Новая «Матильда»

О фильме Павла Лунгина «Братство», порочащем советских солдат, воевавших в Афганистане

Генассамблея ООН по Украине 
0
2026
Время на чтение 12 минут

Как сообщалось, 7 февраля в московском кинотеатре «Иллюзион» состоялся закрытый показ нового художественного фильма Павла Лунгина «Братство», приуроченный к 30-й годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности - возмутила афганцев, но восхитила «Офицеров России». Тем не менее, Министерство культуры пока не выдало фильму прокатное удостоверение.

Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев обсудил разгорающиеся споры вокруг картины «Братство» с  участником войны в Афганистане, бывшим миротворцем, начальником службы безопасности миссии ООН, ветераном боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах Западной Африки, полковником запаса Владимиром Алексеевичем Азаровым

Александр Тимофеев: К сожалению, отечественный кинематограф пока не смог с помощью художественных средств постичь глубину и значение Афганской войны. Вы согласны с этим мнением?

Владимир Азаров: Конечно. И закрытый показ в Министерстве культуры фильма Павла Лунгина «Братство» этому наглядный пример. Поэтому считаю, что в связи с очевидностью крайне негативного воздействия фильма на представление граждан, особенно молодежи, о войне в Афганистане, и отрицательной реакцией на первый показ фильма ветеранской общественности, следует выступить с инициативой провести в апреле, например, в Доме национальностей или Общественной Палате РФ, еще один показ этого фильма с привлечением возможно большего числа общественных и ветеранских организаций, прежде всего афганцев. И на основе этого просмотра следует принять объективные взвешенные решения. 

Александр Тимофеев: Режиссер фильма Павел Лунгин уже заслужил репутацию фальсификатора истории. А читая отзывы смотревших картину, приходится констатировать, что, скорее всего, его новый фильм также недостоверен и передает события Афганской войны неправдиво.

Владимир Азаров: На все искажения истории, ложь, неправду и подтасовки фактов общество должно реагировать очень резко, иначе благодаря деятельности таких исказителей, как Лунгин, история нашей страны в будущем может быть вообще переписана. Применительно к фильму я вспоминаю слова одного из наших известных русских писателей, который говорил о долге литератора «не соврать ни одной буквой». Перефразируя эти замечательные слова для кинематографистов, я бы сказал, что их долг перед зрителем «не соврать ни одним кадром!». В противном случае получаются фантазии на тему, в данном случае об Афганской войне. А такие фантазии о столь серьезном событии в истории Отечества нашим людям совершенно не нужны и даже пагубны. И вообще, кинофантазирование - это слишком легкий жанр, не требующий серьезной работы с документами, общения со свидетелями событий, глубокого исследования темы. Настоящее творчество должно погрузить зрителя в атмосферу того времени, о котором говорит автор. Создание фильма, конечно же, не исключает личностного видения режиссера, его субъективного восприятия и передачи собственного мироощущения. Но в ходе творческого процесса первый голос у настоящего мастера принадлежит его совести. Она является высшей цензурой для каждого творческого человека. И чем известнее и знаменитее мастер, тем больше на него ложится ответственность, тем острее и обнаженнее должна быть его совесть, конечно, при условии, что он является личностью с высокими нравственными идеалами, а не лихим конъюнктурщиком, который вольно или невольно выполняет задачи по разрушению морально-нравственных устоев государства.  

Александр Тимофеев: Сенатор Игорь Морозов, делясь своими впечатлениями от увиденного, сказал, что у него осталось горькое послевкусие: «грабежи, мародерство, драки между военными, фактические неточности, прямые искажения исторических событий». Конечно, кино не является научным исследованием, требующим проверки каждого конкретного факта, но для фильма важно, какое у зрителя остается послевкусие. А после просмотра этого фильма остается не чувство подвига и жертвы советских солдат, что было в реальности, а одно лишь разочарование, ощущение бессмысленности происшедших событий, в которых не было ничего патриотического, только грабежи, мародерство и прочее.

Владимир Азаров: Безусловно. После просмотра фильма зритель должен не только помнить, о чем он был, но и получить какую-то пищу для размышлений.  Для этого необходимо погрузиться в атмосферу времени, о котором повествует режиссер, сопереживать героям фильма. Для этого режиссер должен честно и бескомпромиссно показывать события исторической действительности, не идти на поводу у конъюнктурного рынка. Режиссер может наполнить художественный фильм любым содержанием, но только в рамках правды, без искажения действительности. Ведь когда мы говорим о большом экране, нельзя забывать о силе кинематографа не только как «величайшего из искусств», но также о его значимости как инструмента агитации и пропаганды. А с таким инструментарием надо действовать очень серьезно и осторожно. Последствия игнорирования этого фактора могут быть разрушительными. Вспомните события, развернувшиеся вокруг фильма «Матильда». Там тоже было вопиющее искажение российской истории, плевок в сторону всего российского народа, навязывание нашему обществу иного, разрушающего российский менталитет, восприятия жизни. Фильм «Братство» по лжи, искажениям, клевете и вымыслу можно назвать новой «Матильдой». Тем более насмешкой звучит само название фильма. Какое же может быть «Братство», основанное не на понятиях дружбы, чести, достоинства, любви к Родине, а на беспределе и распущенности нравов, где становятся нормой грабежи, мародерство, подлость, низость, драки между военными, которые, между прочим, во всех горячих точках называются «братьями по оружию»? Просто откровенная издевка над самой сутью этого слова!

И, действительно, что останется у зрителя после просмотра фильма? С высоких трибун руководство страны и простые люди всегда говорили и говорят о подвигах и жертвенности советских солдат в Афганистане, а тут господин Лунгин вдруг выдает на большой экран нечто иное, отличное от понятного для всех нормальных людей отношения к афганцам, видение - свои бредовые измышления и небылицы на тему Афганской войны. Кто дал ему такое право? 

Пора нам всем осознать, что такое кинематограф сегодня. Не случайно это искусство, еще при зарождении советской власти, было объявлено вождем мирового пролетариата самым сильным и мощным по воздействию информационным оружием, агитатором, пропагандистом и организатором широких рабочих, крестьянских и интеллигентских масс. Уже тогда руководство страны понимало, что в его борьбе за удержание полученной не самым честным путем власти кинематограф является величайшим изобретением человечества, способным учить, воспитывать, наставлять, убеждать, и главное - формировать мировоззрение людей, и по силе своего воздействия на умы сродни оружию. Сегодня, в силу развития новых современных технологий, кино оказывает еще более мощное воздействие на людей, особенно на молодежь. Оно, вместе с Интернетом и СМИ, формирует их сознание и мировоззрение. К сожалению, в наше время расплодившиеся во всех видах искусства так называемые свободные художники беспрепятственно внедряются в этот процесс, пропагандируя вседозволенность, беспринципность и безучастность к реальным проблемам простых людей, совершенно не думая о конечных результатах воздействия их информационных продуктов.

Александр Тимофеев: Задача режиссера не просто создать фильм, но и передать дух времени, его особенные черты и жизненные нюансы.

Владимир Азаров: Конечно! Зритель должен этим проникнуться, ощутить время. Вспомните прекрасные советские исторические фильмы, в том числе о Великой Отечественной войне. Смотришь на экран и начинаешь сопереживаешь героям фильма, мысленно погружаешься в их жизненные проблемы, в атмосферу тех годов и благодаря увиденному на экране в полной мере осознаешь, как жили в то или иное время люди, какие были между ними отношения, их мысли, чувства. Это было большое искусство.

Александр Тимофеев: В голову приходит такое сравнение: есть некоторые светские издания, которые недобросовестно освещают церковную жизнь. Они занимаются тем, что выискивают хоть какой-нибудь скандальный случай, и им неважно, что это исключение из правила. Например, «расследовав» историю с пьяным священником за рулем дорогой иномарки, они выводят из этого аксиому и смело утверждают, что все священники в Церкви ведут себя так же.

Владимир Азаров: Да, это называется индукция. То есть у человека процесс логического вывода происходит на основе перехода от частного положения к общему. Увидел кто-то некий негативный факт из жизни армии, и все - он уже думает, что в армии все так и происходит. Возьмите, к примеру, другой известный фильм об Афганистане - «6 рота». Он вообще скроен по лекалу американского боевика, где в любом сюжете всегда присутствуют насилие, убийства и секс. Этот фильм тоже ничего общего не имеет с традициями нашего кинематографа, он совершенно не погружает зрителя, тем более ветерана, в эпоху Афганской войны. Но, тем не менее, люди, которые посмотрели фильм, решили, что в Советской армии все так и было, в том числе случались коллективные изнасилования. Непонятно только, зачем это было показано. К тому же все случилось якобы по желанию больной девушки в учебном подразделении? Непонятно, какое надо иметь воображение, чтобы придумать такое развитие сценария? Я сам служил командиром учебного подразделения, поэтому прекрасно знаю, какова была там обстановка и атмосфера. Для советского солдата в ходе напряженных, тяжелых и изнурительных месяцев учебки единственным желанием было просто поспать. О чем-то другом он даже мыслить не мог. В каком воспаленном мозгу возникла такая бредовая идея - показать изнасилование на кухне - непонятно. Тем более это происходит перед отправкой этих солдат в Афганистан, когда у человека все мысли только о будущей службе в этой воюющей стране, что там каждого ожидает? Конечно, всякое в жизни может случиться, но подавать какой-то частный и очень сомнительный случай на большой экран - это не просто ошибка, а скорее преступление против правды, а главное, перед последующими поколениями. Ведь по своей природной наивности наш народ так и будет думать, что подобные случаи были сплошь и рядом. Раз показывают в фильме, значит, было и в жизни. Разве это нужно нашим людям? Кинематограф должен воспитывать, растить, формировать патриота Отечества. Он должен показывать подвиги, героизм наших воинов, рассказывать, когда, в каких условиях и почему человек отдавал свою жизнь «за други своя». А таких случаев на земле Афганистана было огромное количество.

Александр Тимофеев: Вернусь к фильму Лунгина. Вас, не последнего человека в ветеранской среде, почему-то не пригласили на показ фильма. Видимо, и многих других не приглашали. Возникает ощущение, что мы имеем дело с попыткой протащить новый диверсионный идеологический проект.

Владимир Азаров: Совершенно справедливо! У нас, к сожалению, не работает система оповещения общественных организаций. Нет централизованного органа, который бы замыкал на себя их деятельность, хотя это могла бы делать Общественная Палата РФ, которая обязана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Но в реальности эта работа ею не проводится.

В любом случае наше общество должно иметь возможность давать соответствующую оценку выпускаемым информационным продуктам, особенно таким, как фильм «Братство». Это тем более актуально в современной ситуации, когда против нашей страны ведется тотальная информационная война. Враг всегда пользуется лозунгом: «развращенный народ легче победить», поэтому фильм Лунгина «Братство» не должен остаться без серьезного внимания и оценки его нравоучительного качества. На мой взгляд, подобный продукт творчества известного режиссера нацелен на то, чтобы способствовать утрате исторической памяти нашего народа, вести его к дальнейшему разочарованию и неверию в духовную мощь собственной страны. Такой «шедевр» прокладывает путь к очередному падению уровня нравственности в России. 

Александр Тимофеев: Генерал армии Николай Ковалев, говоря об этой картине, снятой на основе его мемуаров, призывал не придираться к неточностям. Вот его слова: «В фильме "Братство" нельзя искать точных совпадений, потому что кино - особый жанр, но в любом случае картина найдет своего зрителя, который пережил все ужасы и трагедию того времени». Судя по его словам, можно прийти к выводу, что он сам не вполне доволен, как Лунгин снял фильм.

Владимир Азаров: Мы уже говорили о жанре кино, в котором главными критериями оценки должны быть правда и совесть. Только и всего. Я бы вообще посоветовал нашим кинематографистам, чтобы они почаще использовали в своих фильмах об Афганистане мемуары солдат, сержантов, офицеров, которые воевали на Афганской земле. А что касается картины, снятой на основе мемуаров генерала Ковалева, то я думаю, что ему следовало самому участвовать в  съемках картины, хотя бы в качестве консультанта, и следить за всем процессом, как это делали, например, авторы произведений о войне - писатели Борис Васильев при съемках фильма «А зори здесь тихие...», Михаил Шолохов, работавший над фильмом «Они сражались за Родину», и многие другие неравнодушные к своим произведениям авторы. Они помогали, наставляли, инструктировали режиссеров. Жаль, что такого не произошло с фильмом «Братство».  

Александр Тимофеев: Известно, что Павел Лунгин - режиссер-диктатор, который снимает кино по чужим сценариям, но при этом, как говорят его коллеги, «чувствует себя царем и богом». Ни к чьему мнению он не прислушивается. Об этом стало известно со времен съемок фильма «Царь».

Владимир Азаров:  В таком случае, мне кажется, надо вне зависимости от заслуг и рангов находить управу на таких режиссеров в лице общественности страны. По поводу фильма «Братство» необходимо поставить вопрос перед Министерством культуры: «Для кого предназначен фильм "Братство"? Чему он учит, что воспитывает? Каких будущих граждан хотят видеть Президент и Правительство, разрешая выход такого фильма на большой экран?»

Еще святой апостол Павел говорил: «Все мне позволительно, но не все полезно». В данном случае, судя по многочисленным негативным отзывам зрителей, этот фильм направлен против политики Президента и Правительства. Потому что согласно государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», руководство страны ожидает получить от различных информационных продуктов, произведений наших мастеров искусства какие-то положительные результаты, которые активизировали бы повышение интереса граждан к военной истории, к историческому прошлому страны, ее героическим страницам, сохранению памяти о великих подвигах защитников Отечества, а данный фильм, получается, как раз не способствует этому.

Александр Тимофеев: А какой должна быть реакция общественности? Как мы должны поступить в этой ситуации?

Владимир Азаров: В данном случае общественности следует обращаться к министру культуры Владимиру Мединскому, в Общественную Палату, Государственную Думу. Я думаю, что в условиях отсутствия государственной цензуры в области культуры и искусства, с целью ограничения выхода на всенародную аудиторию различного рода сомнительных произведений (в том числе кино- и фотопродукции), искажающих историю страны, пропагандирующих насилие, ненормативную лексику, секс, надо передать полномочия надзора за содержанием и распространением всей имеющей выход на массового зрителя кино- фото и другой изобразительной  продукции, - обществу. А для практической реализации такого надзора следует предложить создать при Президенте РФ, Министерстве культуры, а также в каждой области и во всех городах и населенных пунктах, где существуют культурные объекты (театры, выставки, галереи и т.д.), Общественные редакционные советы, члены которых выбирались бы из всех слоев общества. Это было бы очень правильно и полезно для страны. И, кроме того, необходимо, чтобы на каждой картине, посвященной конкретным войнам, или боевым действиям, обязательно присутствовали военные эксперты и консультанты. Иначе подобного рода низкопробная продукция на тему фантазий, в том числе об Афганской войне, будет и дальше заполнять наш кинематограф.  

Александр Тимофеев: Мы до сих пор гордимся многими советскими фильмами.

Владимир Азаров: Конечно, гордимся. Это - золотой фонд нашей культуры и искусства. Нашему обществу, в свою очередь, надо сделать все возможное, чтобы на российские экраны также, как и прежде, выходили хорошие и качественные фильмы, с глубоким воспитывающим содержанием, особенно по военной тематике. Надо ломать порочную систему создания любого рода кинопродукции с целью сбора финансовых средств и получения прибыли. В кинематографе главное не деньги, а люди и их будущее.

Александр Тимофеев: Пока фильм не получил прокатного удостоверения, есть возможность остановить его выход на широкий экран.

Владимир Азаров: К сожалению, у нашей власти почти нет обратной связи с обществом, поэтому мы должны помочь руководству страны через различные информационные ресурсы, в том числе и Русскую Народную Линию, услышать наш голос, нашу обеспокоенность тем, что творится в культуре и искусстве, и обратить на это внимание власти и Русской Православной Церкви. Нельзя позволять глумиться над нашей историей, иначе потомки нам этого не простят. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6., р.Б.Дмитрий:

духовное и идейное родство с бандеровщинойДа, когда речь идет об исторической России все эти "непремиримые враги" - либералы, февралисты, троцкисты, нацики, космополиты, антисталинисты, бандероцы, мультикультуралисты, нацмены, вдруг сходятся, дуют в "одну дуду".

Верно, и особенно сильно их роднит и сближает ненависть к Сталину. Неспроста это, значит, в самом деле он им всем здорово наступил на хвост в своё время.

6. Ответ на 2., Русский Сталинист:

духовное и идейное родство с бандеровщиной

Да, когда речь идет об исторической России все эти "непремиримые враги" - либералы, февралисты, троцкисты, нацики, космополиты, антисталинисты, бандероцы, мультикультуралисты, нацмены, вдруг сходятся, дуют в "одну дуду".
р.Б.Дмитрий / 02.04.2019, 04:47

5. Ответ на 3., Алёша:

Современная Россия является антисоветским неофевралистским капиталистическим государством, так что не стоит удивляться появлению такого кина как "Братство", "Последний бой майора Пугачёва", "Штрафбат", "Сволочи", "Три дня в мае" и т.д. и т.п.Было бы странно, если бы оно не появлялось.Но поскольку это не только антисоветское, но и неофевралисткое государство, то наряду с антисоветскими поделками имеются и антимонархические вроде "Матильды" или "Царя", ибо Февраль одинаково ненавидит Историческую Россию в обоих её ипостасях- и в виде Царской, и в виде Советской Империи, и в этом его духовное и идейное родство с бандеровщиной, которая точно так же отрицает Россию во всех её вариантах, одновременно снося памятники и Ленину, и Суворову, и Екатерине Второй.Скажу больше, Дмитрий, охаивается, извращается ВСЯ русская история, начиная с древних времён. Вспомни фильм "Викинг" - он из той же бесконечной серии кинопомоев. И Минкульт тут вовсе не в доле, а как раз наоборот, в доле с Минкультом съёмщики лживых фильмов, а Минкульт и есть самый главный генератор этого позорного процесса. Да и не может быть иначе. Не художники от слова худо, каждый сам по себе, излагают нам в антихудожественной форме какие-то свои личные концепции, но власть использует их всех совокупно для проведения в жизнь своей разрушительной идеологии. Ну наглядно же видно что все эти псевдо-"мэтры" поочерёдно дуют в одну и ту же дуду, как заведённые, поочерёдно сменяя друг друга на идеологической передовой и не ослабляя постоянного натиска. Кино-конвейер по обработке мозгов россиян работает безостановочно. А у конвейера всегда есть мотор. В нашем случае это Минкульт. Наряду с охаиванием параллельно идёт поиск хоть каких-то неофевралистских героев, дабы создать хоть какую-то неофевралистскую мифологию. Пока что отработали в этом плане Колчака (Адмирал) и Марию Бочкарёву (Батальон). Уверен, что со временем этот "пантеон" будет расширяться.

Согласен. Следующим, думаю, будет генерал Корнилов, его приглаженный в лучших традициях "Адмирала" образ идеально подойдёт для очередного зубудобрительного неофевралистского исторического боевика о Белом Вожде, арестовавшем Царскую Семью (Колчак не мог похвастаться подобным "героическим" фактом своей биографии), и погибшем в схватке с большевизмом. А затем и до Александра света нашего Фёдорыча доберутся, слепят из него прогрессивного лидера, оказавшегося невостребованным, эдакую трагическую личность, олицетворяющую собой нереализованную альтернативу для России ХХ века.

4. русская цивилизация под прицелом

Русская цивилизация под прицелом антихристова царства, начиная с 1917. Какой там капитализм или неофеврализм, там ещё худо бедно христианство существовало в идеологии. Россия ныне -просто сырьевая колония, которой рулит не президент и правительство, а финансовый капитал и новый мировой порядок. В этом тайна российского беззакония. Но есть и тайна праведности -это русское православие. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным царем на супротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Vladislav / 01.04.2019, 13:20

3. Ответ на 2., Русский Сталинист:

Современная Россия является антисоветским неофевралистским капиталистическим государством, так что не стоит удивляться появлению такого кина как "Братство", "Последний бой майора Пугачёва", "Штрафбат", "Сволочи", "Три дня в мае" и т.д. и т.п.Было бы странно, если бы оно не появлялось.Но поскольку это не только антисоветское, но и неофевралисткое государство, то наряду с антисоветскими поделками имеются и антимонархические вроде "Матильды" или "Царя", ибо Февраль одинаково ненавидит Историческую Россию в обоих её ипостасях- и в виде Царской, и в виде Советской Империи, и в этом его духовное и идейное родство с бандеровщиной, которая точно так же отрицает Россию во всех её вариантах, одновременно снося памятники и Ленину, и Суворову, и Екатерине Второй.

Скажу больше, Дмитрий, охаивается, извращается ВСЯ русская история, начиная с древних времён. Вспомни фильм "Викинг" - он из той же бесконечной серии кинопомоев. И Минкульт тут вовсе не в доле, а как раз наоборот, в доле с Минкультом съёмщики лживых фильмов, а Минкульт и есть самый главный генератор этого позорного процесса. Да и не может быть иначе. Не художники от слова худо, каждый сам по себе, излагают нам в антихудожественной форме какие-то свои личные концепции, но власть использует их всех совокупно для проведения в жизнь своей разрушительной идеологии. Ну наглядно же видно что все эти псевдо-"мэтры" поочерёдно дуют в одну и ту же дуду, как заведённые, поочерёдно сменяя друг друга на идеологической передовой и не ослабляя постоянного натиска. Кино-конвейер по обработке мозгов россиян работает безостановочно. А у конвейера всегда есть мотор. В нашем случае это Минкульт. Наряду с охаиванием параллельно идёт поиск хоть каких-то неофевралистских героев, дабы создать хоть какую-то неофевралистскую мифологию. Пока что отработали в этом плане Колчака (Адмирал) и Марию Бочкарёву (Батальон). Уверен, что со временем этот "пантеон" будет расширяться.
Алёша / 01.04.2019, 12:59

2. Ответ на 1., р.Б.Дмитрий:

Минкульт опять в доле? А вот интересно, сможет ли режиссер Охлобыстин на деньги кнессета снять в Израиле фильм о реальных преступлениях евреев в отношении арабов? С премьерой в пурим, например. Самострел какой-то у нашего государства.

Современная Россия является антисоветским неофевралистским капиталистическим государством, так что не стоит удивляться появлению такого кина как "Братство", "Последний бой майора Пугачёва", "Штрафбат", "Сволочи", "Три дня в мае" и т.д. и т.п. Было бы странно, если бы оно не появлялось. Но поскольку это не только антисоветское, но и неофевралисткое государство, то наряду с антисоветскими поделками имеются и антимонархические вроде "Матильды" или "Царя", ибо Февраль одинаково ненавидит Историческую Россию в обоих её ипостасях- и в виде Царской, и в виде Советской Империи, и в этом его духовное и идейное родство с бандеровщиной, которая точно так же отрицает Россию во всех её вариантах, одновременно снося памятники и Ленину, и Суворову, и Екатерине Второй.

1. Re: Новая «Матильда»

Минкульт опять в доле? А вот интересно, сможет ли режиссер Охлобыстин на деньги кнессета снять в Израиле фильм о реальных преступлениях евреев в отношении арабов? С премьерой в пурим, например. Самострел какой-то у нашего государства.
р.Б.Дмитрий / 01.04.2019, 10:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Об одном действенном способе противостояния кибермошенникам
08.10.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Владимир Алексеевич Азаров
Покончить с новой Хазарией – Украиной
Некоторые промежуточные выводы по СВО и событиям в Курской области
04.09.2024
Угроза информационной безопасности России
О террористическом акте в Крокус Сити Холле
04.04.2024
Мысли по проведению Всемирного Русского Народного Собора
Надеемся, что духовное и светское руководство страны едиными усилиями разрешит проблемы, стоящие перед страной
09.12.2023
СВО – война символов и смыслов
Нашему воинству в качестве символов праведной борьбы нужны не столько буквы, сколько более осмысленные традиционные образы, в которых заложен глубокий смысл единства и исторической преемственности героических побед
17.10.2023
СВО – война символов и смыслов
Российской власти нужно ставить обществу задачу на Победу, потому что наряду с военными действиями у нас существует другой важный фронт – информационный
01.07.2023
Все статьи Владимир Алексеевич Азаров
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 10:23
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Наблюдатель
21.11.2024 08:59