Историко-литературным музеем «Вася Тёркин» подготовлены
две выставки к 75-летию полного снятия блокады
Ленинграда и освобождению пригородов городов
Пушкин и Петергоф. Свидетелями тех январских дней 1944 года стали книги, периодические издания, каталоги выставок, документы и открытки. Среди исторических материалов в выставку включены и церковные источники.
О снятии Блокады и освобождении пригородов рассказывает книга генерал-майора Фомиченко «Великая победа Красной Армии под Ленинградом» 1945 года. В газете Ленинградская Правда от 25 января 1944 г. помещены фронтовая хроника и две статьи об освобождении Пушкина. В армейской газете 90-й стрелковой дивизии «На страже» один из защитников и освободителей Ленинграда, воин Ленинградского фронта автор заметки «Слава Павловцам! Слава Пушкинцам!» с радостью сообщает, что освобожден его родной город.
Журналы «Ленинград» №1-2 и 6-7 поместили фотографии и зарисовки разрушенного, но уже освобождённого г. Пушкина и его окрестностей: станция Александровская, горящий дом и церковь Екатерининского дворца. В №1-2 можно прочитать заметку пушкиниста Мануйлова и стихотворение ленинградского поэта Леонида Хаустова «Пушкин». В итоговом сборнике поэзии блокадного Ленинграда 1945 г. «Город славы боевой» стихотворение Владимира Лифшица «Царскосельская статуя». Оно отсылает к трагическим дням сентября 1941 г., когда город был оставлен. О периоде оккупации свидетельствует документ – подлинная автобиография жительницы г. Пушкина, в которой она в 1948г. пишет, как оказалась в оккупированном городе, и как сложилась судьба её семьи. И к счастью пережив оккупации и вывоз в Прибалтику им вновь удалось вернулась в освобождённый Пушкин, где она продолжала работать. В углу листа автобиографии можно увидеть маленькую фотографию автора.
В книге литературоведа Анциферова «Пригороды Ленинграда. Пушкин Павловск. Петродворец», изданной Государственным литературным музеем в 1946 г., можно увидеть фотографии воинов Красной Армии, идущих в атаку у Екатерининского дворца, писателя Алексея Толстого, осматривающего разрушения залов дворца и у своего разрушенного дома.
Сохранились и другие интересные свидетельства. Такое свидетельство оставила Ольга Берггольц в книге «Говорит Ленинград». Книга вышла в 1946 году, а была подписана к печати 31 декабря 1945 года. Текст составлен из некоторых выступлений поэтессы на радио во время Великой Отечественной войны. Своё выступление на новый 1944 год она назвала «Дыхание грядущей победы», оно прозвучало 31 декабря 1943 года: «Завтра мы встречаем сорок четвёртый год – год наших побед. А значит это? Это значит, что может быть очень скоро мы вновь придём в наш Пушкин, в наш Петергоф, нашу Гатчину… Они выжжены, разрушены, истерзаны. Наверное, мы даже не узнаем их, когда придём туда… Об этом больно даже говорить… Но ведь это уже реально, что мы придём туда и будем восстанавливать их… Мы, начинавшие сорок третий год с прорыва блокады, встречаем сорок четвёртый год с твёрдой уверенностью, что в этом году блокада будет снята полностью, что сорок пятый год мы встретим в освобождённой Ленинградской области». А в конце, как всегда, звучали стихи.
Желание
Я дано живу с такой надеждой:
Вот вернётся город Пушкин к нам, -
Я пешком пойду к нему, как прежде
Пилигримы шли к святым местам.
Незабытый мною, дальний-дальний,
Как бы сквозь войну обратный путь,
Путь на Пушкин, выжженный, печальный,
Путь к тому, чего нельзя вернуть.
Милый дом с крутой зелёной крышей,
Рядом липы круглые стоят…
Дочка здесь жила моя, Ириша,
Рыжеватая была, как я.
Все дорожки помню, угол всякий
В пушкинских торжественных садах.
С тем, кто мной доныне не оплакан,
Часто приходила я сюда…
Я пешком пойду в далёкий Пушкин,
Сразу – как узнаю – возвращён.
Я на чёрной парковой опушке
Положу ему земной поклон.
Кланяюсь, что здесь любила. –
Сердце, не прощай, не позабудь,
Кланяюсь всему, что возвратила,
Трижды – тем, кого нельзя вернуть.
Ольга Берггольц
Одними из первых, кто побывал в освобождённом Пушкине 24 января 1944 года, были сотрудники радио, среди них была «блокадная муза» Ольга Берггольц и известный пушкинист Мануйлов. Уже на следующий день Ленинградцы могли услышать по радио рассказ Берггольц «Мы пришли в Пушкин». «…В Лицее нет ни одной рамы, но Лицей всё же цел и лицейская церковь цела. Мемориальные доски на Лицее на месте, и да же дощечка, висящая у Лицея ещё с мирного времени, — "автобус номер три, Пушкин — Ленинград". Но нет в ограде — пустой гранитный постамент: статуи юноши-Пушкина — нет». Он спрятан, закопан в парке. Один из жителей города отдал за него свою жизнь. Его расстреляли за отказ выдать место, где был спрятан памятник». Спустя всего три недели сбылось пророческое слово поэта, которое она сразу же и выполнила. И в завершение радиовыступления снова ленинградцы услышали стихи.
Вошли — и сердце дрогнуло: жестоко
зияла смерть, безлюдье, пустота...
Где лебеди? Где музы? Где потоки? —
С младенчества родная красота?
Где люди наши — наши садоводы,
лелеявшие мирные сады?
Где их благословенные труды
на счастье человека и природы?
И где мы сами — прежние, простые,
доверчиво глядевшие на свет?
Как страшно здесь!
Печальней и пустынней
селения, наверно, в мире нет...
И вдруг в душе, в ее немых глубинах
опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир
чужбина,
Отечество нам Царское Село».
Ольга Берггольц
Мануйлов тут же на улице читал лекции солдатам о Пушкине.
В газете «Ленинградская правда» от 3 сентября 1944 г. опубликованы материалы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба. Разрушений в городах Пушкин, Павловск и Петродворец. Под статьей помещены фотографии разрушенных дворцов Пушкина и Петергофа.
Среди других свидетельств история сохранила нам духовный источник – голос Церкви. О своём посещении Пушкина и Петергофа Митрополит Ленинградский Алексий написал статью «Немецкие злодеяния в Петергофе и Пушкине», которая была опубликована в Журнале Московской Патриархии №2 за 1944 г. И в книге «Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи», изданной в 1948 г. Он посетил их 28 января как член Областной комиссии по выявлению зверств фашистских оккупантов, ущерба и убытков от их разбойничьего хозяйствования. «Знаменская церковь, стоящая около Лицейского корпуса, внутри вся разрушена; в неё тоже нельзя войти, так как она минирована. Внутренность её вся сожжена, двери и окна разбиты. Вблизи этой церкви, в садике, находился замечательный бронзовый памятник Пушкину. На нём изображён Пушкин в юные лицейские годы, сидящим в художественной, мечтательной позе на скамейке. Все им любовались в течение многих десятков лет. Его теперь нет конечно».
ЛССХ (Ленинградское отделение Союза советских художников) выпустил каталог выставки акварелей художников А. С. Ведерникова, А. М. Романова «Пулково-Псков-Пушкин» декабрь 1945 г. Ещё одно документальное свидетельство, запечатлённое художниками. Из аннотации каталога: «Эта выставка не совсем обычная. Она знакомит не только с творчеством представленных на ней авторов тонких акварелистов, превосходных рисовальщиков, работающих в своеобразной лаконичной манере, её интерес и в том, что они изображают. Сокровища русской культуры, разрушенные войной, частично уцелевшие послужили темой работ Романова и Ведерникова в течении лета 1945 года. Третьим объектом зарисовок явился Екатерининский дворец и парк в городе Пушкине». В Каталог выставки архитектора, фронтовика Ф.Ф. Олейника 1948 г. с его автографом вошли зарисовки разрушенных дворцов Пушкина и Павловска. В каталоге помещена зарисовка Камероновой галереи.
Уже в октябре 1944 года вышла книга «Город Пушкин» А.Беляева. Первая её часть, историко-искусствоведческая, написана директором пушкинских дворцов и парков Е.Л.Туровой. Раздел периода ВОВ - Л.Бендэ. В третьем разделе «Разрушения произведённые немецко-фашистскими захватчиками в городе Пушкине» опубликованы фотографии государственной Инспекции охраны памятников. Приведены старые виды Екатерининского дворца 1904 г. и фотографии разрушений. Реставрация заняла десятилетия, что-то было утрачено навсегда, как Янтарная комната. Её воссозданию мы стали свидетелями совсем недавно. В 1959 г. открылись первые пять комнат Екатерининского дворца, об этом рассказывают следующие экспонаты. «Пушкин возрождённый из пепла» под таким названием вышел набор из 16 открыток в 1969 г. к 25-летию снятия блокады и освобождения города в издательстве «Советский художник» На одной стороне воспроизведены цветные фотографии дворцового ансамбля и парка, на другой стороне — фотографии разрушений, сделанные в 1944 г. Такой же набор только увеличенного формата был издан в 1974 г. издательством «Аврора» к 30-летию полного снятия Блокады Ленинграда и освобождению города Пушкина в преддверии юбилея Победы в ВОВ. В 1980 г. фотографии разрушений 1944 г. и видов отреставрированных дворцов и парков совместили на одной стороне открыток. Но в разных наборах были воспроизведены разные виды, поэтому наборы отличаются друг от друга и в 80 г. оставили только 12 открыток. Посмотрев эти открытки, вы сами можете сравнить, каким предстал освобождённый Пушкин в 1944 году, и как он вновь возродился во всём своё великолепии.
Выставка проходит в Центральной детской библиотеке г. Пушкина.
На выставке «Освобожденный и возрожденный Петергоф» можно увидеть и познакомиться с редкими материалами. Об освобождении города и его окрестностей рассказывают материалы книги «Великая победа советских войск под Ленинградом», выпущенной в 1945 году, и листовка псковских партизан о разгроме немцев под Ленинградом и освобождении Петергофа. В журналах «Ленинград» помещены очерки, фотографии и зарисовки следов разрушения памятников культуры. На открытках 1960-1980 гг. город предстает в таком виде, в котором он был в 1944 году и вновь возрожденный из пепла после реставрации. Свидетелями январских дней 1944 года являются книги и периодические издания. В 1946 году вышла книга известного литературоведа Анциферова «Пригороды Ленинграда: Пушкин, Павловск, Петергоф». В 1949 году архитектор Пилявский издал книгу «Петергоф» в серии «Сокровища памятников архитектуры». Он провел всю блокаду в Ленинграде и был членом комиссии по обследованию разрушений памятников Петергофа, а в последствии занимался их восстановлением.
Еще одно малоизвестное свидетельство членов комиссии: клирика Николо-Богоявленского собора отца Николая Ломакина, благочинного церквей Ленинградской области, г. Ленинграда, посетившего Петергоф в сентябре 1943 года. Его рапорт был напечатан в Журнале Московской Патриархии №2 1943 года, в котором он рассказывает о разрушениях храмов и гибели мирных жителей, скрывавшихся под его сводами.
Из фондов в библиотеки представлены публикации Сергея Алексеевича Суркова и его монографии «Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытания» и «Митрополит Николай (Ярушевич)». Кроме того, библиотека представила сводные каталоги ГМЗ «Петергоф» об утраченных в годы ВОВ ценностях.
В путеводителях 1939 и 1980 годов можно сравнить, каким был город до войны и каким он стал после реставрации. На открытках 1960-х гг. можно увидеть отреставрированный Петергоф во всем его великолепии.
Выставка проходит в Центральной библиотеке им. С.С.Гейченко г.Петергофа.
Вадим Михайлович Кустов, директор Историко-литературного музея «Вася Тёркин»