Как уже сообщалось, на сайте kremlin.ru 6 марта было опубликовано Распоряжение № 58-рп Президента России В.В. Путина о создании рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.
В двух опубликованных на РНЛ статьях, посвященных этой новости - от 11-го и 14-го марта, были представлены мнения председателя комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова и демографа, заместителя руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора, депутата Тульской городской Думы Владимира Тимакова. При этом, что характерно, в интервью политика и демографа прослеживается одинаковое отношение к иностранным гражданам, которое можно выразить в двух тезисах. Во-первых, мигранты - это чужеродная масса в российском обществе, которую нужно жёстко контролировать в правовом отношении, но по максимуму использовать её возможности как рабочей силы; во-вторых, принимать меры для культурной интеграции иностранных граждан с целью их социализации.
Но проблема в том, что на деле эти подходы оказываются взаимоисключающими. Первый предполагает отношение к иностранцам - давайте уж назовем вещи своими именами! - как к бесправным рабам, обслуживающим экономические интересы страны-хозяина. А второй - как к людям, которые ничем, кроме гражданства, не отличаются от россиян и могут рассчитывать на уважение и соблюдение их прав и интересов.
Раб ли я или право имею? С распадом Советского Союза и уходом от России большинства республик, особенно с уходом среднеазиатских и кавказских, в нашем обществе (не без помощи СМИ) в течение нескольких десятилетий подспудно сформировалось ксенофобское отношение ко всем, кто не обладает российским паспортом. На сегодняшний день в общественном сознании есть четкое разделение живущих в нашей стране людей на своих и чужих, - хотя бы даже эти «чужие» и оказались иностранцами не по национальности, а по месту жительства на 1991 год. Это те, чьи родители уезжали, к примеру, из Сибири на Украину - восстанавливать разрушенные войной шахты и заводы, из Москвы и Ленинграда - разрушенный землетрясением Ташкент, из Курской или Воронежской областей - поднимать целину. По крови, по менталитету, по своим культурным корням они в полном смысле этого слова - наши соотечественники.
Другой вопрос - среднеазиатские мигранты, которые выросли в своих «свободных от российского влияния» республиках уже после 1991 года. Они мало что - а некоторые вообще ничего, - не знают о том, что еще совсем недавно, всего каких-то 30-40 лет тому назад, их родственники могли спокойно отдыхать в Крыму по путевке от профкома, поехать, например, во Владивосток или Архангельск по распределению института, могли вместе с комсомольцами - русскими, украинцами, белорусами и грузинами трудиться на БАМе, и никто не воспринимал их как «чурок», способных только на малоквалифицированный труд. Многие из них плохо знают русский язык, лишь на уровне «моя твоя не понимай». Сегодня они - чужаки, к ним относятся с нескрываемыми презрением и подозрением. Они, в свою очередь, нередко платят русским «хозяевам» тем же, всячески стараясь сохранить свою национальную обособленность и не желая (а то и будучи просто неспособными) интегрироваться в российское общество. Именно среди них - большинство нарушителей миграционного законодательства. Именно они «виноваты» в его ежегодном ужесточении. Именно среди них - наибольшее число депортированных и получивших запрет на въезд в Россию. Но именно они - та самая пресловутая рабсила, которую наши работодатели предпочитают нанимать, отказывая русскоязычным мигрантам. Именно в них, в конечном счете, наше государство экономически заинтересовано гораздо больше, чем в своих соотечественниках с иностранным паспортом.
Чем хуже иностранец знает русский язык, тем более он привлекателен как работник там, где не требуется высокая квалификация. Впрочем, даже если и требуется - всегда найдется мастер, бригадир, прораб из среды мигрантов, владеющий русским языком в пределах, позволяющих перевести требования работодателей на их родной язык. Любовь работодателей к такому работнику легко объяснима: его можно взять неофициально, не платя за него налоги, можно существенно сэкономить на фонде заработной платы, соблюдении техники безопасности и технологических процессов. А можно и вообще «кинуть» с оплатой. Что бы ни случилось, такой работник не будет «качать права», не станет обращаться в инспекцию по труду, в прокуратуру, по причине незнания языка и неспособности связно изложить свои претензии. Самое большее, на что он способен, это вместе со своими земляками «набить морду» обманувшему его хозяину. Но это не так страшно, ибо отвечать за хулиганство придется ему же.
Это тебе не русские и русскоговорящие иностранцы, которые в таком случае не только обложат самым отборным матом, но и могут обратиться в правоохранительные органы. Хотя в полиции не принимают заявления от неофициально работавших иностранцев, потому что доказывать их правоту - дело хлопотное и никому не нужное. Не нравится работа? - ищи другую, не выплатили заработанное? - в следующий раз будешь умнее. То, что такое отношение правоохранителей поощряет мошенничество работодателей, их не смущает. Права иностранцев никто охранять и защищать не торопится.
Что означает такое положение? Фактически, сегодня, при молчаливом согласии полиции и прокуратуры, легализован массовый уход предпринимателей от налогов, соответственно, в муниципальные и региональные бюджеты не поступают налоговые отчисления. Возможно, это не такие и большие суммы, но подобная безнаказанность не может не оказывать влияния на общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Неофициальная работа уже никого не удивляет, хотя за нее не начисляется стаж, не оплачивается больничный, не оформляются выплаты по беременности... Работающие неофициально иностранные граждане, имеющие РВП, не могут подтвердить источник дохода, что грозит им большими проблемами с налоговой инспекцией, а также не позволяет подать документы на получение российского гражданства. Купившие патент, но не трудоустроившиеся официально в течение двух месяцев лишаются его, и никого не волнует, что все это время они где-то на кого-то работали, но работодатель не захотел узаконить трудовые отношения с ними.
Пример из жизни: В феврале 2019 года в Казани гражданина Узбекистана лишили патента за то, что в течение двух месяцев он не смог найти официальную работу. Соответственно, не продлили миграционный учет. Новый патент, согласно закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», он сможет оформить теперь не ранее чем через год. После аннулирования патента мигрант обязан был выехать из страны в течение трех дней, в противном случае ему грозила депортация. Вернется в Россию он только в 2020 году.
Заставить работодателей принимать мигрантов на работу официально не получается даже под угрозой немаленьких штрафов. Потому что прибыль от использования такого никем и ничем не контролируемого рабского труда выше, чем убыток от штрафных санкций. Хозяин при любом раскладе остается в выигрыше - в отличие от иностранного работника, которому «неофициалка» приносит одни только неприятности, и государства, теряющего налоговые отчисления.
Пункт 4 раздела II. «Условия формирования и реализации миграционной политики» Концепции гласит: «Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами». Экономический фактор стоит на первом месте. Следовательно, «современная тенденция» привлечения мигрантов в качестве неофициальной рабсилы, выгодная, в первую очередь, нашим работодателям, но не соответствующая государственным интересам, скорее всего, продолжится.
Запрограммированное нарушение. Критиковать саму концепцию миграционной политики - неблагодарное и бессмысленное занятие. Её разрабатывали с учетом того, что каждое положение будет потом рассматриваться и реализовываться на основании отдельных указов, распоряжений, законов. Благодаря им она примет вид инструмента либо для продолжения осуществления нынешней рабовладельческой политики в отношении иностранных граждан, приезжающих в Россию по разным причинам, либо для их действительной интеграции в наше общество.
Если главная её цель, действительно, экономическая, то не стоит вводить в заблуждение русских иностранцев, они должны четко знать, что их в России не ждут. Почему? Да потому, что среди них не так много непосредственно гастрарбайтеров, то есть иностранных мужчин и женщин работоспособного возраста, которые приезжали бы в нашу страну исключительно на заработки, оставляя свои семьи в государстве «постоянного проживания». Русские хотят приехать в Россию не временно, а так, как возвращаются домой, со всем своим семейством, скарбом, чтобы обосноваться здесь навсегда. Они хотят быть уверенными, что им будут гарантированы те же права, что и остальным российским гражданам: престарелым родителям - на пенсию, детям - на место в детсаду или школе, а также право на бесплатную медицинскую помощь, на работу, на жилье, на социальные пособия... Сейчас этого нет. Согласно нынешним законам иностранные граждане получают некоторые из этих прав только при оформлении разрешения на временное проживание, другие - при получении более высокого статуса - вида на жительство, еще какие-то - уже при наличии российского гражданства, а что-то они не получают даже и после этого...
В статье 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» сказано: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Но случаев этих так много, и последствия этих исключений настолько всеобъемлющи, что многие обязанности - да, мигранты, действительно, несут наравне с россиянами, а вот прав в обычной жизни у них крайне мало.
Главным препятствием в нормальной социализации всех без исключения иностранцев является вначале миграционный учет, а позднее, при получении РВП, ВНЖ и российского паспорта, - регистрация по месту жительства в их нынешнем виде.
В другом Федеральном законе, «О миграционном учете иностранных граждан в РФ», читаем: «Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции».
Почти ежегодно наказание иностранных граждан за несоблюдение этого закона ужесточается; его нарушение является основной причиной депортации и запрета въезда в Россию на срок от трех до пяти лет.
В то же время, если разобраться, в самом законе изначально было заложено, можно даже сказать запрограммировано, его нарушение с большой долей вероятности. Потому что на прибывающих в нашу страну граждан других государств, чаще всего не имеющих здесь ни родных, ни знакомых, ни, что естественно, своего жилья, возлагается жесткая обязанность в первые же семь дней с момента прибытия поселиться и, главное, зарегистрироваться у кого-то из россиян в квартире (не беру случаи регистрации в гостиницах и хостелах, их не так много). Причём, ответственность за отсутствие регистрации в чужом жилье целиком ложится на иностранца. Но по результатам опроса, проведенного мной не только среди обычных квартиродателей, но и среди депутатов, чиновников, сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов, которые должны возбуждать дела об административном нарушении в случае отсутствия миграционного учета, выяснилось, что никто из них - подчеркиваю, ни один человек! - не согласился бы поселить и тем более зарегистрировать у себя в квартире иностранного гражданина, даже временно, даже если бы он был один. А ведь русские и русскоязычные граждане, как было сказано, нередко приезжают в Россию из своих государств целыми семьями, с детьми, то есть минимум по трое-четверо, а то и гораздо больше, человек. При этом никаких поощрительных механизмов для тех хозяев, кто бы добровольно регистрировал иностранного квартиросъемщика по месту его фактического (это очень важно!) проживания, не предусмотрено. Чего же тогда удивляться тому, что существуют «резиновые квартиры», где, бывает, зарегистрированы от нескольких десятков до нескольких тысяч человек одновременно. Есть постоянный спрос - есть и предложение, все по законам рынка.
То есть миграционный учет иностранцев - как и регистрация их по месту жительства при получении РВП, ВНЖ, да и гражданства России, - заведомо отданы на откуп, во-первых, предприимчивым гражданам, немало наживающимся на мигрантах, во-вторых, недобросовестным (или, наоборот, добросердечным?) сотрудникам миграционных органов. А всё потому, что в сам закон изначально была заложена коррупционная схема. При этом менять его никто не собирается, а вносимые поправки, как уже было сказано, касаются лишь ужесточения наказания мигрантов за его несоблюдение и ответственности тех, кто помогает им решить эту проблему.
Миграционный учет и регистрация по месту жительства, из-за массового отказа собственников съемного жилья это делать добровольно, являются камнем преткновения для получения прав на оформление полиса ОМС, устройства ребенка в детский сад и в школу, официального трудоустройства.
Мало того, при отсутствии постоянной регистрации по месту жительства (да и откуда ей взяться, когда нет своего угла?) новоиспеченные граждане России - молодые и многодетные семьи, инвалиды - не могут претендовать на участие в целевых государственных и региональных программах, на те социальные льготы, которые, казалось бы, положены им по закону. С горечью русские соотечественники сами себя называют «недогражданами», ущемленными в правах.
Пример из жизни: В Новосибирске многодетная мама шестерых детей - беженка из Луганской области - получила долгожданный российский паспорт осенью 2018 года, а спустя пару месяцев выяснилось, что у нее рак. Попытки оформить статус многодетной матери и встать на учет как малоимущая для получения социального жилья натолкнулись на необходимость иметь постоянную регистрацию по месту жительства. Хозяйка съемной квартиры, где она с детьми живет уже два года, категорически отказалась регистрировать на своей жилплощади семерых квартирантов, из которых четверо являются несовершеннолетними. И её можно понять. Но что в этом случае должна делать больная женщина, поставленная в безвыходное положение? Да, она имеет право на социальные льготы, среди которых даже право на бесплатное предоставление земельного участка - при наличии статуса малообеспеченной, который можно оформить, только имея постоянную регистрацию... Круг замкнулся, и выхода из него сегодня не предвидится. Если только... по совету тех же чиновников, не купить фиктивную регистрацию на время, необходимое для оформления всех положенных документов. Но она стоит от 15000 до 20 000 рублей на человека, и такой суммы у бедной матери просто нет.
Решение проблемы с миграционным учетом и регистрацией по месту жительства, казалось бы, лежит на поверхности: либо предоставьте людям жилье, где они могли бы зарегистрироваться легально, либо, если не хотите, чтобы образовывались закрытые национальные анклавы, измените правила регистрации иностранцев, например, сделайте её не по месту пребывания/проживания, а по району, где они самостоятельно снимают квартиру. Пока этого не будет, коррупция в миграционных органах и бизнес на фиктивной регистрации никуда не денутся. А социализация основной массы иностранцев будет идти крайне медленно.
Как избавить иностранца от «второсортности» и сохранить лицо? Теперь скажем несколько слов о культурной интеграции, без которой невозможна нормальная социализация иностранцев. Даже граждане Украины, с 2014 года приезжающие в Россию, нуждаются в ней, что уж говорить о мигрантах из Средней Азии и других стран. В то же время, никакой культурной интеграции на самом деле нет.
Учителя начальных классов школ, расположенных на окраинах городов, нередко жалуются на то, что большинство первоклашек - это дети мигрантов, не знающие русский язык. Да и кто бы их обучал ему? Речь даже не об «обычных» гастрарбайтерах. Постойте час-полтора в управлении по вопросам миграции, когда там ведут приём так называемых носителей русского языка, претендующих на упрощенное получение российского гражданства, и вы увидите, сколько из этих «носителей», действительно, русских и русскоговорящих, и сколько седобородых аксакалов или согбенных от старости джигитов, стоящих вместе со своими внуками и правнуками, затвердившими лишь отдельные фразы на русском в надежде проскочить миграционный «фильтр». Старики-то, возможно, еще что-то помнят из того, чему они когда-то обучались в советских школах, но основная масса этих людей понятия не имеет о русской культуре, русских обычаях, истории, литературе и прочем. И никакой экзамен не поможет их «культурно интегрировать». Для этого нужна постоянная, планомерная работа, вместе с их национальными общинами.
На сегодняшний день в России не существует структуры, которая занималась бы непосредственно иностранными гражданами. Есть Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, который решает вопросы национальной политики. Но в его компетенцию не входит решение вопросов социализации мигрантов, в том числе и их культурной интеграции. Заниматься же этим сложнейшим делом в качестве «дополнительной нагрузки» бессмысленно, ибо оно само по себе требует немалых и материальных, и интеллектуальных затрат. Но в самой Концепции государственной миграционной политики ничего не говорится о том, что такая структура может возникнуть. Хотя если мы хотим, действительно, сделать из 10 миллионов иностранных граждан россиян - наподобие того, как при Советском Союзе все народы, жившие на его территории, были единым советским народом, то, значит, нужно её создавать. Мало того, необходимо создавать институт Уполномоченных - если не по правам, так по проблемам иностранных граждан, который бы позволил вывести людей, приезжающих в Россию, из существующего нынче рабского, униженного,«второсортного» состояния. Если реализация Концепции будет вестись в этом направлении, тогда мы сумеем сделать нашу страну привлекательной для соотечественников и людей других национальностей, чтобы решить с их помощью экономические проблемы. В противном случае Россия рискует, действительно, как многие боятся, потерять свое этническое лицо, зато повысить градус ксенофобии и усилить межнациональную и, как следствие, социальную напряженность в обществе.
Галина Анатольевна Пырх, директор АНО «Межрегиональный правозащитный центр «Соотечественник», член Союза журналистов России
75. Всем комментаторам (кроме "пророка" Короткова А.В.)
74. Ответ на 71., Коротков А. В.:
73. Re: Так всё же - рабсила или соотечественники?
72. Ответ на 68., Алина:
71. Ответ на 58., Алина:
70. Ответ на 63., р.Б. Алексий:
69. Ответ на 64., Коротков А. В.:
68. Ответ на 65., р.Б. Алексий:
67. Ответ на 65., р.Б. Алексий:
66. Ответ на 63., р.Б. Алексий: