В понедельник, 4 марта, папа Римский Франциск объявил об открытии архивов Ватикана, касающихся понтификата папы Пия XII. Доступ к материалам, охватывающим период со 2 марта 1939 года по 9 октября 1958 года, станет возможным со 2 марта 2020 года, сообщает Vaticannews.
«Церковь не боится истории, напротив, она ее любит и хотела бы любить еще больше и лучше, так, как ее любит Бог! Поэтому с той же надеждой, что и мои предшественники, я открываю и доверяю исследователям это документальное наследие», - заявил понтифик.
«Я принимаю это решение, проконсультировавшись со своими ближайшими сотрудниками, - пояснил Франциск на аудиенции ватиканским архивариусам, - с доверием и умиротворением, с уверенностью, что серьезное и объективное историческое исследование сможет в верном свете и с надлежащей критикой оценить моменты превознесения этого Папы и, безусловно, также моменты серьезных трудностей, выстраданных решений, человеческого и христианского благоразумия, которые кому-то могут показаться умолчанием, на самом же деле речь идет о попытках, крайне напряженных даже с человеческой точки зрения, в периоды самого густого мрака и жестокости держать зажженным маленькое пламя гуманитарных начинаний, скрытой, но активной дипломатии, надежды на возможную позитивную открытость сердец».
По его словам, личность Пия XII, управлявшего лодкой святого Петра в один из самых мрачных моментов прошлого столетия, изучалась во многих измерениях, посреди полемики, а иногда и «предубеждений и перегибов». Сегодня эти суждения переосмыслены, а пастырские, богословские, аскетические и дипломатические аспекты жизни этого Римского папы сегодня оцениваются по справедливости.
Напомним, что еще в 2004 году Иоанн Павел II открыл доступ к архиву сведений по военнопленным периода 1939 -1947 гг., включающих 2349 документов с упоминанием 2,1 миллиона имен. В 2006 году Бенедикт XVI предоставил в распоряжение ученых архивы понтификата Пия XI (1922-1939), в виду подготовки к открытию следующего блока материалов.
Президент Израиля Реувен Ривлин приветствовал решение Франциска открыть секретные архивы Ватикана, относящиеся к периоду Второй мировой войны, сообщает ТАСС. «Смелое и долгожданное решение моего друга папы Франциска открыть архивы Ватикана, относящиеся к периоду Холокоста, предоставить свободный и прямой доступ к документам о самом темном периоде в истории человечества. Этот шаг особенно важен в наши дни продолжающихся антисемитских атак, попыток переписывания истории и отрицания Холокоста», - заявил он.
«Те, кто не помнят прошлое, обречены повторять его», - добавил президент Израиля.
Решение Франциска прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Как гласит древняя египетская мудрость: даны человеку уста для прикрытия мыслей его. В данном случае так называемое рассекречивание архивов призвано еще больше засекретить темные и постыдные страницы истории Ватикана. Теперь, когда вы будете искать документы и требовать их рассекретить, вам мило улыбнутся и разведут руками: «Простите, всё рассекречено».
Ни за что не поверю, что в вопросе о Пие XII Ватикан решился бы на полную откровенность. Понтификат этого папы ознаменован немалыми постыдными вещами. Молчанием о геноциде евреев. Стыд и позор католическому и западному миру, но первым об этом заговорил Советский Союз. До этого всё погружалось в молчание. Начиная с «хрустальной ночи», когда нацистские молодчики разбивали витрины еврейских магазинов, избивали евреев, а некоторых убивали. А когда евреев выгоняли из Германии, европейские и американские страны не желали принимать беженцев.
Ватикан участвовал в этом заговоре.
Ватикан молчал, когда евреев отправили в гетто, а затем в концлагеря. Ватикан молчал, когда евреев беспощадно избивали и отправляли в Освенцим и в Майданек из разных стран Европы. И заговорил об этом лишь тогда, когда союзники вошли в Рим. Постыднейшая и еще более постыдная сторона. В первом случае Ватикан лишь был свидетелем.
Во втором - соучастником. Я имею в виду избиение православных сербов. Мы уже об этом достаточно много говорили в наших публикациях про «архиепископа геноцида». Есть целое направление исследований в этой области, которое представляет академик, профессор Срболюб Живанович и его сподвижники.
Известны факты постыдного и преступного участия хорватского клира и монашества в избиении сербов. Такие имена, как Сидоний Шольц и Мирослав Филипович, комендант Ясеноваца, никогда не исчезнут из памяти сербов и всех людей доброй воли. Разумеется, постыдным актом являлась канонизация Алоизия Степинаца, который своим авторитетом прикрывал эти преступления. Более того, Степинац вдохновлял на них преступный хорватский режим Анте Павелича и благословлял своих клириков и паству на совершение всех этих злодеяний.
Еще одна постыдная страница в истории Ватикана - это «крысиная тропа»: целая сеть переправки хорватских и немецких военных преступников в Испанию, а затем в Латинскую Америку с тем, чтобы они избежали заслуженного возмездия за свои преступления. Папа Пий XII об этом знал и это поощрял. Он, не захотевший в свое время осудить фашизм, в 1949 году имел еще дерзость осудить коммунизм и благословить Запад на «Холодную войну», которая стоила больших страданий нашему народу и всем странам Восточной Европы, выжила из нас немало соков, унесла немало жизней и отравила послевоенный климат.
За всё это папа Пий XII понесет ответ на Страшном суде Христовом, в который, я думаю, папа Франциск не верит. Сам его язык, которым изложено официальное сообщение Ватикана, - это язык гуманиста-безбожника. Ничего не сказано про цвет веры, про Христа. Как светские люди на Западе уже празднуют Рождество без Христа, так и папа говорит о судьбах Церкви без Христа. Особенно благодаря личной изворотливости того или иного папы.
Поэтому на эту инициативу Ватикана приходится смотреть с большой скорбью и со стыдом за человечество, за Католическую церковь. За нее действительно стыдно, потому что её иерархия позволяет себе мелкую ложь и великие преступления.