Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?

16.04.2019


О воинском служении в свете Православия …

Совет улемов (богословов) Исламского центра Таджикистана в связи с началом весеннего призыва в армию выступил с обращением к молодежи, напомнив, что любовь к Родине является одним из показателей веры мусульманина, сообщает «Интерфакс-Религия».

«Каждому, кто любит свою Родину, нужно быть преданным Родине, нации и культуре, так как любовь к Родине, защита Отечества, стабильности и безопасности, поклонение своей культуре и национальным ценностям является долгом каждого мусульманина, и, как велит одно из учений религии, любовь к Родине является обязательным для каждого мусульманина, то есть любовь к Родине является одним из показателей имана (веры)», - говорится в обращении Совета улемов, опубликованном на его сайте.

При этом приводится один из хадисов (изречений) пророка Мухаммеда: «Ангелы возносят в небеса три звука: звук писателя, пишущего на бумаге, звук работы женщин на ткацком станке и звук шагов защитников границы».

«Сейчас в стране начался весенний призыв в ряды Вооруженных сил. Часть патриотической молодежи идет на службу с поднятой головой, чтобы исполнить свой гражданский долг, но есть и молодые люди, которые уклоняются от исполнения священного долга, а некоторые родители способствуют им от уклонения от службы в рядах армии. В этой связи пророк Всевышнего велит: "Остерегайтесь (...) уклонения от службы в армии"», - подчеркивается в обращении.

«То есть уклонение от исполнения священного долга - защиты Родины - является тяжким грехом, а те, кто способствуют его совершению, присоединяются к нему (греху)», - подчеркнули богословы.

1 апреля в Таджикистане стартовал весенний призыв в ряды Вооруженных сил страны, который продлится до 31 мая. Согласно указу президента, в апреле-мае будут призваны в армию граждане мужского пола в возрасте 18-27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу.

Ежегодно в ряды Вооруженных сил республики, состоящих из мобильных, сухопутных, противовоздушных и военно-воздушных войск, призывается 15-16 тыс. человек.

О воинском служении в свете Православия рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

К сожалению, в православном сообществе существует некоторое недоразумение: представление, что воинов отлучали от Причастия. Правило святителя Василия Великого является пастырским советом: нужно им только советовать, как имеющим нечистые руки воздерживаться от Причащения в течение трех лет. Однако сам святитель в начале данного правила ясно, четко и недвусмысленно говорит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». И здесь он ссылался на святителя Афанасия Александрийского, который ясно и четко заявил: Убийство на войне убийством не считается. 

Во-первых, воин убивает потенциального убийцу и насильника. 

Во-вторых, он убивает не для себя, а для общества. 

В-третьих, сражается он по послушанию.

В данном случае путем согрешения меньшим грехом, убийством насильника, пресекается больший грех – насилие и убийство, которые враг производит в твоей родной стране.

Правило святителя Василия Великого никогда не исполнялось, оставаясь только на бумаге, о чем недвусмысленно говорили Иоанн Зонара (канонист, византийский историк XII века) и Вальсамон Феодор (знаменитый канонист), отмечая, что оно невыполнимо.

Более того, согласно византийским источникам, воины пред битвой должны были молиться и причащаться. В частности, об этом говорится в тактиконе святого Императора и воина, аскета на престоле Никифора II. 

В речах Императора Константина говорится о значении воинского подвига как защиты Отечества и служения Богу и Церкви. На воинов призывалось благословение Божие вплоть до того, что перед боем воинов окропляли святой водой из величайших святынь Византийского мира – Животворящего креста и мощей великих святых. 

Воинский подвиг в Византийской Империи осмысливался как церковное служение и как подвиг равный мученичеству. В частности, сие видно в службе 42 мученикам Аморийским.

Явились отчизны

и рода всякого основания,

жизнь же дольнюю

презрев как временную,

очистили души

крови потоками,

и ударам мечей,

и узам они приобщились,

и к вышнему миру

преставились, радуясь...

Они именуются защитой и утверждением Рима.

Эти мученики в 837 году были взяты в плен арабами при защите Амория, а в 842 году были казнены, потому что они не отреклись от Христовой веры.

Несмотря на канонические прещения, в войнах принимали участие священнослужители и монахи. Как говорил Вальсомон, они не только подвергались наказанию, но и получали награды.

Участие священнослужителей в битвах засвидетельствовано и в Древней Руси. На воинский подвиг получали благословение Церкви святой благоверный князь Александр Невский и его воины, а также святой благоверный князь Димитрий Донской.

Если обратиться к Балканскому примеру, то перед Косовской битвой в 1389 году епископ причащал князя Лазаря и его дружину.

Относительно воинского служения достаточно четко и ясно пишет святитель Филарет (Дроздов), обращаясь к воинам, шедшим против Наполеона и его войск: Если тебя и убьют, то помни – ты погибнешь за Отечество и войдешь в Царствие Небесное. 

Тот же самый святитель Филарет говорил, что плохой гражданин царствия земного не благополучен и для Царствия Небесного. Во время Великой Отечественной войны Церковь благословила небесным благословением всенародный подвиг, прежде всего, воинский подвиг.

Поэтому разговоры о том, что воинское служение является чем-то нечистым и неправославным и неправильным, являются ложными и вредными. Воинский долг является исполнением заповеди Господа Нашего Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». 

Об этом прекрасно говорил святой равноапостольный Константин в беседе с арабами в Арабском халифате. Его спрашивали: Вы говорите, что надо подставлять правую щеку, а сами воюете с нами и убиваете нас. В ответ он спрашивает: А какую заповедь нужно соблюсти: малую или большую? Арабы ответили: Конечно, большую.

Так вот, отвечал Константин, у нас есть заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Поэтому мы и отставляем заповедь о щеке – если личные обиды мы благополучно переносим, то мы не можем с вами не воевать, поскольку сражаемся за ближних, за Отечество и благочестие, за наших дочерей и матерей, за наши святыни и храмы.

Именно воинская служба и связана с исполнением заповеди Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Никто не отрицал права государства на ношение меча и его использование, начиная со святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам пишет: 

«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч».

Более того, апостол Павел приравнивает Римских чиновников к диаконам – служителям Божиим: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Столь высокое представление апостол Павел имел даже о языческих чиновниках и воинах.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. ЕвгенийО : Ответ на 6., Писарь:
2019-04-18 в 00:33

Уважаемый Евгений О.16 апреля 1945 года началась Берлинская операция в ходе которой наши соотечественники тем и были заняты, отрешившись от всех земных обязанностей,что клали свои жизни за недругов своих-за немцев,освобождая и их и их замечательную Германию от власти Гитлера,от рабства,в которое немцев и Германию загнали нацисты и их почитатели.



Как говаривал Клаузевиц, война - это продолжение политики иными средствами - насилием, калечением и убийством огромного числа людей. И Берлинская операция была таким продолжением политики Советского государства. Политика - дело грязное. А любая война грязнее во сто крат. Вопрос состоит в том, насколько такое занятие совместимо с высокими идеалами христианства? По-моему никак не совместимо. Во времена Христа Его и апостолов земное отечество было под властью язычников, что тогдашних иудеев, вообще говоря, беспокоило черезвычайно. Но что-то в проповеди Христа не звучит тема освобождения Иудеи от них. Он с учениками о совсем других вещах говорил,не о земных, не о политике, не о войне.
6. Писарь : 1.Евгению О."По существу".
2019-04-17 в 19:47

Уважаемый Евгений О.

16 апреля 1945 года началась Берлинская операция в ходе которой наши соотечественники тем и были заняты, отрешившись от всех земных обязанностей,что клали свои жизни за недругов своих-за немцев,освобождая и их и их замечательную Германию от власти Гитлера,от рабства,в которое немцев и Германию загнали нацисты и их почитатели.
5. Сергей Швецов : Re: Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?
2019-04-17 в 17:17

святой равноапостольный Константин в беседе с арабами в Арабском халифате

Равноапостольным он под другим именем стал, все-таки.
4. ЕвгенийО : Re: Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?
2019-04-17 в 15:30

Коротков, а по существу вы сказать что-нибудь способны?
3. Коротков А. В. : Ответ на 2., Русский Сталинист:
2019-04-16 в 19:19

Очередной протестантствующий сектантик-уранополит.


Он не сектант, а безбожник. И тут нагадить успел уже.
2. Русский Сталинист : Ответ на 1., ЕвгенийО:
2019-04-16 в 13:32

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».Много вопросов остается. Во-первых, в данной цитате я нигде не вижу призыва кого-то убивать. Умереть за своих близких - да. Убивать - нет. Во-вторых, по самой логике христианской веры еще большим проявлением любви должна быть способность положииь душу не только за своих друзей, но и за недругов своих. В третьих, евангельский призыв отрешиться ради Бога от всех земных привязанностей тоже слабо сочетается с необходимостью убивать ради защиты страны, в которой ты родился.



Очередной протестантствующий сектантик-уранополит.
1. ЕвгенийО : Re: Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?
2019-04-16 в 12:35

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Много вопросов остается. Во-первых, в данной цитате я нигде не вижу призыва кого-то убивать. Умереть за своих близких - да. Убивать - нет. Во-вторых, по самой логике христианской веры еще большим проявлением любви должна быть способность положииь душу не только за своих друзей, но и за недругов своих. В третьих, евангельский призыв отрешиться ради Бога от всех земных привязанностей тоже слабо сочетается с необходимостью убивать ради защиты страны, в которой ты родился.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме