№ |
Государство |
Комментарий |
1 |
Великобритания |
В истории выхода Соединенного Королевства из состава ЕС главным камнем преткновения стал даже не сам процесс прощания с евроинтеграцией, а условия, на которых Британия должна попрощаться с ЕС (т.н. сделка). Среди прочих вопросов она затрагивает возможную смену таможенного режима на границах с Ирландией и Испанией (через Гибралтар), доступ к европейским базам данных террористических организаций, сохранение за Британией статуса члена Европейского экономического пространства и т.д. Условия сделки, одобренные лидерами ЕС, категорически не устраивают большинство британских парламентариев. Когда 15 января 2019 г. Палата общин отклонила их, соотношение голосов «за» и «против» составило 202 к 432 соответственно. Никогда еще за всю историю королевства предложение правительства не отклонялось со столь значимым разрывом. Первоначально планировалось, что процесс выхода Британии из ЕС стартует 29 марта 2019 г. и займет 21 месяц. Однако 14 марта парламент Великобритании проголосовал за отсрочку выхода из Евросоюза: дату начала процесса хотят перенести на 30 июня. Но для переноса даты необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, это решение должны единогласно поддержать 27 государств Евросоюза (саммит по данному вопросу планируют провести 21 марта). Во-вторых, до 20 марта британская Палата общин должна одобрить проект соглашения об условиях Brexit. Если этого не произойдет, то Лондон будет добиваться еще большей отсрочки. При этом законопроект о выходе из ЕС без сделки Палата общин уже отклонила (как и предложение о повторном референдуме относительно выхода из ЕС). |
2 |
Испания |
28 апреля Испанию ожидают досрочные парламентские выборы. Формально они связаны с нежеланием Конгресса депутатов (нижней палаты Генеральных кортесов) принимать новый бюджет. Однако в реальности конфликт между лидером «шаткого большинства» социалиста Педро Санчеса и оппозиции вырос вокруг национального вопроса. Испанская социалистическая рабочая партия имеет в Конгрессе всего 85 мест из 350. Чтобы удерживать под контролем процесс законотворчества, социалисты вынуждено вступили в коалицию не только с иными левыми, но также с партиями, поддерживающими каталонских сепаратистов. В феврале 2019 г. это привело к серьезнейшему кризису. В Испании начался суд над организаторами референдума о независимости Каталонии и последующих беспорядков (прокуратура требует для них наказания в виде тюремного заключения на 25 лет). В ответ в Каталонии вспыхнули массовые протесты. Параллельно в Мадриде прошли многотысячные демонстрации правых с требованием к властям отказаться от планов «по смягчению напряженности в Каталонии», предусматривавших уступки сепаратистам. В результате перспективы согласования бюджета достигли минимальных значений, а премьер Санчес был вынужден согласиться на проведение досрочных парламентских выборов. |
3 |
США |
Во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал избирателям построить стену на границе с Мексикой (что самое интересное, за счет южных соседей). Тем самым он рассчитывал решить проблему нелегальной миграции - вопрос более чем животрепещущий для американского общества. В 2000-2011 гг. испаноязычное население США увеличилось в 2 раза. Почти каждый десятый ребенок в США растет в семье мигрантов из Мексики. Соседняя держава рассматривается в качестве рассадника преступности. В 2016 г. Мексика заняла второе место в мире по числу насильственных смертей на душу населения (опередить ее смогла только Сирия). До 90% всех поступающих в Соединенные Штаты наркотиков провозят в страну через границу с Мексикой. В виду неспособности властей Мексики обуздать наркокартели в США обсуждается возможность приравнять их юридически к террористическим группировкам. Идею о строительстве стены когда-то обсуждали в администрации Барака Обамы. Однако демократы решили использовать недовольство латиноамериканцев планами Трампа для раздувания полноценного политического конфликта. Пока в Сенате и Палате представителей доминировали республиканцы (однопартийцы Трампа), президент мог рассчитывать на выделение из бюджета хотя бы части необходимых финансов. Но после того, как на промежуточных выборах в ноябре 2018 г. демократы получили большинство мест в нижней палате, ситуация резко изменилась. Новый спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси пообещала, что законопроекты о финансировании стены не будут одобрены ни при каких условиях. Президент, однако, продемонстрировал твердое намерение выполнить свое обещание избирателям. С 22 декабря 2018 г. по 25 января 2019 г. работа федерального правительства была частично приостановлена: Трамп заявил о намерении наложить вето на любой законопроект о расходах, который не будет предусматривать выделение очередного денежного транша на строительство стены. Этот «шатдаун» стал самым долгим в истории США. Он затронул в общей сложности 800 тыс. федеральных служащих, вынужденных работать без зарплаты или уйти в неоплачиваемый отпуск. Потерпев неудачу с «шатдауном», Трамп попытался использовать обходной путь: объявил о вводе режима чрезвычайного положения на границе с Мексикой. Это позволило ему претендовать на получение средств из бюджетов различных ведомств в особом порядке, без согласия Конгресса. В ответ на это демократы провели через Палату представителей резолюцию об отмене режима ЧП. Более того, когда законопроект был передан на рассмотрение в Сенат, его поддержали, в том числе 12 однопартийцев Трампа - республиканцев, составляющих большинство в верхней палате. В итоге резолюция была принята Конгрессом. Президент Трамп наложил на нее вето. |
4 |
Израиль |
9 апреля в Израиле пройдут досрочные парламентские выборы. Причиной их проведения стал кризис внутри правящей коалиции. Распад партийного альянса можно объяснить многими факторами: неприятие партией «Наш дом - Израиль» перемирия с палестинскими исламистами из ХАМАС, нежелание премьера Нетаньяху уступить пост министра обороны представителю партии «Еврейский дом» и т.д. Однако первым поводом для конфликта, который запустил процесс распада коалиции и стал главным драйвером ее развала, был вопрос о призыве в армию юношей-ультраортодоксов, обучающихся в религиозных институтах (иешивах). Партии, представляющие интересы религиозных консерваторов, настаивали на том, чтобы освободить молодых ультраортодоксов от призыва. Категорически против этого выступал теперь уже экс-министр обороны Авигдор Либерман. Проблема призыва в Вооруженные Силы ультраортодоксов-харедим является давней головной болью израильских политиков. Этот вопрос уже не один год раскалывает общество. Обе стороны конфликта представляют точку зрения широких масс избирателей. Ультраортодоксы получают от государства финансирование на содержание своих учебных заведений. Большинство их семей многодетные и получают щедрую помощь из бюджета. Около половины всех ультраортодоксов-мужчин не работают, посвящая свое время изучению священных текстов. Бюджет их семей формируют в основном заработок женщин и государственные дотации. Радикалы из числа ультраортодоксов и вовсе отрицают легитимность государства Израиль (эта группа, впрочем, принципиально отказывается от любых видов помощи от государства). Все это крайне раздражает как светских евреев, так и политиков, обеспокоенных относительной малочисленностью израильской армии. На долю ультраортодоксов приходится около 10% еврейского населения Израиля, однако их мобилизационный потенциал почти не используется. С 2012 г. молодые ультраортодоксы подлежат призыву в армию в общем порядке. Однако руководство оборонного ведомства раз за разом откладывало их мобилизацию, чтобы избежать политического конфликта. Законопроекты, обязующие ультроортадоксов «отдать долг Родине», уже не раз выдвигались на рассмотрение (например, в 2014 г.), но их всякий раз отклоняли. В 2018 г. министр обороны Авигдор Либерман решил проявить принципиальность в данном вопросе, в итоге открыв «ящик Пандоры» парламентского кризиса. |
5 |
Украина |
В феврале 2019 г. Конституционный суд Украины признал статью 368-2 Уголовного кодекса, которая предусматривала ответственность за незаконное обогащение, несоответствующей нормам основного закона. В результате из национального законодательства фактически исчезла уголовная ответственность за коррупцию. Это не могло не встревожить внешних партнеров Киева: те поневоле начали беспокоиться о судьбе предоставленных Украине кредитов. В начале марта к президенту Порошенко обратились представители «Большой семерки» и Всемирного банка, добиваясь от главы Украины возвращения уголовной ответственности за коррупцию. Порошенко направил в Раду соответствующий законопроект. Однако парламентарии начали саботировать его обсуждение под различными формальными предлогами. В результате глава государства начал «терять очки» в глазах зарубежных партнеров. Неспособность Порошенко обеспечить управляемость Рады превращает его в невыгодного союзника, подталкивая Европу и США сделать выбор в пользу иного претендента на пост президента. А поддержка стран Запада в ходе предстоящих выборов может легко превратиться в фактор, который перевесит чашу весов в сторону определенного кандидата. Все это убеждает в том, что депутаты Рады продолжат затягивать обсуждение законопроекта, создавая вокруг Петра Порошенко образ «бессильного президента». |