На днях ознакомился с обращением Калязинского районного собрания депутатов к заместителю председателя Госдумы Ирине Яровой. Вкратце суть его в следующем:
«Приоритетными возможностями в формировании производственной политики обладают не государство или предприятия-производители, а торговля. Практически, не внося вклада в виде налогов в местный бюджет, вытесняя с рынка мелкие торговые предприятия, торговые сети «регулируют» объемы промышленного производства местных товаропроизводителей, приводя к снижению объемов выпуска продукции и нерентабельности их деятельности. Так, например, в г. Калязине более 40 лет функционирует хлебокомбинат, обеспечивающий население своего и близлежащих районов хлебобулочными изделиями. Для повышения качества продукции инвестором проведена модернизация предприятия, расширен ассортимент. Однако политика «демпинга цен» и монополизации, осуществляемая торговыми сетями, их нежелание сотрудничать с относительно небольшими производителями привели к тому, что среднесуточный выпуск хлебобулочной продукции на комбинате за последние годы сократился с 7-8 тн./сут. до 3-4 тн./сут. при производственной мощности 40 тн./сут. В результате стоит вопрос не как диверсифицировать производство, а как выжить?»
Обращение дополнилось
статьей «Кому на Руси жить хорошо» главы Калязинского района
Константина Ильина на сайте «Русская народная линия». По экспертным оценкам, отмечает Ильин, в секторе розничной торговли на долю иностранных компаний приходится от 60 до 70 процентов продаж и более 80 процентов уставного капитала. Эти компании диктуют свои условия рынку, уничтожая многие сотни отечественных торговых точек, создавая проблемы для тех, кто трудится на земле и производит продукты питания, фактически наделив себя регулятивными экономическими функциями.
Константин Геннадьевич подчеркивает:
- Сетевики уничтожает малый и средний бизнес в угоду транснациональным корпорациям в силу того, что у них есть технологические и маркетинговые возможности по подделке продукции. К тому же, они имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, энергетике. У них меньшая налоговая нагрузка, слабее надзор (пример - Китай). В таких условиях справедливая конкуренция невозможна. Сейчас между «торговыми спрутами» идет борьба за раздел розничного рынка России. Многие из них имеют выход на «хозяев денег» и большие ресурсы для того, чтобы заниматься демпингом, что происходит и в малых городах.
К сожалению, ни Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ни органы безопасности не уделяют должного внимания этому вопросу. Тем временем транснациональные компании выводят денежные средства, конвертированные в валюту, из страны, нанося ущерб отечественной экономике. В будущем, по мере завоевания ими рынка продовольствия, существует вероятность как резкого повышения цен на продукты питания, поскольку возможен картельный сговор между компаниями с иностранным капиталом, так и блокада снабжения населения продовольствием и другой продукцией первой необходимости…
Ситуация, подобная калязинской, сложилась и в других уголках российской провинции. Скажем, в Вологде «единороссы», встретившись с производителями продовольствия, чтобы узнать об их отношениях с торговыми сетями, услышали следующее:
«Наши производители практически не могут зайти в федеральные сети, а мелким магазинам очень тяжело выжить». «Федеральные сети предпочитают работать исключительно с федеральными производителями». «От 20% до 40% продукции, которая завозится к нам из-за пределов региона, - фальсификат. А руководство сетей в обязательном порядке требует от производителей не только низкую цену на продукт, но и долгие сроки его хранения, что заставляет применять в производстве вредные для здоровья консерванты, заменители или сырье низкого качества. Но вологодские производители не хотят соблюдать эти условия и работать во вред покупателю! А сети тянут с перезаключением договоров». «От таких условий страдают только покупатели и население, пока мы не искореним эти условия, в сетях будут некачественные товары…»
Да что далеко ходить за примерами! Они рядом, перед глазами.
В городе Андреаполе Тверской области местное ООО «Андреапольский хлебокомбинат», возглавляемое депутатом районного Совета Николаем Вандышевым, производит хлебобулочные изделия, разливает местную минеральную воду. О ней разговор особый. В начале 19-го века в Андреаполе существовал курорт. Здешней водой лечились дворянская знать, офицеры-участники войны 1812 года, известные люди из-за рубежа. Со временем курорт зачах, во многом из-за неудобного географического положения. Но слава о воде сохранялась. Приезжали специалисты, брали пробы на анализы, строились всевозможные планы.
Николай Вандышев перевел дело на практические рельсы, установив на предприятии современную линию по розливу воды. На ее основе выпускается замечательный лимонад. Дачники-москвичи, по окончании сезона, увозят его в багажниках авто упаковками. А спроси андрепольца, какой хлеб в районе наиболее качественный, скорее всего, услышишь ответ: «Наш, комбинатский». Этому в немалой степени поспособствовала установка на предприятии современных электропечей.
Однако трудностей с реализацией продукции у местных пищевиков все больше. Не выдержав конкуренции с «Магнитом», «Дикси», «Пятерочкой», закрылись торговые точки райпо, несколько магазинов местных предпринимателей, бравших на реализацию андреапольский хлеб, минеральную воду и лимонад. А сетевики, как отмечалось выше, имеют налаженные связи - прежде всего с крупными поставщиками федерального значения.
Можно добавить, что страдают от сетевиков и фермерские хозяйства. В деревне Козлово фермерами Дмитриковыми из Подмосковья было создано современное производство «Сычниковское молоко», выпускающее из собственного мяса и молока свыше 120 видов качественной продукции. Сейчас «Сычниковское молоко» переживает кризис. Спрос на продукцию упал, сокращены зарплаты. В соседнем Пеновском районе, в деревне Заборье, москвичи-предприниматели возродили фермы, начали пахать землю и производить качественную свинину, картофель. Люди не могли нарадоваться – появились рабочие места! Но и у этих предпринимателей, как рассказывают пеновцы, возникли трудности.
Как помочь местным производителям? Для изменения ситуации в лучшую сторону калязинские депутаты предложили внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В числе предложений: «обязательное присутствие в торговых сетях продукции местных товаропроизводителей» и «согласование цен на их продукцию», «установление для сетевых торговых компаний предельно допустимых торговых площадей в границах муниципального образования в объеме не более, чем 50 % от общего их количества», «ведение по отношению к сетевой торговле элементов государственного регулирования, в том числе посредством ограничения торговой надбавки (до 10-20%)», «обязательность регистрации сетевых компаний в качестве юридического лица на территории каждого российского региона».
Несмотря на то, что после отправки предложений истекло немало времени, Ирина Яровая не соизволила ответить калязинским депутатам. Зато недавно Госдума приняла так называемый «закон об огородах». Он ужесточил требования к производящим экологически чистую продукцию владельцам индивидуальных подворий. Кто в выигрыше? Мегакорпорации.
У Николая Витальевича Вандышева свое видение происходящего:
- Я не сторонник директивных мер к сетевой торговле. Мы живем в условиях рынка. Если покупатель идет в сетевые магазины, значит, это ему выгоднее. Другое дело, власть могла бы поддержать местного производителя и переработчика дешевыми кредитами. Крупные корпорации, особенно со значительной долей иностранного капитала, имеют в этом плане преимущества, беря на Западе кредиты под мизерные проценты. Нам же дают кредит под 14 процентов, а с накрутками выходят и все 18. После выступления
Путина с обращением к Федеральному Собранию начались какие-то веяния. Недавно звонят из одного отделения Сбербанка: «Нет ли желания взять кредит под 8,5 процента?» И тут же следует оговорка «Не обольщайтесь. Средства будут ограничены. Все зависит от поддержки государства». То есть вопрос остается практически нерешенным.
Следовало бы вернуться к прежней практике проведения лотов по районам. Когда так было, мы имели возможность участвовать в торгах в ближних районах. По их итогам поставляли хлеб в больницы Нелидова, Западной Двины, ряда других городов. Теперь на всю область всего два лота. В результате мелкие производители оказались вытесненными более крупными. Добавлю, что при решении вопросов, связанных с развитием сетевой торговли, руководство области могло бы оговаривать условия по предоставлению местным производителям определенных преференций.
Кроме того, производители сами должны проявлять инициативу. Долго мы пытались выстроить отношения с «Магнитом». Подвижки есть. Хотя и с высокой наценкой, сеть стала брать наши хлебобулочные изделия. При условии: это будет горячий хлеб. А вот попытки утвердиться в одной из торговых сетей Твери с минеральной водой оказались безуспешными. Пришлось снизить нашу цену до минимума. И хотя сеть сделала большую накрутку, вода приобрела немалый спрос. Поставляли по фуре пятилитровых баллонов в неделю. Но когда попросили увеличить цену хотя бы на два рубля, встретили отказ. Сотрудничество прекратилось.
Одним словом, острая проблема налицо. Взгляды на то, как ее решать, разные. Но так или иначе местные производители и местная торговля должны быть защищены. Конкретное решение не терпит отлагательств. Ведь речь идет, помимо прочего, и о здоровье населения. Свое слово здесь должны сказать не только муниципалитеты, предприниматели, но и областная власть, депутаты Госдумы, Совет Федерации.
Валерий Кириллов, г. Андреаполь, Тверская область