен, что вы знаток темы "Русский Человек" иначе не ставили бы радикальный знак неравенства между "русским человеком" времен монархии и времен советского строя. Собственно, классика открывает стороны чувственной, духовной, мировоззренческой стороны русского человека. А всё что вы пишите, банки, больницы, возделывание земли - это всё же внешние показатели и они больше являются индикаторами нежели базовыми причинами. "В массе" - термин не до конца определённый, но если не останется такого (!) "русского человека", о котором пишут классики, то вообще не останется "русского человека". (а я считаю, что "он" ещё есть). 3. Кажется И. С. Аксаков высказал мысль (впрочем, наверняка не только он), что всё самое лучшее в "русском человеке" основано на православной вере. И именно потому что "у нас" осталась Православная Церковь - ещё осталась и надежда на существование Русского человека.
cogitantium / 18.04.2019, 08:39

5. Алеша4

Ложью весь мир пройдешь,да обратно не поворотишься.
Влад.Атласов / 18.04.2019, 08:09

4. Re: «Мы знаем, что ныне лежит на весах …»

Русскому народу, как лидеру славян, стыдиться нечего. Не раз и не два он приходил на помощь, спасал и защищал братьев своих меньших. В середине XX-го века произошло вообще невиданное и неслыханное за несколько последних тысячелетий событие: преодолев все препоны и преграды, практически все славяне оказались вместе, вновь, с древнейших, незапамятных времён, собрались в единую семью, объединив армии, экономики, внутреннюю и внешнюю политики. И пусть это братство просуществовало недолго, но оно было, существовало, а значит оно возможно и в будущем, ежели это будет угодно Богу и ежели явится на Руси человек, которому будет по плечу повторить то, что удалось сделать великому Сталину.
Алёша / 18.04.2019, 08:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Семенова
Все статьи Елена Семенова
Александр Сергеевич Пушкин
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Человек чести
Слово в день памяти святителя Филарета Московского
02.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03