«С победой не кончается война»

О предпремьерном показе нового фильма режиссера Федора Попова «Коридор бессмертия», посвященного малоизвестным фактам Блокады

0
624
Время на чтение 5 минут
«С победой не кончается война», - это не только поэтическая метафора. Мы, наследники воинов Великой Отечественной войны, видим, что ныне совершается военное наступление на священный подвиг наших предков, который нам придется защищать своими силами, осознанием того, что наступление на историческую память равносильно наступлению на Русскую землю. Враги России знают, что память обладает огромной духовной мощью и является оборонным фактором нашего Отечества. Память и героический пример – обеспечивают боеспособность фронта и тыла. Гитлеровские идеологи отлично это понимали и призывали к разрыву всех исторических связей на оккупированных советских территориях. «Прежде всего уничтожайте памятники. Нация без памятников во втором поколении перестает существовать» - заявляли фашистские главари. И сегодня эти идеи живы, призывы действенны. В сопредельных с Россией странах открыто идет война с памятью и с памятниками Победы, принесшей многим народам Европы спасение от полного их уничтожения.

Санкт-Петербург – город вековых памятников, город средоточия памяти о страшных, долгих днях блокады. День 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – это не только памятный день для блокадников, которые многое еще помнят, многое могут рассказать и которых, к огромному сожалению, ежегодно становится на несколько тысяч меньше. Это День – оживления и укрепления памяти их детей и внуков, памяти всенародной и вневременной. Новый фильм режиссера Федора Попова «Коридор бессмертия», созданный АНО «Творческая студия “Стелла”», предпремьерный показ которого состоялся 26 января 2019 года в киноцентре «Родина» - и подарок, и памятник.

Долгожданную премьеру представили – председатель Комитета по культуре К.Э.Сухенко, режиссер Ф.Попов, советник по культуре и.о. губернатора Санкт-Петербурга Н.В.Буров. Посвященный малоизвестным фактам Блокады, представленный фильм является историческим открытием и серьезной творческой работой.

Так Велимир Хлебников определил ступени творческого процесса: «вдохновение – есть “пробежавший” ток от всего ко мне, а творчество есть обратный ток от меня ко всему». Известный петербургский прозаик Дмитрий Каралис – автор идеи и соавтор Ф.Попова в создании сценария фильма шел именно этим путем. Обратной связью, импульсом “от всего”, от прошлого, от его предков – было наполнено вдохновение писателя, вылившееся в произведение, обращенное “ко всему” – к миру и к будущему. Большой, более чем двухчасовой, изобразительно сложный, психологически напряженный фильм – не легкое времяпровождение. Просмотр военной драмы можно назвать мужественным поступком, особенно для приглашенных на премьеру блокадников – людей почтенного возраста. Но никто из них не покинул своего зрительского рубежа. Никто не побоялся посмотреть в страшное прошлое.

Невозможно не сопереживать героям картины, которая основана на реальных событиях. Дмитрий Каралис писал сценарий об истории реальной, участником которой был его отец. Он был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, которую сами железнодорожники называли «Коридор смерти». Писать правду о войне трудно, но писать неправду – унизительно. Создатели фильма это понимали. При длительной, растянувшейся на несколько лет кропотливой подготовке сценария, авторами были найдены, исследованы и использованы многочисленные архивные данные, привлечены консультанты-историки – специалисты по периоду ленинградской блокады. В картине – всё правда, хоть многие ситуации кажутся невероятными, непосильными простому человеку, измученному войной. Картина посвящена не широко известному участку и периоду борьбы за Ленинград – строительству и эксплуатации секретной железной дороги длиной 33 км, построенной за 17 дней силами горожан под прицельным обстрелом фашистской артиллерии, под непрекращающимися бомбежками с вражеских самолетов. Эта смертельно опасная дорога в 1943 году соединила осажденный Ленинград с Большой землей. Трагическая для железнодорожников, но спасительная для ленинградцев история прорыва поездов по «Коридору смерти» долгое время была засекречена.

Решение о срочном строительстве железнодорожной линии Поляны — Шлиссельбург принял сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года государственный комитет обороны (ГКО). Главная героиня фильма Маша Яблочкина направлена в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстояло доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения. В фильме показаны героические усилия бригады одного поезда, состоящей из одиннадцати человек, большинство из которых девушки – недавние школьницы. Авторы фильма смогли передать невероятное напряжение сил, смелость, самоотверженность простых людей, спасавших своих земляков и свою родную землю. В названии фильма соединяются две ипостаси бытия: реальная – “коридор” и трансцендентная – “бессмертие”. Как между небом и землей, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, между этими полюсами происходит действие, напряжение которого не отпускает зрителей даже после окончания картины. Убедительности игрового фильма много способствует сдержанное цветовое решение картины, приближенное к документальной стилистике. Сложная звуковая экспликация тоже близка к реальной. Звуки войны и мира: взрывы снарядов, вой самолетов, скрежет механизмов находятся в гармонии с мелодией флейты-пикколо, со струнной мольбой гитары. Симфоническая музыка объемлет и возносит любовь и смерть, горечь отчаяния и радость победы. Но лейтмотивом симфонии всех кинематографических видов искусств является стихотворение Ольги Берггольц, написанное в августе 1941 года «..Я говорю с тобой под свист снарядов,/ угрюмым заревом озарена./ Я говорю с тобой из Ленинграда…», целиком звучащее в картине в проникновенном исполнении героини фильма, которая, обращаясь к своим сослуживцам, на самом деле обращается к нам, своим далеким потомкам. Нам предназначены и завещаны эти слова:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия

На примере подвига одной поездной бригады создателям фильма удалось показать недосягаемый уровень совокупного народного подвига. Категория бессмертия явлена в картине не только в выполнении невыполнимого приказа, в образе героической жертвы жизни за други своя, но и темой спасения ленинградских детей. Они, доверчивые, голодные, озябшие, с выразительными ясными глазами, благодарные своим спасителям олицетворяют бессмертие, перед которым склонился даже выдающийся ученый, вывозящий из Физтеха ценнейшее оборудование. Безмолвное преклонением пред свершившимся подвигом, пронзительно сыгранное н.а. России Валерием Кухарешиным – достойный финал героического фильма, показавшего высокий уровень культуры памяти.

Аплодисментами, стоя, приветствовали почетные зрители финальные титры. Символичная встреча состоялась в фойе кинотеатра, куда входили на следующий сеанс этого же фильма студенты и школьники. Они шли сквозь поток уходивших блокадников. Два потока встретившись, смешались. Казалось здесь, в этом общем неожиданном единении, в этом коридоре истории, происходила передача от поколения блокадников поколению их внуков – сопричастности подвигу, ответственности за Санкт-Петербург, любви к Отечеству, координат пути в бессмертие.

Валентина Ефимовская, поэтесса, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Ефимовская
«Побеждающий наследует всё…» (Откр. 21:7)
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 1 2024 (67)
01.04.2024
«Война и мир» Нины Поповой
Опыт деятельной любви
24.03.2024
«Наша битва за суверенитет и справедливость»
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 4 2023
17.01.2024
От общего корня
О презентации новой книги Фонда «Возрождение Тобольска»
22.12.2023
Все статьи Валентина Ефимовская
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45