Кремль сформировал институциональную инфраструктуру, призванную обеспечить переселение в Россию как можно большего числа людей из сопредельных государств. Цель амбициозная: сделать новыми россиянами 5–10 млн человек. В качестве доноров рассматриваются страны с высокой концентрацией русскоязычного населения — Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия, пишет Коммерсантъ.
Кремль завершил создание структур, которые займутся реализацией новой Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Последним шагом по выстраиванию вертикали на этом направлении стало распоряжение Президента Владимира Путина от 6 марта о создании рабочей группы по реализации концепции.
В нее вошли 24 человека — чиновники различных министерств, ведомств, депутаты Госдумы. Возглавил группу руководитель управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан Максим Травников, который перешел в администрацию Президента с поста замминистра юстиции в июле 2018 года. Уже в декабре Владимир Путин расширил функционал управления господина Травникова, доверив ему определение приоритетов в сфере миграции.
Именно через рабочую группу будет вестись вся работа госорганов, связанная с миграционной политикой. Она будет генерировать законодательные изменения, рассматривать инициативы министерств и ведомств, вырабатывать согласованные решения по всем вопросам, касающимся миграции. Заниматься реализацией выработанных в Кремле установок будет правительственная комиссия по миграционной политике, которую возглавляет первый вице-премьер Антон Силуанов.
Чиновник, вошедший в состав рабочей группы, в беседе с изданием назвал ее формирование завершением работы по оформлению институциональной структуры, нужной для начала масштабной работы в сфере миграции:
Принятая в ноябре Концепция миграционной политики — это идеологическая основа. Реорганизация управления Травникова и создание группы — нужная инфраструктура».
Задачу плотно заняться темой миграции поставил Владимир Путин. В последнее время он часто говорит о демографическом кризисе и необходимости создать все условия для переселения в РФ соотечественников. Последний раз Президент сказал об этом в послании Федеральному собранию. Отметив, что Россия вошла в сложный демографический период, а рождаемость падает, он призвал не мириться с этой ситуацией и преодолевать сложности.
Законодательная работа на этом направлении уже ведется. Помимо новой Концепции миграционной политики уже приняты или находятся в процессе принятия законы, связанные с вопросами гражданства.
В силу скоро вступят изменения в закон «О гражданстве», предполагающие отмену для желающих получить гражданство РФ регистрации по месту жительства. Еще одна внесенная в Думу инициатива предполагает разрешение на работу в российских госорганах, включая МВД и спецслужбы, гражданам Украины, которые перешли в гражданство России.
В весеннюю сессию Госдума планирует одобрить еще несколько законодательных инициатив, касающихся гражданства и вопросов переселения в Россию. На Охотном ряду уже рассматривают очередные изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации». Они, по сути, предлагают амнистию для тех, кто до 2010 года получил паспорт РФ с нарушениями. Им дадут возможность все исправить и сохранить гражданство, а период, в который все можно будет оформить по правилам, будет продлен до 2025 года.
Действующая редакция закона касается тех, кто стал гражданином РФ до 2002 года, а исправить ошибки можно до 2020 года.
Поправки, которые расширят временные рамки, планируют принять в первом чтении уже в мае. В числе их авторов — главы комитетов по развитию гражданского общества, по делам СНГ и по делам национальностей Сергей Гаврилов, Леонид Калашников и Ильдар Гильмутдинов. По данным «Коммерсанта», отношение к ним имеет и управление Максима Травникова.
Сергей Гаврилов (член рабочей группы) объяснил изданию суть нововведений. По его словам, они коснутся десятков тысяч человек, получивших паспорта «по разным схемам, с ошибочными или искаженными данными». Как пояснил депутат, зачастую эти люди получали паспорта в странах СНГ, и нередко проверка оснований для оформления ими гражданства России не проводилась.
«У таких людей нередко изымаются паспорта, и они оказываются в сложном положении. Подготовленные поправки — гуманитарная операция, которая позволит закрыть этот вопрос»,— отметил Гаврилов.
Решение заменить в законе «О гражданстве» 2002 год 2010-м связано с тем, что к концу нулевых уже заработала единая информационная база, благодаря которой число нарушений при оформлении гражданства было сведено к минимуму. Поблажки не будут распространяться на тех, кто допустил серьезные нарушения при оформлении гражданства России. Например, сознательно предоставлял ложные сведения.
Еще одно готовящееся нововведение касается вида на жительство для иностранцев. Сейчас он выдается на пять лет с необходимостью продления. Однако в правительстве уже находится законопроект о том, чтобы сделать его бессрочным. Оттуда законопроект будет направлен в Госдуму и принят.
По словам собеседников издания, имеющих отношение к разработке законов, связанных с реализацией Концепции государственной миграционной политики, в ближайшее время появятся новые инициативы, цель которых — упростить и сделать прозрачными процедуры, связанные с получением гражданства, оформлением вида на жительства в России и прочими сопутствующими переселению формальностями.
Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Валентина Казакова (член рабочей группы) сообщила агентству «РИА Новости», что гражданство РФ в прошлом году получило около 270 тыс. иностранцев и лиц без гражданства.
Хотя власти России официально ни разу не обозначали, какое количество людей в итоге хотелось бы привлечь в страну, источники издания говорят, что для покрытия естественного отрицательного прироста населения нужно до 300 тыс. человек в год. В идеале же, говорят они, нужно стремиться к тому, чтобы новыми россиянами в будущем стало 5–10 млн человек. В качестве стран-доноров в этом смысле рассматриваются сопредельные государства с большим количеством русскоязычных: Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия и др.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» демограф, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора, депутат Тульской городской Думы Владимир Тимаков:
Источником миграции в России служат страны, в первую очередь, постсоветского пространства. В начале главным потоком мигрантов были русские, которые возвращались на историческую родину, на родину предков. В значительной степени эти резервы русских в Средней Азии и Закавказье, где складывалась наименее дружественная для русских среда, исчезли.
На сегодняшний день значительный пласт русских существует в Казахстане. Там относительно стабильная социально-экономическая обстановка, и менять Казахстан на Россию далеко не все из оставшихся там русских согласятся.
Сегодня крупным источником мигрантов остается Украина, и, видимо, это надолго. Потому что там нестабильная социально-экономическая обстановка и вряд ли она стабилизируется в обозримой перспективе. Для нас генеральным направлением должно стать привлечение мигрантов-переселенцев с Украины в силу культурной близости, в силу владения ими языком, в силу профессиональных, образовательных и других возможностей.
Неизбежными остаются крупные поставщики, такие как Узбекистан и Таджикистан, т.к. мы связаны с ними исторически, т.к. там быстро растет население, там избыток рабочей силы и низкий уровень жизни. Поэтому они к нам едут.
Всё зависит от того, как государство будет строить политику. Понятно, что для нас выгоднее привлекать людей с Украины и из Молдавии, чем из Узбекистана и Таджикистана. По поводу Узбекистана есть два фактора, которые мы должны учитывать. Первый фактор - это стремительное снижение рождаемости в Узбекистане, произошедшее за последние 10 лет. У них в середине 2020-х годов будет исчерпан избыток молодого населения. Начиная примерно с 2030 года у них будет меньше молодёжи, чем сейчас. Второй фактор: Узбекистан экономически относительно быстро растёт. У них будет снижаться необходимость искать работу за рубежом.
В Таджикистане дела обстоят хуже и с первой и со второй точки зрения. У них население продолжает расти довольно быстро и не ожидается сокращения молодёжи, по крайней мере, в наступающем десятилетии. Экономическая ситуация там существенно хуже, чем в Узбекистане, но Таджикистан меньше.
Всё зависит от того, как наши руководители будут строить политику. Одинаково ли они будут привлекать работников или всё-таки сделают акцент на культурно близкий для нас регион, на славян — на Украину и Молдавию? Будут ли они создавать какие-то препятствия для людей, которые не владеют русским языком и являются более низкоквалифицированными, или будут ставиться ограничения чисто количественные? Если так, то тогда переселенцы из Средней Азии — это более вероятный вариант. Если будут проводиться какие-то более качественные вещи, то, скорее всего, это будут возвращающиеся русские и жители Украины и Молдавии.
Правительство предпринимает усилия для повышения демографического уровня страны. Сейчас введён новый цикл демографической политики, который направлен на стимулирование рождения третьего ребёнка. Этот цикл в какой-то степени должен сработать. Даже самый оптимистический руководитель должен понимать, что глубина провала 90-х годов была настолько катастрофическая (так как в два раза сократилась рождаемость с 1988 по 1998 годы), что никакими экстраординарными демографическими мерами этот провал восполнить невозможно.
Нам, чтобы избежать отрицательного прироста естественной убыли населения, нужно поднять рождаемость в расчете на одну женщину до уровня 2,7. Сейчас у нас 1,7, а нужно 2,7, чтобы перекрыть ожидаемый провал из-за того, что вступает в родительский возраст поколение 90-х, вырубленное прореженное поколение.
2,7 — это для развитых стран просто недосягаемое планка. Сейчас самые лучшие показатели в Европе — это Швеция и Франция, у них показатель около 2. На постсоветском пространстве из стран такого уровня остался один Таджикистан. На территории Российской Федерации, кроме Чечни и Тувы, где показатели 2,7, выше показателя ни у кого нет. Нет таких показателей и в мусульманских республиках, таких как Узбекистан или Азербайджан.
Понятно, что правительство должно трезво оценивать ситуацию. Хорошо, если мы вытянем до 2, а желательно, и выше, Но объективно это очень сложно сделать, потому что у демографических мер ограниченный потолок. Это не автоматическая, не линейная зависимость. Здесь много других факторов, с которыми трудно бороться на государственном уровне.
Существует угроза изменения этнографического, этнического состава населения России, то есть увеличение количества мусульман, нерусского населения. Может возникнуть угроза утраты Россией своего этнического лица. Эту угрозу надо подразумевать. Страшно не только то, что русские утратят лицо. Если русские станут меньшинством в России, то Россия распадется. Надо четко понимать, что русские — это цементирующая сила государственности. Если русские в России будут в меньшинстве, то государство нечем будет цементировать, тогда оно начнёт делиться по этническим квартирам.
Это серьезная угроза. Но она на сегодня менее опасна, чем 15 лет назад, в силу двух факторов. Во-первых, за последние 10 лет улучшилось демографическое положение русского народа. И, во-вторых, в тех миграционных источниках, которые могут сдвинуть у нас культурный баланс, снизилась рождаемость. К примеру, в Узбекистане. Там за последние 30 лет произошло стремительное снижение рождаемости. Количество детей на женщину за 30 лет сократился почти в три раза. Они прошли тот же переход, какой Россия прошла между 1940 и 1970 годами.
Но, тем не менее, риск существует, и его надо подразумевать. Когда мы говорим, что надо делать приоритет на культурный уровень населения в миграционной политике, то, конечно, именно исходя из такого риска. Как это будет сделано, я не знаю.
Есть другая проблема, которая появилась в мегаполисах, когда мигранты начинают вытеснять коренное население из различных сфер, что происходит последовательно и неуклонно. Это можно проследить на примере вытеснения коренных жителей из маршрутных такси в Санкт-Петербурге. Но это отдельная тема, которая требует серьезной работы. Привлечение людей надо рассматривать не только с точки зрения знания ими языка, культуры, квалификации, но и с точки зрения того, чтобы они не образовывали агрессивных коренному населению сообществ. Это отдельный факт миграционные политики — противодействие созданию в первую очередь криминальных сообществ, во вторую очередь, сообществ, которые конкурентно и агрессивно настроены (даже если и не криминально действуют) к основному населению.
Если мы приглашаем мигрантов, это значит, что мы должны ставить первым условием их интеграцию с большинством и лояльное взаимодействие с большинством проживающих в нашей стране. В противном случае без такого фильтра риски будут высоки.
С миграционной точки зрения, риски России существенно ниже, чем в Европе, по многим причинам. Во-первых, по причине того, что в Европе выше уровень жизни и гораздо больше, чем в России, приезжим раздаётся различных дешёвых благ. В России всё-таки требуют, чтобы мигранты работали, и так просто пряники не раздают, как, например, в Германии. Во-вторых, Россия исторически и политически связана с гораздо меньшим ореолом бедных стран, которые ищут, где найти работу по прежним своим связям, чем Европа с огромным количеством колоний, которые стремятся во все страны метрополии.
Поэтому, если кому и грозит серьезное перерождение лица, так это в первую очередь странам Европейского Союза. А мы уж после. Но и после не хотелось бы оказаться на их месте, хотелось бы сохранить наше лицо, сохранить наш исторический культурный облик.
3. Обратите внимание
2. Читателям
1. Мы не рабы, рабы не мы