Как на войне не превратиться в зверя?

Прежде чем вводить морально-политическое воспитание в армии, необходимо сформулировать государственную идеологию России

0
1120
Время на чтение 4 минуты

Государственная Дума России рассмотрела в первом чтении законопроект, в соответствии с которым сферу ответственности командиров предлагают расширить, чтобы они отвечали не только за психологическое, но и морально-политическое состояние подчиненных, сообщает пресс-служба Госдумы.

Поправки в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены в Государственную Думу Правительством РФ.

В соответствии с законопроектом, «командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава».

Как отмечается в пояснительной записке, «под морально-политическим и психологическим состоянием понимается совокупность личностных идейно-политических установок, морально-нравственных ценностей, поведенческих мотивов и настроений».

По словам авторов законопроекта, необходимость таких уточнений связана с указанием Президента РФ от 6 июля 2018 года о создании военно-политических органов Вооруженных сил РФ.

Законопроект анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:

Морально-политическое воспитание воина необходимо. Мораль способствует воспитанию нравственности человека. Во многом именно от морали зависит состояние человека: быть человеком или превращаться в животное? Состояние человека зависит от исповедуемых им морально-нравственных ценностей. Мораль во многом определяет мотивацию, помогающую человеку в преодолении трудностей, встречающихся на войне. Военный человек защищает Отечество силой оружия. Война и военный человек - однокоренные слова. Воинское служение нацелено на защиту Отечества с помощью оружия, в том числе посредством участия воина в боевых действиях. Для преодоления опасностей, трудностей и сложностей, возникающих на войне нужна мотивация: ради чего человек воюет? И мораль помогает воину ответить на этот вопрос. Правильные моральные установки и принципы помогают человеку преодолевать трудности на войне, при этом оставаясь человеком. Ибо война способствует озверению человека. Цель войны - убийство врага. По учению Церкви убийство на войне не является грехом, но все равно оно не проходит бесследно для души человека. Воин ожесточается. Действия на войне связаны с жестокостью, ибо сам акт убийства является жестокостью. Как самому остаться человеком, сталкиваясь со звериностью войны, особенно если противник пребывает в состояние зверя?

Человек, не воспитанный в правильных морально-нравственных ценностях, очень легко превратится в зверя. Наше общество живет определенными ценностями и стремится к каким-то целям. Принципы жизни общества определяются идеологией, принятой в обществе. Общество стремится к высоким целям, исповедуя правильные морально-нравственные ценности, либо идеология формирует звериное общество, живущее не по человеческим принципам и стремящееся к низменным целям.

Военный человек защищает общество и государство, поэтому должен разделять ценности и исповедовать принципы родного государства. Как можно защищать Отечество и не разделять идеологию государства? В истории были такие прецеденты, когда человек мог защищать Отечество, но не разделять ценности государства. Но если такие воины стоят на страже государства, то они небоеспособны. Такое государство просто развалится и потерпит сокрушительное поражение. Нужно верить в исповедуемые государством идеи и принципы. Без такого единения ничего не выйдет.

До Революции в России не было морально-психологического воспитания. Никто не ставил перед собой проблемы нравственного воспитания в армии. Революция -главным образом результат бездействия в этой области. Россия пребывала не в таком горестном экономическом состоянии, что нужно было выходить на улицы и свергать Царя. Несмотря на войну, в России никто не голодал, не было так уж страшно и жутко. В Великую Отечественную войну народ страдал пуще и испытывал больше лишений, чем в Первую мировую войну. Однако в 1917 году произошла Революция, а во Вторую мировую войну сработал фактор морально-политического воспитания. Человек должен знать, за что он рискует своей жизнью и за какие идеалы воюет. Поражение «белых» в Гражданской войне было связано с тем, что они не смогли сформулировать идеологию и предъявить привлекательные идеи большинству населения. Пусть лозунги «красных» были обманчивы, но они были привлекательны для народа.

Морально-политическое воспитание остро необходимо, ибо от состояния воинов зависит выполнение боевых задач. Ведь подразделение может разбежаться. А чего им воевать? И что командиру остается делать? Вместе с ними идти сдаваться? Командир должен быть уверен в том, что воины будут выполнять его жесткие приказы и осознанно идти на самопожертвование. Но как победить в войне, не обладая морально-политическими установками, мотивацией? Если воин не обладает правильными морально-политическими ценностями, как же он выполнит приказ, в результате которого он может погибнуть?

Во всех армиях мира присутствует морально-политическое воспитание. В советское время морально-политическим воспитанием занимались замполиты, а теперь и командиры. Уровень востребованности морально-политическое поддержки воинов как никогда высок в условиях современной информационной войны. Говоря военным языком, качество человеческого материала с каждым поколением ухудшается - люди становятся более гордыми, изнеженными и малоподготовленными к трудностям войны. Поэтому сегодня усиливается контроль со стороны командира.

Однако для введения морально-политического воспитания нужно сформулировать государственную идеологию России, ибо политическое воспитание молодежи должно на чём-то зиждется. В отсутствии единой идеологии каждый командир будет учить воинов от ветра головы своея. На основе какой идеологии командир будет осуществлять морально-политическое воспитание военнослужащих? В государстве должна быть единая идеология. Мы неоднократно говорили на «Русской народной линии», что России, как воздух, нужна государственная идеология.

Возможно, нынешние поправки являются знаком и наши попытки не прошли даром.

Может ли корабль плыть, не зная пути? Мы должны понимать, куда плывем, на чем плывем и для чего должны защищать корабль. Иначе наш корабль затеряется в бушующем темном море.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Неточности

Укажу на пару сомнительных моментов. 1. Из изложенного выходит, что так как до революции не было морально - психологического воспитания в армии, значит армия в стране была сплошь звериной. Я понимаю, что не это хотели сказать, но логика изложения ведёт именно к этой мысли. 2. Идеология уже несколько десятков лет негласно установлена и форматирует сознание населения РФ. Практически по всем основным СМИ транслируются либерально - гуманистические ценности. А что такое гуманизм? Гуманизм - человек является высшей ценностью. А если так, то почему высшая ценность должна рисковать своей жизнью?? Задачу стоит сформулировать точнее. Уже давно идёт борьба за людей. Вспомним Российскую Империю. Считают, что вся идеология была сформировано гр. Уваровым: "Православие - Самодержавие - Народность". Всего три слова. А как занимались разработкой этой идеологии? Похоже быть разработке действительно не уделяли много внимания. Ну а в обществе "интеллигенция" внедряла борьбу с "темным" православием, и "тираническим" самодержавием, про народность вообще все размыто. Вывод: сформировать "лозунг" не так важно, более важно осмыслить ценности и выстроить свою линию идеологического фронта. А война на этом поле идёт уже давно, но похоже она, скорее, на слабое сопротивление на оккупированной территории.
cogitantium / 18.04.2019, 06:55

4. Re: Как на войне не превратиться в зверя?

Как можно защищать Отечество и не разделять идеологию государства? В истории были такие прецеденты, когда человек мог защищать Отечество, но не разделять ценности государства. Но если такие воины стоят на страже государства, то они небоеспособны. (с) Вы не поверите, но среди красноармейцев было очень много коммунистов и очень много тех, кто просил считать их коммунистами, но все же не 100%. Однако в 1917 году произошла Революция, а во Вторую мировую войну сработал фактор морально-политического воспитания. (с) В 1917 Россия воевала не пойми где не пойми за что, а в Великую Отечественную нацисты в Подмосковье стояли и на Кремль бомбы сбрасывали. качество человеческого материала с каждым поколением ухудшается (с) Да-да, мы уже много раз это слышали: опять нашим "икспертам" не повезло с народом. И политики нам про это рассказывают, и предприниматели, и писатели-публицисты, и теперь вот священники...
рудовский / 18.04.2019, 05:47

3. Ответ на 1., Серёга Чудиса:

А какую идеологию нам предлагает Церковь? На каком камне должно общество построить здание идеологии?

Церковь не предлагает никакой идеологии, у Церкви есть вера, догматы и богослужение. Церковь формирует у своих чад истинно правильное мировоззрение, на основе которого эти её чада, живя и действуя в миру, должны способствовать, по мере сил и возможностей, правильному формированию государственной идеологии. А в армии в наше время политруки просто необходимы. Воспитывать воинов, готовых идти на смерть, защищая отечество - это не простая задача. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13) Это должно стать девизом наших воинов, как это и было раньше в Российской истории.
Яков Яковлевич / 17.04.2019, 17:35

2. Re: Как на войне не превратиться в зверя?

Нужно не превращаться в зверя в повседневной жизни.
Даневский Саша / 17.04.2019, 11:44

1. Как на войне не превратиться в зверя?

А какую идеологию нам предлагает Церковь? На каком камне должно общество построить здание идеологии?
Серёга Чудиса / 17.04.2019, 08:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Василенков
Уходящий 2023 год для народа вразумительный
Народ начинает просыпаться от морока
30.12.2023
Ругань всячески героизируется
Пока не будет жёстко поставлен вопрос о недопустимости мата, будут у нас потери и поражения на войне
19.09.2023
«Пора прекращать этот пир чумы в тылу»
Иначе воинов, вкусивших кровь и видевших смерть товарищей, трудно будет остановить, когда они сами возьмутся за выкорчёвывание этого безумия
11.09.2023
«Мы немного недооцениваем военное духовенство»
Главный священник СВО о.Димитрий Василенков о духовном окормлении воинов на фронте
06.07.2023
Все статьи Протоиерей Димитрий Василенков
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28