Участниками форума стали: председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов; директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Е.Н. Байбарина; президент Национальной медицинской палаты, д.м.н., профессор, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Л.М. Рошаль; президент Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины (РАСПМ), д.м.н., профессор Н.Н. Володин; главный врач Российской детской клинической больницы Министерства здравоохранения РФ, председатель правления Ассоциации детских больниц, заместитель председателя исполкома Союза педиатров России Н.Н. Ваганов; член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина О.И. Аполихин; сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению и защите жизни иерей Феодор Лукьянов.
В своих выступлениях докладчики затронули темы охраны репродуктивного здоровья детей, состояния этой проблемы в России. Собравшиеся говорили о необходимости корректировки национального проекта «Демография», об эффекте повреждающих факторов на репродуктивное здоровье поколений. Руководитель одной из краснодарских клиник, хирург-онколог Н.А. Школяр выступила с докладом «Влияние химических мутаций на здоровье женщин и будущего поколения: медико-этические проблемы», в котором привела факты многочисленных патологий у детей, рожденных после ЭКО, о чем редко говорят специалисты в России.
Протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении отметил: «Мы стали очень старым народом, средний возраст которого — 40 лет. Когда нам показывают Сирию, мы видим огромное количество детей, а у нас их как будто нет. Один ребенок, редко — два, а три — это считается многодетной семьей. А три и больше — это четыре процента населения». Такая ситуация, отметил председатель Патриаршей комиссии, ведет к самоуничтожению народа и государства. Он напомнил: «Еще Гитлер в своей программе говорил, что для русских, чтобы они сами вымирали, аборт надо сделать абсолютно приемлемым и совершенно желательным». Сегодня, несмотря на победу над нацизмом, наше общество во многом живет в согласии с подобным планом: «В нашем приходе очень много многодетных семей. К Пасхе ждем особого события — одна наша Машенька ждет десятого. И что же она выслушивает каждый раз? И в консультации только одно: "Тебе это надо?" Она отвечает: "Мне это надо". То есть, народ "заточен" на самоубийство».
Справиться с этой проблемой невозможно без возвращения к основам нравственности: «А теперь поговорим об этике. А что такое этика? Или замечательные слова "права эмбриона". Интересно, что такое "эмбрион"? Если у него появляются права, если он в отдельных случаях является пациентом? Может быть, он все-таки человек? Человек в коме — это вообще человек или это “постэмбрион” какой-то? Может, тогда незачем на него деньги тратить? Может, тогда применить эвтаназию? Что ее тогда запрещают? Надо выбрать, наконец, и философски осмыслить этот выбор. Мне кажется, что эта конференция должна быть украшена философскими изысканиями… Любая этика в любой стране зиждется либо на философии, либо на религии, у всех народов. Что такое хорошо, а что такое плохо — на этот вопрос отвечают либо поэты, как Владимир Владимирович, Царствие ему Небесное, Маяковский, либо религия. Потому что иначе не понятно: а если я не религиозный человек, то что, теперь можно воровать? Сказано же: не укради, не убий, не прелюбодействуй. Этому же надо учить детей, как учили в России 900 лет. Тогда что-то произойдет с нашей этикой.
Говорят о правах человека, а ребенок не имеет вообще права пожить на этой земле. Его никто не спрашивает, просто убивают и все. И самое отвратительное, что наше социальное государство, про которое мы читаем в Конституции, делает это за счет моих денег, которые я, священник, православный, с детства верующий в Бога, должен платить в качестве налогов. Из этих налогов берут деньги на убийство детей и объясняют это странными вещами: а то она пойдет в подвал к какой-то бабке. А что, бесплатно пойдет в подвал? Нет, тоже за деньги и гораздо дороже, чем в хорошей медицинской клинике. Почему государство должно оплачивать убийство собственных граждан? Ребенок — это человек. Как бы это объяснить? А объяснить очень просто… Просто объяснять, объяснять. Потому что, это нужно продолбить железобетонные мозги, заточенные на убийство и, следовательно, самоубийство народа».
Аборты — это трагедия нашего народа, сравнимая с ужасными последствиями страшной войны: «Нам нужно выбрать между христианством и фашизмом. Мы ходим на бессмертный полк. Но это убили враги. А сколько убили мы сами? Побольше, чем на Второй Мировой войне, гораздо больше. Надо над этим задуматься. Даже если кто-то не в курсе дела, над нами есть Бог. И если Он сказал, что "за каждое слово праздное будешь держать ответ", тем более за убийство собственного ребенка, про которого Достоевский говорил, что слеза невинного младенца стоит дороже всего мира. Безжалостно, с улыбкой, с удовлетворением убивают собственных детей. Да когда же вы остановитесь? Массовое убийство русскими людьми русских детей — страшнее Холокоста».
Председатель Патриаршей комиссии выразил надежду на то, что работа форума будет плодотворной: «У нас есть возможность, во-первых, окинуть взглядом то, что уже удалось сделать на ниве защиты и укрепления семьи, защиты материнства, защиты жизни, а во-вторых — подумать о будущем, об открывающихся перед нами возможностях».
Русская Православная Церковь уделяет большое внимание решению проблемы абортов. Церковь не только участвует в общественной дискуссии, но и оказывает реальную помощь беременным женщинам и матерям, оказавшимся в кризисной ситуации. В России действует более 160 церковных центров гуманитарной помощи, призванных поддержать нуждающихся, и 59 церковных приютов для женщин в кризисной ситуации.