Подобно Христу и по дару Христа Церковь — все, кто в Церкви, — прежде соединяется с Господом во святом крещении, получает от Него Божественное помазание, становится Девой чистой, непорочной, которая хранит себя неоскверненной от мира. Господь сокрушил диавола во время поста, чтобы даровать нам Свою победу. Поэтому пост, совершаемый Спасителем сразу же после Крещения, является существенным этапом всей Его жизни, всех Его спасительных действий, направленных к нам. И он не может быть никем никогда отменен или умален — если мы на самом деле хотим достигнуть полноты возраста Христова, тех даров, которые Он принес нам. Этот пост был также главным этапом на пути Его ко Кресту. Господь после Крещения был в такой мере исполнен даров Духа Святого, что постясь Он явил полное воздержание от всякой пищи и от всякого питья, полное уединение и непрестанную совершенную молитву. И этим постом Он подготовил Свою человеческую плоть к восхождению на Крест. Это значит, что мы не сможем нести наш крест, не сможем преодолеть искушение диавола, не сможем устоять в страшных соблазнах окружающего нас растленного мира, если не приобщимся благодати поста, который Христос претерпел на Горе Искушения. И это значит, что мы упадем под тяжестью нашего креста, если благодать Духа Святого не даст нам силы совершать этот пост вместе со всей Церковью.
Мы завершим первую седмицу Поста празднованием Торжества Православия — этой единственной веры, которая хранит в полноте и чистоте то, что заповедано Господом. Где именующие себя христианами не соблюдают благословенный пост, там упраздняется тайна спасения, которое Господь совершил для всего человечества, даровал для всей Церкви. Не для Себя же Господь постился, не для Себя Он крестился, и не для Себя был распят. Это единая нераздельная тайна. И во всех действиях Христа заключена сила Божественной жизни, которой мы приобщаемся, когда следуем за Господом, как Он говорит каждому христианину: «Следуй за Мной».
Но эта сила сообщается нам в той мере, в какой мы исполняем в своей жизни то, что Христос заповедал. Когда Господь говорит, что Он пришел, чтобы освободить нас от мира, от диавола, и от нас самих, то мы понимаем, что это невозможно, если Он Сам не будет пребывать лично в каждом из нас. И когда Он спрашивает, как на Тайной Вечери, всех избравших этот путь: «Веруете ли в Меня?», Он не ждет, что мы просто ответим Ему «да». Он хочет с нами такого общения, которое готово разделить с Ним всю Его жизнь и в славе, и в страдании.
Только делами своими мы можем показать истинность нашей веры, и только делами мы можем показать истинность своего поста. О чем здесь идет речь? О том, чтобы пост всегда был уравновешен нашей молитвой. «Бдите и молитесь, — к посту обращены эти слова, — да не внидите в напасть», потому что диавол принимает наш вызов. И он готов, если за нами не стоит Христос, не только в посте, но и в молитве нашей, нанести нам сокрушительное поражение.
И, во-вторых, наш пост не должен быть таким, каким он, увы, нередко бывает. Кто-то, услышав по радио, что в первые дни не полагается ничего вкушать, без рассуждения берет на себя этот подвиг. Преподобная Синклитикия говорит, что внешний пост, который неуравновешен нашей внутренней духовной жизнью, скорее приведет нас к разрушительным последствиям, чем принесет пользу.
Такой пост опасен тем, что у нас может быть тщеславие, может быть лицемерие. При самом строгом соблюдении поста мы можем быть равнодушны к погибающим людям, к страданию миллионов людей. Этот строгий пост может сочетаться с любым компромиссом со злом, со всяким отступничеством. То есть все может сводиться к тому, что пост явится на самом деле утверждением самих себя — даже при нашем участии во всех богослужениях, в слушании всех покаянных канонов. Святая Церковь раскрывает нам главное в тайне поста: чем меньше я услаждаюсь собой, чем меньше я занят собой, тем более строгий я держу пост. Это центр поста.
Предупреждая нескончаемые вопросы тех, кто недостаточно здоров, и совесть его смущена, оттого что он не соблюдает пост, как заповедует Церковь, заметим — он соблюдает пост, если помнит и хранит то, что является сутью этого поста. А болезнь — как телесная скорбь, по слову великих отцов пустынников, есть больше всякого другого телесного поста, если принимается нами с терпением и благодарением.
Самое главное, что мы должны помнить о Великом посте — в нем должен участвовать весь человек, вся его личность. И телесный пост обязателен, потому что личность человека — не только душа, но и тело. В теле мы приносим часть себя Господу. А Господь говорит, чтобы мы стремились не к части, а к полной отдаче себя. И мы не можем заменить этого никаким постом, никакими богатыми пожертвованиями на храм, никакими добрыми делами. Ничем на свете не можем заменить приношение себя, своей души, потому что она дороже всего мира.
Мы не увидим Христа, мы не увидим Креста Христова и не сможем поклониться ему, если не будем соблюдать поста. Этот путь будет мечтательным. Но наш пост должен быть именно таким, каким Христос совершил его нашего ради спасения, отдавая всего Себя нам на Кресте и в Своей Пасхе.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России