Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин выступил за дополнение Конституции положением об участии Госдумы в формировании правительства, сообщает РИА Новости.
Он напомнил, что сейчас Госдума только дает согласие Президенту на назначение председателя правительства.
В интервью интернет-редакции сайта нижней палаты парламента спикер также отметил, что базовые положения Конституции незыблемы.
Пресс-секретарь российского Президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не знают подробностей предложения Володина.
В «Единой России», в свою очередь, заявили о готовности к обсуждению инициативы. По словам руководителя фракции Сергея Неверова, предложение об участии Госдумы в формировании правительства основано на личном политическом опыте Володина. «Во фракции мы пока эту тему не рассматривали, но, если такая инициатива поступит, мы готовы к тому, чтобы ее обсудить - она заслуживает внимания», - сказал он РИА Новости.
Депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов также поддержал инициативу Володина. По его словам, подобное предложение является шагом к формированию правительства победившей партией. «Я целиком поддерживаю их (предложения Володина), но надо стремиться к усилению роли парламента в формировании правительства и повышению его ответственности перед Думой. Я считаю, в идеале вообще не следует исключать таких ситуаций, когда правительство формирует победившая на выборах политическая партия и выбирает среди своих представителей премьер-министра, предлагает его на утверждение Президенту. И это шаг в этом направлении», - сказал Емельянов РИА Новости. Член нижней палаты парламента отметил, что фракция поддерживает предложение спикера. Комментируя возможные сроки рассмотрения поправок, он подчеркнул, что все будет зависеть от того, как скоро их внесут в Госдуму.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов также поддержал инициативу Володина. «Мы давно предлагали. Формирование правительства должно быть под контролем парламента, любой назначенный министр должен пройти собеседование профильных комитетов», - сказал он РИА Новости. По словам Зюганова, необходимо вносить изменения в Конституцию и усиливать контроль за исполнительной властью в целом со стороны парламента и законодателей. «Это нормальное явление, когда человек приходит, проходит собеседование, после этого его утверждают», - резюмировал лидер КПРФ.
Председатель правительства Дмитрий Медведев, реагируя на предложения об изменении Конституции, подчеркнул, что «фундаментальные изменения в неё не нужны, о чём я говорил в статье, посвящённой 25-летию Основного закона», сообщает пресс-служба Правительства России.
«Конституция – инструмент, который рассчитан на длительную перспективу в условиях стабильно развивающейся страны, - считает он. - В то же время общество и политическая система развиваются, и это может вызвать вопросы о донастройке функционирования отдельных институтов власти. Это совершенно нормально».
Дмитрий Медведев напомнил, что именно по его инициативе в 2008 году были изменены сроки полномочий Президента, парламента, введена отчётность правительства перед Госдумой. «Эти изменения к тому времени назрели и логично вписались в политико-государственный контекст», - отметил он. «При этом любые новые изменения обязательно должны пройти стадию обсуждения как на экспертном уровне, так и в самих структурах власти, - убежден премьер. - Никакая донастройка политической системы не должна и не может затрагивать фундаментальных положений о правах и свободах граждан и положений о форме государственного правления в нашей стране, то есть норм о президентской республике».
В начале года Володин заявил об отсутствии в Конституции должного баланса ветвей власти. По словам спикера, парламент имеет возможность играть ключевую роль в анализе эффективности Основного закона. Володин предложил расширить полномочия Госдумы по контролю исполнения прав. По мнению спикера, это позволит устранить недостатки в Конституции, которые заключаются перекосе в пользу исполнительной власти. Спикер нижней палаты парламента заявил, что его позицию разделяют председатель Конституционного суда и «многие другие специалисты».
В свою очередь, в Совфеде заявили о готовности рассмотреть предложение Володина об изменениях в Основной закон.
Инициативу Вячеслава Володина прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, д.филос.наук, профессор Сергей Лебедев:
Вячеслав Викторович является не очень заметным человеком. В силу своей профессиональной деятельности я знаю, кто он такой – председатель Государственной Думы. Многие граждане о нем не слышат, а если и упомянут его по телевидению, то вряд ли кто-то запомнит.
Владимир Путин признавался, что с 1999 года обдумывает над тем, кто будет его преемником. Президент является осторожным человеком, ибо вышел из непростой конторы. Он не имеет одного ярко выраженного преемника, а с удовольствием взирает на борьбу претендентов. Не забудем, что сам Путин рассматривался как временщик и очередная загогулина Ельцина. В первые годы правления Владимира Путина был постельцинизм. В то время еще нельзя было говорить о путинизме. Но когда он начал твердой рукой наводить порядок в стране, а Россия на международной арене заговорила во весь голос, тогда Путин окончательно состоялся как лидер.
Несомненно, среди «принцев» присутствует и Вячеслав Викторович Володин. Президент осведомлен об его способностях.
Чтобы в эпоху информации стать Президентом, надо быть публичным политиком (звучит двусмысленно). И теперь Володину предстоит привлечь к себе внимание. Ныне ему предстоит выступить с заявлениями, но не по внешней политике – епархии Сергея Викторовича, не по оборонной сфере – епархии Сергей Кужугетовича, а по специфике функционирования госаппарата и его юридических тонкостях.
Несомненно, ему придется немножко раскручиваться и примелькаться на экране, чтобы его не воспринимали как шута, как несправедливо воспринимают Медведева. Он один из «принцев», и прекрасно об этом знает.
Какова же участь Медведева? Дмитрий Анатольевич получит высшую награду с массой почетных должностей и будет с гордым видом взирать с трибун президиумов международных структур. Может быть, станет председателем или членом международных организаций, например, генсеком ООН. Но он точно не пропадет. Дмитрий Медведев как раз из таких политиков, которые подходят для публичной деятельности, а не для внутренних реальных дел, как Володин. В
СССР была почетная должность председателя президиума Верховного Совета, который занимался только вручением наград. Нечто подобное подберут и для Дмитрия Анатольевича.
Среди прочих заслуг – его лояльность к Владимиру Путину. Десять лет тому назад на Западе предвкушали борьбу между Путиным и Медведевым. Все вспоминали, что когда в России ссорятся два лидера, то всем становится плохо: Борис Годунов и Гришка Отрепьев,
Ленин с Керенским, Горбачев с Ельциным. К чести Дмитрия Анатольевича он понимал свои способности и был абсолютно лояльным к Владимиру Путину. Этим он напоминает Калинина.
На вопрос: какую должность занимает Путин? Надо отвечать так: он работает Путиным. Если его назначат Государем Императором, то народ будет безмолвствовать. Путин есть Путин, и таковым останется до конца своих дней. И неважно, какой государственный пост он будет при этом занимать.
Вячеслав Володин – один из явных фаворитов, но не единственный. Владимир Путин не кладет все яйца в одну корзину. Дмитрий Анатольевич в меру своих возможностей потрудился на посту Президента и премьера, а дальше его ожидает вознаграждение.
Теперь перейдем к Конституции. Россия не правовая страна, у нас вопросы решались и решаются не на основании конституционных текстов и соглашений, как в странах Европы, где ничего не делается без адвокатов, а на основании личных связей при посреднике - бутылке. Как говорится, закон, что дышло… Мы – не правовая страна и, подозреваю, таковой останемся еще очень долго. Для нас совершенно неважно, что гласят священные тексты Конституции.
Россия – монархическая страна. Наш исторический опыт привел народ к тому, что лучше грозный Царь, чем семибоярщина. Поэтому нам нужна твердая и резкая исполнительная власть: не демократия, а просвещенный абсолютизм. На мой взгляд, это самая подходящая для России форма правления.
Напомню, что согласно Конституции, которую разрабатывали западные эксперты, тысячами сидевшие в тогдашней елицинско-гайдаровской России, Президент итак имеет гигантские полномочия. Конституция была слеплена под конкретную диктатуру Ельцина.
В России было и навеки останется чиновничество – средостение между Царем и народом. Наши чиновники в последнее время особенно сильно оборзели. Лучший способ – контроль снизу, то чего у нас всегда было мало. При сильной власти вождя нам нужно подконтрольное чиновничество.
Совершенно понятно, почему КПРФ приветствует предложения Володина. КПРФ – единственная серьезная партия, имеющая преданных активистов по всей России. А прямо скажем, «Единая Россия» - это профсоюз государства и чиновников. Поэтому коммунисты могут иметь хорошую фракцию в Государственной Думе. Геннадий Зюганов выиграл президентские выборы в 1996 году, но отказался от поста. А сейчас КПРФ стремится возглавить парламент и иметь парламентскую республику.
Однако парламентаризм – устаревшая форма политического режима. Эталонная парламентская страна, как третья и четвертая Французские республики в конечном итоге оказались недееспособными и худо-бедно стали президентской республикой.
И в парламентарной Италии после ряда конституционных реформ резко усилилась исполнительская власть. Усиление исполнительной власти – международная тенденция, а парламент должен, как Земский собор, предъявлять мнение народа. Премьер же должен напрямую подчиняться Президенту.
Мы прекрасно знаем, что люди с подвешенным языком, как Зеленский или Жириновский, могут баллотироваться если уж не на президентский пост, то хотя бы на местах. Пока существует громоздкая, но вполне подходящая система – губернатора выбирают не через прямые выборы, но с одобрением местного законодательного собрания и Президента. Согласен, что очень неуклюже и тяжеловесно, но, по крайней мере, она исключает появление местного демагога, сепаратиста, решившего порвать страну на удельные княжества.
В 1999 году, когда Путин пришел к власти, формировались собственные вооруженные власти - республиканские ОМОНы, когда поддержку имели движения по созданию Уральской и Дальневосточной республик. Теперь эта проблема подзабыта, но она может повториться. Поэтому в России должна быть твердая и сильная самодержавная власть, но не пожизненная и тем более не наследственная.
Я еще помню дорогого товарища и доброго правителя Леонида Ильича Брежнева, эпоха которого стала «золотым веком». Но вторая половина его правления была не очень привлекательной – трясущийся Брежнев с жуткой дикцией: «Дорогие, товарищи». Его до сих пор любят вспоминать наши пародисты. Главная проблема Брежнева была в том, что он не ушел вовремя. В 1976 году он перенес клиническую смерть, после которой стал плохо говорить.
Владимир Путин прекрасно помнит Брежневскую эпоху и понимает свою задачу – не превращаться в позднего Брежнева.
Вячеслав Володин молодой, но опытный политик, поработавший в Саратове, в управлении правительства РФ. Он достаточно подготовленный для поста №1 в стране. Однако повторю – Володин не единственный «принц». Владимир Путин намеренно сохраняет интригу, хотя бы для того, чтобы претенденты не возгордились. Путин может и не быть Президентом, но будет работать Путиным – это весьма важная должность. Главное – оставаться просвещенным монархом, который знает, когда уйти с чувством выполненного долга.